Продолжение….
начало тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/961953.html IV Паломничество
1. Радости и горести Сиона
Страсти и Воскресение Господа были постоянной темой размышлений отца Саввы. Дороже всех мест на земле были для него Голгофа и Святой Гроб. Ах, если бы только, по милости Божией, привелось ему побывать там смиренным паломником! Это было бы таким облегчением для его души, отягощенной трудами духовническими.
И однажды паломничество ему удалось совершить, удовлетворив, таким образом, сильное желание. Православные верующие там тоже были обрадованы приездом Старца со Святой Горы. Святая Земля переживала трудные времена, и им нужна была его поддержка.
Он прибыл в святой город Иерусалим в 1889 году. Встречаясь с православными верующими, узнавал их положение и очень опечалился. Иерусалим! Город святости и радости, но и город греха и суеты тоже.
В течение шести лет Патриархом Иерусалимским был Никодим (Кизикус). Он имел многие добродетели, был высоким в нравственном отношении, честным, справедливым и великодушным человеком. Он был также опытным администратором, человеком энергичным и представительным. Однако время тогда было очень тяжелое. За несколько лет до этого болгарский раскол раскачал корабль Православия.
(тут у автора или переводчика небольшая ошибка в фамилии (или прочтении с греческого) патриарха… Патриарх Никодим (греч. Πατριάρχης Νικόδημος ο Α'; в миру - Нико́лаос Цинцо́нис, греч. Νικόλαος Τσιντσώνης; 18 (30) ноября 1828, Константинополь, Османская империя - 5 (18) февраля 1910, Халки) - епископ Иерусалимской православной церкви; с 1883 по 1890 годы - 135-й Патриарх Иерусалимский и всея Палестины)
Так называемый "арабский вопрос" внес смущение в сознание православных на арабском Востоке, быстро росла "Палестинская Конфедерация".
Патриарха, который прежде был экзархом Святого Гроба в Москве, обвинили в русофильстве. Финансовые дела Патриарха были в критическом состоянии. Во второй раз пришлось закрыть Школу Богословия Святого Креста. Чтобы показать, насколько наэлектризована была атмосфера, достаточно упомянуть, что за год до того (в марте 1888) в Патриарха произвели четыре выстрела из ружья, и он уцелел только чудом.
Поэтому прибытие богоносного Старца тогда для настрадавшихся православных было большим утешением. Усталые и смущенные души видели в нем Богом посланного ангела-утешителя, подобного "росе аермонской" (Пс. 132, 3). Приведем слова очевидца, бывшего в то время в Лавре св. Саввы.
"Архиереи, иереи, монахи, монахини и люди всех сословий приходили к нему на исповедь. И он принимал всех, как сказано, "грядущаго ко Мне не изжену вон" (Ин. 6, 37). Он сказал мне: "Я приехал в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и немного отдохнуть, и посмотри! Люди идут ко мне, недостойному".
"Они нуждаются в духовнике," - сказал я ему.
"Да, я это и сам вижу, - ответил Старец, - но я вскоре собираюсь уезжать".
"Сейчас они обрели врача и хотят, чтобы он исцелил их раны. Когда врач уедет, Всемилостивый Господь пошлет другого лечить их".
С радостным лицом, он сказал: "Правда, чадо мое, Бог не оставит творения Свои пасть жертвами волнений и смущений" ("Воспоминания", т. 1, стр. 19).
И позже, после того, как ему выпало поклониться тем местам, откуда пришло наше спасение, отец Савва еще более остро переживал таинство исповеди.
Какое невыразимое чувство испытал он, когда приближался к политой Кровью Голгофе! В этом месте его любимый Господь принял горчайшую чашу страданий за грехи человеческие. Губы его чуть слышно шептали: "... пригвожденный ко Кресту и пронизываемый копьем, Ты страдал во искупление человечества. О, Спаситель наш, слава Тебе!"
