10 (23) апреля 2017 года. АНТИПАСХА. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Apr 23, 2017 07:01

Продолжение…

Священномученик Мисаил Шацкий, архиепископ Рязанский и Муромский, чудотворец



Память 9 апреля (Рязан., Липецк.), 10 апреля (Рязанск., Тамбовск.), в Соборах Липецких, Рязанских и Тамбовских святых

Родился в селе Грузине, Новгородской епархии.
Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Братией монастыря был избран во игумена. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митрополита Никона, будущего патриарха, который указал на Мисаила, как на достойного преемника почившему владыке Рязанскому.

13 апреля 1651 года был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в достоинство архиепископа.
Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоко нравственном. Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил боролся главным образом против повального народного пьянства и против религиозного безразличия, проявлявшегося в крайней и массовой холодности к Церкви.
С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и во все праздники звал свою братию к своему столу. С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгнал их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну силой постригал в монашество и отсылал в монастыри.
Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить Церковь. Владыка Мисаил был усердным почитателем Рязанского первосвятителя Василия.

Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патриархом Никоном в Москву на Собор по исправлению богослужебных книг. В 1654 году владыка Мисаил испросил у патриарха благословения на проповедь среди мордвы и татар. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Проповедь святителя имела успех. Более 300 язычников приняли святое крещение.
Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив при этом 4200 человек мордвы и татар в Шацком и Тамбовском уездах. В Касимове крещены им два царевича; к Православию присоединялись иногда целые селения. Однако, его проповедь на этот раз встретила упорное противодействие со стороны магометан и язычников. Для успешного продвижения дела ему пришлось опереться на гражданскую власть.

В феврале следующего года святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Опасность для владыки всё росла. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился в этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя.

Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после 11 дней страданий, он мирно отошел ко Господу 9 или 10 апреля 1655 или 1656 года, в четверг на Светлой седмице. По желанию святителя он был погребен близ Чернеева монастыря у церкви святого Мины, в лесу.
В следующем же году по воле патриарха Никона и царя Алексея Михайловича тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор. Святитель Мисаил стал первым мучеником Тамбовской земли.

В 1987 году был прославлен как местночтимый святой Рязанской епархии, в 1988 - Тамбовской, а в 2011 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Тропарь
глас 5
Богому́дре святи́телю,/ архиере́ев сла́ва и си́рых защи́тниче,/ ре́вностный пропове́дниче Христо́ва Ева́нгелия:/ Утверди́л еси́ ве́рою сердца́ неутвержде́нная:/ свяще́нную оде́жду омочи́в в кро́ви,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Мисаи́ле,/ моли́ся приле́жно Влады́це Христу́ о все́х нас',/ почита́ющих святу́ю па́мять твою́,/ да вы́шняго Прича́стия сподо́бимся// и Све́та невече́рняго.

Кондак
глас тот же
Бо́г просла́ви ны́не уго́дника Своего́,/ обре́тением честны́х моще́й,/ и́бо неистощи́ма е́сть си́ла Бо́жия чудоде́йствующая./ Священному́чениче Мисаи́ле,/ уго́ден бы́л еси́ Бо́гови,/ получи́в посе́щение во избра́нных Его́,/ простри́ на́м ру́ку по́мощи хода́тайством твои́м// и испра́ви пу́ть на́ш ко спасе́нию.

Мученик Дим (Димитрий) Смирнский, рыбак



Родился в окрестностях Адрианополя в 1738 году. Служил рыбаком у одного турка, которому принадлежал рыбный садок недалеко от Смирны. Условия работы были тяжелыми, и между хозяином и работником случился конфликт. Раздосадованный турок оклеветал святого Дима, заявив, будто тот выражал желание принять ислам. Святой Дим ответил, что это ложь, и исповедал себя христианином. Приведенный на суд, он перенес бичевание, но остался тверд в вере. За это его заковали в ножные кандалы, в которые для усиления боли были забиты кирпичи и другие острые предметы, и бросили в темницу. Один человек с острова Лесбос по имени Николай посетил святого Дима в заточении, чтобы поддержать его и укрепить в решимости.

