Моя Греция. Уикенд в ноябре. Афины, Лутраки, Эвбея...(ч.2)

Apr 26, 2014 11:47

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/110200.html

Афины…

Подозреваю, что если бы мы заранее порешали ознакомиться со святыми для православного христианина местами в самих Афинах, то не хватило бы там этих двух дней с половиной на осмотр столицы. А что можно успеть посмотреть за один вечер?
Мы решили высадиться в центре Афин в районе Плаки, возле Митрополии, а далее осмотреться на местности и положиться на волю Божью.
Расставшись с таксистом возле Кафедрального собора мы первым делом обнаружили, что весь Благовещенский собор в строительных лесах и фотографированию вовсе непригоден. Особенно ночью. Особенно на планшет. Пришлось обратиться за помощью к великому и могучему, чтобы раздобыть фотографию этого храма. Вот тут он приблизительно в том виде, что предстал пред нашими взорами:



(Митрополия - Кафедральный Благовещенский Собор в Афинах)

Зато совсем рядом с огромным Благовещенским собором мы обнаружили маленький храм святого Элевферия. Этот очень старый храм, постройки XII века одно время даже служил в качестве митрополии (в XVII веке).



(храм святого Элевферия рядом с Митрополией)

Вот как эта церковь выглядит в дневное время и как это можно сфотографировать, если у тебя хороший фотоаппарат и правильные руки.



Спасибо http://firefly-patrick.livejournal.com/ за фотографию, которую я использую без спроса (и я это сделаю еще один раз, чуть позднее).

В святцах мы можем прочитать о святом Элевферии (Елевферии):

"Святой Елевферий, сын знатного римского гражданина, был воспитан в христианском благочестии своей матерью. Добродетели его были столь высоки, что 20-ти лет от роду он уже был поставлен епископом Иллирийским. При императоре Адриане (II в.) святой Елевферий за смелую проповедь о Христе после мучений был обезглавлен в Риме вместе со своей матерью святой Анфией.
Епарх Корив, мучивший святого Елевферия, сам уверовал во Христа и также был казнен."

Вход в Акрополь, разумеется, был уже закрыт, да, по правде говоря, мы и не горели желанием его посетить. Наверное это не правильно, все ж таки это мировая история и история великих побед и поражений военных и философских, научных и общественных, государственных и религиозных. Но столь мы уже были целиком там, в завтра и послезавтра, у мощей преподобных мужей, что сегодняшнее нас мало настраивало на внимательный лад.

Акрополь закрыт, и ладно. Возле входа еще один маленький храм, по всему виду своему тоже древний (увы, но в честь какого святого мы не выяснили), а чуть поодаль, на холме Нимф, просторная, в византийском стиле, церковь святой Марины.



(храм святой мученицы Марины)

Не смотря на то, что выглядит он многовековым, этот храм современный, построенный в 1922 году. Где-то я читал, что рядом есть маленький древний (построенный между XI и XII столетиями) храм в честь той же святой. Возможно, тот маленький храм у входа в акрополь это он и есть. В святцах мы узнаем, что:

«В младенчестве она лишилась матери, и отец отдал ее на попечение кормилице, которая воспитала Марину в православной вере. Узнав о том, что дочь его стала христианкой, отец в негодовании отказался от нее. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святая Марина в пятнадцатилетнем возрасте была схвачена и заключена в темницу. С твердым упованием на волю Божию и Его помощь готовилась юная узница к предстоящему подвигу. Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, пытался уговорить ее отречься от Христовой веры и стать его женой. Но святая, не колеблясь, отвергла льстивые предложения. Тогда разгневанный правитель предал святую мученицу истязаниям. Жестоко избитую, святую прибили гвоздями к доске и трезубцами рвали тело. Сам правитель, не выдержав ужаса этой пытки, закрыл лицо руками. Но святая мученица оставалась непоколебимой. Брошенная на ночь в темницу, она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. Привязав к дереву, мученицу опаляли огнем. Едва живая, святая молилась: "Господи, Ты сподобил меня за Имя Твое пройти через огонь, сподоби меня пройти и через воду святого Крещения".

Услышав слово "вода", правитель повелел утопить святую в огромной бочке. Мученица просила Господа, чтобы эта казнь стала для нее святым Крещением. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет и белоснежная голубка опустилась с Неба, неся в клюве золотой венец. Узы, наложенные на святую Марину, сами собой развязались. Мученица стояла в купели Крещения славя Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. Святая Марина вышла из купели совершенно здоровой, без единого следа ожогов. Пораженный чудом народ стал славить Истинного Бога, и многие уверовали. Это привело в ярость правителя, и он приказал уничтожать всех, кто исповедует Имя Христа. Тогда погибло 15000 христиан, а святая мученица Марина была обезглавлена.»