И снова небесные чувства переполняли его сердце, когда поклонялся он Животворящему Гробу! Здесь исток победы над тремя составляющими зла - над бесами, грехами и смертью. Отсюда забрезжила заря нового мира, наполненного небесным светом и торжествующим "аллилуйя"! В память о своем паломничестве к Святому Гробу он посвятил часовню каливы Воскресению Господню.
2. Святой Савва Освященный
Среди прочих славных святых святый Савва Освященный в жизни отца Саввы сиял, словно звезда. Этот подвижник и учитель пустыни, украшение монахов и светоч всей Земли Обетованной был его любимым Святым. Он не только дал ему свое имя, но до конца жизни оказывал особую помощь и покровительство.
"Святый Савва, - взывал он сейчас к нему, - я жажду совершить паломничество в твою святую обитель, освященную молитвами твоими и трудами".
Знаменитая Лавра св. Саввы находится от Иерусалима в трех часах ходьбы. Нужно идти на юго-восток по Иосафатовой долине, которая начинается в Гефсимании, а кончается у Мертвого моря. Вокруг - унылая пустыня, обжигающий ветер, небо видится бронзовым. Долина постепенно превращается в ущелье с крутыми склонами.
Монастырь, расположенный высоко на правой стороне ущелья, производит впечатление чуда. Среди дикой величественной природы видишь вдруг огромные здания, стены, башни - все, построенное в древности, и бесчисленные пещеры и убежища. Воздух наполнен запахом серы, ароматом ладана, птичьим пением, звоном колоколов. Лавра св. Саввы словно царский дворец в этом уединенном царстве.
(Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Саввы Освященного, Лавра (Маръ- Сааба), гравюра с фото 1889 года, именно в этом году о. Савва посетил святую обитель)
Приближаясь к святому месту, отец Савва пел: "Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия; темже был еси преподобных удобрение, гражданин же пустынный достохвален. Темже зовем ти: радуйся Савво пребогате".
Отцы Лавры св. Саввы приняли его с радостью.
"Благослови, святый Отче. Добро, что пришел ты к Святому и принес нам благословение Горы Афон".
Он провел в Лавре два дня, немного познакомившись с ней и ее жизнью, дивясь и наслаждаясь собственным пребыванием там.
"Святый Отче, - обратился к нему отец Игумен, - отцы хотят исповедаться у тебя. Не лиши их этой милости".
И как же он мог отказаться? Шестьдесят отцов Лавры пришли к нему на исповедь и получили облегчение под епитрахилью Богоносного Старца.
Оставшееся время использовал он для знакомства с Лаврой. Посмотреть там было что: усыпальница Святого, келья св. Иоанна Дамаскина - этого "златописца", мощи отцов, умученных сарацинами. Воздух наполнен был непередаваемыми ароматами святых мощей. Какие благоуханные крины насадил Господь среди этих диких скал!
В прекрасной церкви Благовещения была древняя чудная икона Святого. Величественно возвышалась над скалами башня, построенная Императором Юстинианом. Внизу в глубине ущелья - святой источник Святого, вода в котором изливается прямо из скалы. К северу - келья его матери и посаженная им финиковая пальма. К югу - пещера великого и чудного Иоанна Исихаста (6-ой век). Но не хватало главного - мощей самого св. Саввы, которые в то время пребывали в далекой Венеции. Хвала Господу, что с того времени они вернулись в монастырь! (Они были возвращены 30 октября 1965 года.)
3. Птицы пустыни
Бог многообразно утешает своих верных рабов. В этом сухом и жарком месте Он подарил им диковинное чудо - стаи великолепных птиц.
По всей видимости, отец Савва совершил паломничество в Лавру св. Саввы в конце Великого Поста, как раз в то время, когда можно было увидеть этих чудесных птиц. (Это чудо было не единственным, в этом святом месте можно было видеть много необычных явлений, на которых не будем сейчас останавливаться.) Как записано в монастырской летописи, более двухсот диких птиц, черных с желтыми клювами, похожих на дроздов, жило с монахами с сентября до апреля. Завидев открытое окно, они влетали в кельи, внося с собою радость и оживление. По утрам, когда отцы пили кофе, птицы садились им на подрясники, на ноги в поисках крошек. Когда монахи подзывали их, птички подлетали и садились им на плечи, на головы и с необыкновенной смелостью клевали с ладони хлебные крошки или изюм. Но никогда не подлетали они к мирянам или к пришедшим из других мест монахам или священникам. Однако, очевидно, делали из этого правила некоторые исключения. К благочестивым пришлым монахам, подобным отцу Савве, они подлетали.
