15 февраля 1910 года преставился подвижник и соборный старец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Михаил (Фомичев), проведший последние годы своей жизни в затворе.
Отец Михаил (в миру Петр Семенович Фомичев) родился в 1852 году в крестьянской семье в одном из селений Бежецкого уезда Тверской губернии. Его мать звали Иулианией. Начальное образование он получил в сельской школе. Мальчик имел прекрасный голос, поэтому был зачислен в хор сельской церкви. Постоянное общение со служителями церкви не прошло без следа. Юный Петр часто задумывался о смысле и цели жизни человека в этом мире и в конце концов пришел к выводу, что лучшее, что может сделать человек в этом мире, - постараться уподобиться Христу. С тех пор он начал думать о поступлении в монастырь.
В 1876 году Петр Семенович прибыл на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь, где 28 ноября 1878 года был пострижен в мантию с именем Патрикий. Послушание, как и многие новоначальные насельники Руссика, он проходил на Крумице на виноградных плантациях обители, но после пострига был переведен в больницу обители, где был помощником фельдшера. Одновременно пел на клиросе, имел голос - бас.
С 1890 года отца Патрикия, как певчего, посылают на подворье в Москву, а оттуда в Санкт-Петербург, где при Ново-Афонском подворье он становится регентом и организует хор. В 1895 году отец Патрикий был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха и назначен духовником подворья в Санкт-Петербурге. О его деятельности там мы можем судить из его писем 152 к старцам обители.
(Церковь Иверской иконы Божией Матери - Адмиралтейский район - Санкт-Петербург, фото скорее всего начала XX века - подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря)
На подворье Санкт-Петербурга, как духовник, он заслужил огромный авторитет не только среди братии подворья, но и среди прихожан, среди которых было немало представителей высшего общества. Вот что пишет об этом в своем дневнике отец Владимир (Колесников): «В Петербургском Ново-Афонском подворье [отец Михаил] получил синодальный крест и украшение с камнями от почитателей, кажется от князей Юсуповых, где много лет совершал богослужение. Возвратившись из Петербурга, отдал в Руссик подаренные лично ему разными лицами семь тысяч рублей. Чистый русак, простой характером. В Петербурге его любили и уважали. В 1905 году был записан кандидатом в наместники».
От наместничества он отказался, но до своей смерти оставался Соборным Старцем. 8 апреля 1908 года отец Патрикий был пострижен в схиму с именем Михаил. В последние пять лет своего пребывания в обители отец Михаил вел затворнический образ жизни, привилегий никаких не требовал, хоть и имел на то право. Скорее, наоборот, всячески старался остаться в тени, незамеченным, не хотел выделяться из числа братии.
Преставился отец Михаил 15 февраля 1910 года, умер тихо и мирно.
(Церковь Иверской иконы Божией Матери - Адмиралтейский район - Санкт-Петербург, современный вид - теперь это безликое административное здание)
После Октябрьской революции в России, на подворье стали оказывать сильное давление.
В связи с требованием советских властей осенью 1919 г. храм Иверской иконы Божией Матери стал приходским.
В августе 1922 года община Ново-Афонского подворья на короткое время примкнула к обновленцам и вошла в состав Петроградской автокефалии.
В 1929 г. в прессе начала разворачиваться кампания за закрытие церкви.В результате храм Иверской иконы Божией Матери был закрыт ленинградскими властями в 1930 г. и в середине 1930-х гг. перестроен в безликое промышленное здание, при этом часть дома снесли в конце 1940-х гг.Одновременно с храмом была закрыта часовня и позже снесена. Сохранился лишь жилой дворовый флигель.
(Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012 и материалы Санкт-Петербургской Дховной Академии).
Господи, упокой душу раба Твоего иеросхимонаха Михаила в Своих Небесных Селениях и нас помилуй яко Благ и Человеколюбец!