Трижды вызываемый из темницы на допрос, Дим остался непоколебим. Он был обезглавлен 10 апреля 1763 года. После казни мученика христиане выкупили его честные останки и с честью погребли в храме святого Георгия. Его могила вскоре сделалась местом паломничества и источником исцелений для смирнских христиан.

179 преподобномучеников Дау-Пенделийских



Память 10 апреля (Греч.) и во вторник Светлой Седмицы (Греч.)

Преподобномученики Пантократорской обители в Дау-Пендели пострадали день Святой Пасхи 1680 года. В то время монастырь был оплотом Православия и греческого самосознания в Аттике, здесь собралась многочисленная и ревностная братия, совершавшая непрерывное - "неусыпаемое" - богослужение.
Среди рабочих трудившихся в монастыре нашелся ненавистник, который на Пасху провел в монастырь тайным ходом алжирских пиратов-грабителей. В то время все отцы стояли на богослужении с зажженными свечами и пели пасхальные песнопения. Разбойники вероломно напали на монахов и не оставили в живых никого, порубив саблями 179 человек. После этой бойни весь монастырь был залит кровью. Пираты же, ограбив обитель, покинули её.
Из всей братии только один иеромонах, отлучившийся в монастырское подворье в Героцакули (Γεροτσακούλι), остался в живых. Он нашёл изрубленные на куски тела своих собратий, вернувшись в обитель на следующий день, и похоронил их по-христиански.

Но на протяжении веков место погребения 179 преподобномучеников оставалось неизвестным, вплоть до сентября 1965 года, когда во время реставрации обители были найдены их захоронения. Пролежавшие в земле почти 300 лет мощи источали небесное благоухание. 14 августа 1992 года решением Священного Синода Константинопольского Патриархата 179 преподобномучеников обители были причислены к лику святых, а их мощи поставлены для поклонения верующих. От этой великой святыни изливаются благословения чудотворений, о чем свидетельствуют и сестры возрожденного монастыря - теперь он стал женским - и множество паломников.

Преподобномученик Хрисанф Ксенофонтский (греч. Ξενοφωντινός), Афонский

Монах Афонского Ксенофонтского монастыря.
Мученически пострадал в Константинополе в день Пасхи, 10 апреля 1821 года, был обезглавлен турками.

Святитель Мильтиад (Мельхиад), папа Римский



Уроженец Африки, потому известен также под именем Мельхиада Африканского. Взошёл на Римский папский престол 2 июля 311 года, став последним римским епископом эпохи гонений. Уже в начале его первосвятительства стало возможно обращаться к префекту города с прошением о восстановлении ранее конфискованной церковной собственности, на что папа уполномочил римских диаконов Стратона и Кассиана. Затем знаком кардинального поворота жизни Церкви в Римской империи стал дар, полученный папой от императора Константина Великого - Латеранский дворец, который с тех пор сделался папской резиденцией.

Время его понтификата совпало с внутрицерковными разногласиями, связанными с донатистскими спорами, для разрешения которых в 313 году был созван Латеранский Собор, проходивший под председательством папы. На Соборе Мильтиад поддержал Кекилиана, благодаря чему ересь донатистов была осуждена, а сам Донат - анафематствован.

По воле епископа Мильтиада честные останки его предшественника, святого Евсевия, были перенесены в Рим и положены в катакобмах Каллиста.

Скончался 10 или 11 декабря 314 года.

Память

По кончине папа Мильтиад был погребён в катакомбах Каллиста и почитался святым. В IV веке, согласно "Иеронимову мартирологу", Римская Церковь отмечала его память 10 января.