Отец Филофей (Зервакос), побывавший в Лавре 28 апреля 1924 года, рассказал следующий случай:
"Когда я собирался испить поданный мне кофе, внезапно прилетели семь или восемь птиц. Некоторые сели мне на плечи, другие на руки, а остальные расселись вокруг меня кружком, перекликаясь и щебеча. Это произошло так неожиданно, что я было испугался, но скоро пришел в себя. Отцы удивились, что все птицы прилетели ко мне и, улыбаясь, говорили: "Вот и птицы, которых ты хотел видеть". Удивленный и счастливый, я поставил чашку и стал крошить хлеб для птиц. Отцы принесли еще фиги, которые я порезал на мелкие кусочки и дал им. Благословенные птицы ели с моих рук, а когда все съели, то веселым щебетанием выразили мне свою благодарность и улетели".
"Великое и чудное путешествие в Палестину и Синай", Sirus, 1935 г., стр. 142-143.
(Старец Филофей Зервакос. Об этом удивительном подвижнике можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/579963.html)
У монахов, когда они поют, такие же приятные голоса, как у птиц, и по мере того, как поднимаются они по ступеням святости, их духовное пение становится все прекраснее. Среди этих в образе человеческом "птиц" особенно выделялись три отца святой жизни. Отец Савва душой отдыхал, находясь рядом с ними.
Одним из них был достопочтенный семидесятилетний старец Варнава из Мафитоса. После аскетического подвижничества на Горе Афон и в Иорданской долине он прибыл в Лавру св. Саввы. Видевшие его видели ожившего анахорета древности.
"Глядя в лицо его, все преисполнялись почтением - настолько добродетель запечатлелась на нем. Умер он в глубокой старости, причем задолго до смерти предсказал кончину свою" ("Воспоминания", т. 1, стр. 57-58).;
Отец Иоаким (Специерис) написал про старца Варнаву следующее: "В келье его не было даже соломенного мата, а только грубый старый половик, маленький кувшинчик для воды и немного старенькой одежды. Не было ни матраца, ни книг, никакой мебели. Ночами он не спал, но бодрствовал, молясь и созерцая Бога. Слышны бывали ночами его громкие восклицания: "Прочь, злые духи, именем Христовым прочь!" Часто слышалось, как он бранился с кем-то. Монах по имени Корнилий жил в соседней келье, и однажды я спросил его, что происходит там со старцем Варнавой, отчего он кричит и бранится с кем-то?" - "Злые духи не дают ему покоя, - ответил отец Корнилий, - а он гонит их, подобно великим отцам пустыни, о чем мы читаем в "Патерике".
Другим был отец Каллистрат из Пелопоннеса, великий подвижник добродетели, мудрый и прозорливый. В прошлом он три года (больше не благословил Патриарх) провел в аскетических лишениях в пещере, расположенной в мрачной скале под горой Нево, где находится могила Моисея. Православные арабы из небольшого городка Кориакон спускали ему на веревке хлеб и воду в обмен на одежду, которую он для них шил. В уме его и на губах непрестанно звучало божественное: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Третьим был пятидесятилетний иеромонах Герман из Керкиры. О нем вспоминают как о "простом, невинном, простодушном, добром и смиренном - образце истинного монаха". Когда он совершал Литургию, Божественная благодать овевала его, лицо становился ангельским. Он повторял неустанно: "Когда бы Вы знали, какое насаждение духовное дает нам причащение Святых Таин, Вы бы всем пожертвовали, жизнью собственною, чтобы быть достойными этого".
Продолжение следует…