Обратимся вновь за помощью http://firefly-patrick.livejournal.com/ и полюбуемся на храм святой Марины в дневное время:



Кругом, куда не пойдешь, раскопки, развалины, какие-то столбы, арки, камни… все красиво подсвечено и все абсолютно непригодно для того, чтобы передать эту красоту с помощью планшета. Большая и жирная памятка в голове перед будущим путешествием в Грецию размещена в голове: «Обязательно купить фотоаппарат!»
Я скажу честно: да, все красиво, но вот лично мне не сильно интересно. Ну правда, не интересуюсь я историей храмов языческих богов, от которых в одном месте осталась арка (или портал, подскажите, как будет правильно):



А в другом целая россыпь развалин:



Акрополь там, на верху, где много-много света из прожекторов.
Вдоволь нагулявшись по развалинам, мы направились на осмотр улиц вечернего города. Побывали возле метро и там же, на площади, обнаружили еще один древний храм в византийском стиле - церковь Капникареа.



(Церковь Капникарея (Panaghia Kapnikarea) на Улице Эрмоу)

Церковь неоднократно пытались снести при реконструкциях города, однако по милости Божьей и заступническим человеческим, была спасена от разрушения. Поздним вечером возле храма и даже на его ступенях молодежь разного цвета кожи пьет пиво, курит, обнимается…

Кажется, что мелочь, а ведь большая беда… не в самом действии, хотя и само действие порочно и неприглядно, а в месте действия. Притупление или отсутствие (как уже высокая степень болезни) чувства благоговения перед святым - вот, наверное та боль, что более всего пронзает сердце верующего человека. Видение совершения самого греха не наносит такой боли и иногда даже тебя самого подталкивает к борьбе с собственными страстями. Но когда видишь неблагоговейное отношение к чему-либо святому, то это сильно печалит. Подобную печаль я ощутил и в этот момент. Мне было очень больно, что молодые греки, сородники отца Паисия могут себе спокойно позволить усесться у подножия храма и, сплевывая тут же на ступеньки, затянуться косячком, обняв девицу и отхлебывая пиво из жестяной банки. Если мне, имеющему окамененное грехами бесчувственное сердце так больно, то что испытывал старец, наблюдая подобное?

И ведь совершено возможно, что часть из них в Воскресный день будет в храме, на Божественной Литургии! И не так, повторю, страшен сам грех - он врачуется покаянием. Но неблагоговейное отношение в богослужению, святыням, наконец к Самому Богу приводит к тому, что вера подменяется привычкой, а христианство превращается в язычество и даже хуже того - в механическое исполнение безо всякой веры, перерастающее в безверие, а иногда и в противление вере, в богоборчество. Мы в Росси однажды уже пропустили такое охлаждение в людях. И это привело к самым чудовищным последствиям, когда крестные дети с упоением и крайним ожесточением глумились над своими восприемниками, над священством, над святынями, мощами, иконами… А все начинается вот с такой малости, как пренебрежение, спокойствие перед святым местом. Не так страшно курить или даже блудить, как курить или блудить перед иконой, которая смотрит на тебя с ворот храма.

Если увидишь кого кормящим просфорой голубей, то знай, что лучше бы тебе было увидеть его совокупляющимся с блудницей в лесу, машине или в другом светском месте - все это меньшая беда и меньшее зло, нежели первое. Второе может быть следствием дурного воспитания, развывшихся привычек или буйства молодости. А первое есть следствие тяжелейшего недуга души - не благоговейности перед святыней. Второго от преступления и большего греха может остановить ощущение невозможности сотворить подобное, страх перед Богом, почтение перед святыней. Первого ничто не может остановить от любого злодеяния.
Вот отчего так важно с малых лет прививать и взращивать в детях чувство святого, благоговение, почтение и почитание ко всему божественному. В нужный момент, когда приблизится падение, именно эти ростки благоговения удержат человека от многих поступков. И даже если многие вокруг станут убеждать его совершить что-то мерзкое, он не сможет переступить невидимую спасительную черту.

«Во всех поступках, словах, духовной борьбе любого христианина, но особенно монаха, благоговение имело для Старца Паисия огромное значение. Когда один епископ из России спросил Старца, кого рукополагать во священники (видимо, в его епархии было много кандидатов на священство), Старец ответил: «Рукополагай благоговейных и чистых - то есть тех, кто сохранил целомудрие.» Благоговейных и чистых, а не «образованных», не «голосистых», не «общественно активных»». (Из жития о. Паисия Святогорца).

Получив такое малое испытание, мы решили, что пора бы уже потихоньку выдвигаться к стоянке такси, поскольку утро обещало быть ранним и путь не близким.

По дороге мы не могли пройти мимо одной приглянувшейся нам винной лавки, которая была приглядна снаружи и добра на выбор и цену внутри.



Подобрав себе пару бутылочек вина, а по дороге еще и немного фруктов и сыра, мы уже смело поторопились домой в Глифаду и не страшила нас перспектива закрытых по причине межсезонья таверн и магазинов.

Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/117242.html

рБ Дмитрий, путешествия, Афины, Глифада, Греция, Православие

Previous post Next post
Up