"Liber Pontificalis" - вероятно ошибочно - приписывает ему введение запрета поститься по четвергам и воскресеньям, а также правила распределять освящённый папой Святые Дары по всем церквам Рима. Одно время в "Римском мартирологе" указывалось, что святой Мильтиад был умучен при императоре Максимине, что, однако, противоречит известной дате кончины папы. Именно эта версия, будучи внесена в греческие синаксари, стала причиной изображения святого Мильтиада как мученика на греческих иконах.
На начало XXI века "Британская энциклопедия" писала, что "Мильтиад считается мучеником за страдания, понесенные ранее при римском императоре Максимиане"; Римо-католическая церковь в официальных материалах о его мученичестве не упоминала. В новой редакции римо-католического "Римского мартиролога" память его значилась под 10 декабря.

Мученики Терентий, Помпий, Африкан, Максим, Зинон, Александр и Феодор



Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.
Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями - Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.

Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.

После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.

Тропарь мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.

Кондак мученикам Африкану, Публию и Терентию
глас 2
Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и дружины его./ Темже убо стецемся, да приимем исцеления,/ сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго// исцеляти недуги душ наших.

Преподобномученица Анастасия Угличская, игумения Угличского Богоявленского монастыря и иже с нею



(Образ святых блаженных убиенных игумении Анастасии, двух иереов, двух чтецов, тридесяти пяти инокинь, двухсот дев, шестидесяти жен)

Память 19 марта (вероятно, день убиения), 10 апреля и 22 декабря (дни тезоименитства), в Соборе Ростово-Ярославских святых, в субботу мясопустную и 14 мая
(общая панихидная память убиенных в Угличе в годы польско-литовской интервенции)

Сведения о ней содержатся в «Угличском летописце» (XVIII в.). В Смутное время при разорении Углича польско-литовские отряды разграбили и сожгли Угличский Богоявленский монастырь, а его насельницы - 35 инокинь и с ними 2 иерея, 2 чтеца, 200 дев и 60 жен - были замучены, их останки были погребены на Благовещенском погосте.

До начала XIX в. могила «убиенныя игумении с дружиною» находилась на Благовещенской улице, вблизи Благовещенской и Флоровской церквей. В 1870-х гг. могила прмц. Анастасии оказалась во дворе одного из домов. Могила была обнесена палисадником, на ней стоял памятник из белого камня и крест, в который была вставлена икона Божией Матери «Страстная». Жители поддерживали горение лампады и обращались к игумении за помощью, существовала рукописная молитва преподобномученице Анастасии.

В настоящее время на территории Угличского кремля, где находился прежде Богоявленский монастырь, установлен памятный крест.

Пророчица Олдама (или Олдана)

Жила в первой половине VII в. до н.э., была женой Шаллума, хранителя одежд, современница пророков Иеремии и Софонии, может быть в начале их пророческого служения.

Когда священник Хелкия нашел список с книги Закона, чтение которого встревожило царя Иосию, то пророчица Олдама, к которой по повелению царя обратились за разъяснением за царя, за народ и за всю Иудею о словах найденной книги, произнесла замечательное пророчество о судьбе Израильтян (4 Цар. 22:14-20, 2 Пар. 34:14-28).

«сé, áзъ наведý злáя на мѣ́сто сié и на обитáющихъ въ нéмъ вся́ словесá, я́же пи́сана сýть въ кни́зѣ прочтéннѣй предъ царéмъ Иýдинымъ,
занé остáвиша мя́ и кадя́ху богóмъ чужди́мъ, да прогнѣ́ваютъ мя́ во всѣ́хъ дѣ́лѣхъ рýкъ свои́хъ: и разгорѣ́ся я́рость моя́ на мѣ́сто сié и не угаси́тся» (2Пар. 34: 24-25).

Пользуясь высоким уважением при жизни, она и по смерти была почтена особою честью, так как, по преданию раввинов, была похоронена в стенах самого Иерусалима.

Преподобномученики Беокка (Beocca) игумен, Этор (Hethor, Ethor) иеромонах и с ними 90 монахов

Насельники монастыря Чертси графства Суррей приняли мученическую кончину от рук язычников-данов (датчан).
К руинам Чертсийского монастыря до сих пор совершаются паломничества. Преподобномученикам Чертсийским составлена православная служба.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
O venerable martyrs of the Lord,/ mindful of the Sacred Scriptures,/ ye did not resist the rage of the heathen,/ but gave place unto their wrath;/ and blessing those who cursed you,/ ye bowed your necks beneath their swords,/ surrendering your souls into the hands of your Lord,// Who alone is good and loveth mankind.
Кондак, глас 2
Having fled from the din of this tumultuous world to the calm and quiet haven of the Abbey of Chertsey, ye strove tirelessly in ascetic stillness and bravely shed your lives' blood for Christ, O venerable martyrs; wherefore, ye dwell now with the saints and angels on high.

Икона Богородицы Цареградская



Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы. По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая (25 апреля по старому стилю), - одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата её явления - 25 апреля 1071 года.

Существует предание, что икону (либо её список) в середине XV века принёс из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Чтимый древний образ находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом, но, к сожалению, погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности.

О другой Цареградской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 30 сентября, сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили здесь в соборной церкви Божественную литургию.
На память о своём пребывании они оставили в соборе миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске. Эта миниатюрная икона вскоре прославилась чудотворениями.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская
глас 1
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская
глас 8
Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная.

Икона Богородицы Озерянская



Недалеко от Харькова, в Преображенском Куряжском монастыре хранился чудотворный образ Божией Матери Озерянской. По преданию, образ был явлен в конце XVI века возле села Озеряны - отсюда и название иконы; впоследствии на этом месте возникла обитель, также получившая название Озерянской.

Рассказывают, что некий украинский крестьянин косил траву и рассек образ Божией Матери косой пополам... Осознав, что его поступок, пусть и не преднамеренный, страшен для него и для окружающих, человек поднял две половины иконы, с благоговением поместил у себя в молитвенном углу, зажег перед нею свечу, а утром обрел икону целой, остался лишь тонкий след от рассечения.

В 1794 году Озерянская икона была перенесена в Куряжский монастырь, а после его закрытия 8 лет находилась в харьковской Покровской церкви. В начале XIX столетия монастырь был восстановлен, и святую икону Божией Матери по просьбе братии возвратили в обитель.

На поклонение этому чудотворному образу стекалось множество богомольцев из Харькова и окрестных селений, от нее по горячим молитвам верующих происходили многочисленные исцеления страждущих.

30 сентября каждого года (начиная с 1843-го) чудотворный образ Пресвятой Богородицы крестным ходом переносился в г. Харьков, где находился всю зиму, а 22 апреля таким же путем возвращался в монастырь.

Озерянская икона была украшена дорогой ризой из червонного золота старинной работы, написана на холсте древним малороссийским письмом.

В годы богоборчества Озерянская икона Божией Матери, которая считается покровительницей Харькова и всего Слободского края, была утеряна. Сохранился лишь список, сделанный по всем церковным каннам и обладающий, как утверждают священнослужители, такой же чудотворной силой, как и оригинал.



(Церковь Озерянской Иконы Божией Матери - Нижняя Озеряна - Харьковский район, построен на месте разрушенного монастыря)

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Озерянская»

От суеты житейския возникше и ума своего помыслы во едино собравше, ко Твоей, Богородице, иконе очи душ и телес наших воздвизаем, и Тебе взываем сице: не остави, Пречистая, нас немощных во гресех наших растлетися, не попусти злому демону души наша от Сына Твоего в дебри страстей отгнати, но помози нам Того заповеди присно памятовати, да ниже блудным возбешением себе предаем, ниже друг друга злобою угрызаем, но якоже днесь, святыни Твоей предстояще, о исправлении жития нашего ревностию распаляемся, тако и от храма Твоего в дома своя отшедше, сие доброе намерение сохранити потщимся. По сих же и телесныя наша нужды утоли, и горести Твоею молитвою исцели, Всепетая. Вемы, яко подобаше нам паче вся сия благодушне претерпевати и точию о терпении в скорбех Господа просити: но понеже изнемогают в печалях душы наша и помыслы уныния нашу колеблют веру, сего ради в сокрушении сердец к Тебе сице взываем: якоже безчисленныя болящыя страдальцы исцелила еси и скорбящыя утешила еси, тако и нас пред чудотворною Твоею иконою припадающих и в скорби Тебе молящихся услыши, и всех прошения во благое исполни, болящым здравие, скорбящым утешение подающи, во вражде сущым мир от Бога низпосылающи, сомнящымся же веры утверждение. Услыши грешныя рабы Твоя, Пречистая, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, да умножится вера людей Твоих, да прославится в них Твое заступление, да тако Царствие Сына Твоего посреди нас утвердится. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы «Сладкое лобзание» («Гликофилусса»)



Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829-842).
Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа.
Она пустила ее в море.

Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.
Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя один богомолец. Здесь в обители он случайно заговорил с экклесиархом. Последний в искренней беседе рассказал богомольцу о различных чудесах Божией Матери и сообщил также о том, каким образом явилась на берегу моря пред Афонской Филофеевской обителью Ее икона Сладкое лобзание.
Богомолец с любопытством о всем расспрашивал экклесиарха, внимательно выслушивал его рассказы и, по-видимому, все близко принимал к сердцу. Экклесиарх шел навстречу его желаниям. Но каково же было его изумление, когда его собеседник в конце концов выразил свое сомнение в истинности всего рассказанного, а повествование инока о чудесном явлении иконы Божией Матери Гликофилуссы счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок.
Экклесиарх задумался. Он не ожидал ничего подобного. Несомненно, что в душе богомольца были посеяны злые семена, и они отравляли его христианское настроение. Может быть, он был уже близок к полному падению. Ведь от отрицания благодеяний, оказанных роду человеческому Богоматерью, и от сомнений в чудесном явлении Ее святого образа всего лишь один шаг к сомнению и в чудесах вообще, а в частности, и чудесах Спасителя рода человеческого...

Видя близкую гибель своего собеседника, экклесиарх пытался рассеять его дух сомнения, но богомолец упорно отрицал все его слова и доводы. Так глубоко он пал.
И не доводы инока убедили богомольца: он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной.

В тот же день над ним самим совершилось чудо, и из него он мог убедиться в чудесной силе Пречистой Девы. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» и спустился на землю без всякого вреда...
Икона Сладкое лобзание прославлена и другими чудесами. Она стоит в соборном храме обители и изображает Богоматерь лобзающей Предвечного Младенца. Икона имеет в высоту 1 аршин 12 вершков, а в ширину 1 аршин 3 1/2 вершка. Есть церковное предание, что она одна из 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.

В скиту русского афонского Пантелеймоновского монастыря есть снимок с чудотворной иконы «Гликофилусса».

Тропарь Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Сладкое лобзание»
глас 7
Одержащей ереси,/ о честней иконе Твоей, Дево,/ яве промышлявши:/ морешествием Твоей обители/ яко дар достоин приношаеши./ Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе,/ Тя ублажаем.

Кондак Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Сладкое лобзание»
глас 8
Иже в храме и обители Твоей приходящий Ти/ и богоугодно спасительная гонящия/ и почитающия Твой святый образ,/ сим даруй, Дево, Твоя милости,/ от всяких избавльши сих скорбей, Тебе вопиющия:/ радуйся, Едина Богоневестная.

икона Божьей Матери Царьградская, икона Божьей Матери Озерянская, Святые дня, икона Божьей Матери Гликофилусса, Православие

Previous post Next post
Up