05 (18) февраля 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Feb 18, 2017 06:01

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Мц. Агафии Панормской (Палермской) (251); свт. Феодосия, архиепископа Черниговского (1696).
Мц. Феодулии, мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Прмц. Александры Каспаровой, послушницы, мч. Михаила Амелюшкина (1942).

Икон Божией Матери: «Взыскание погибших»; Дивногорская-Сицилийская, Елецко-Черниговской (1060).

Святые дня, молите Бога о нас!

Вселенская родительская (мясопустная) суббота



Согласно богослужебному уставу Православной Церкви, Вселенская родительская суббота совершается всего два раза в году: в субботу перед Неделей мясопустной или Неделей о Страшном Суде и в субботу перед праздником Пятидесятницы (Днём Святой Троицы).

Заупокойная служба в этот день называется: "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших". В синаксаре на этот день написано:

"Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви".

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания. Это также свидетельствуется и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (Святитель Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова. Накануне этого дня, как бы в день предшествующий страшному суду Христову, и - притом - приближая к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова - и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается: «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». При этом до пресечения на Руси монархии в 1917 году поименно воспоминались по «Реестру, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах» усопшие православные благочестивые императоры, цари, великие князья и благочестивые императрицы, царицы, княгини. При этом в некоторых церквях ставился перед Царскими вратами стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия, в то время как в других храмах ставилась только свеча на большом подсвечнике.

По неисповедимому Своему промыслу, Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, - говорится в Синаксаре, - яко не вси в пропасти впадающий и в огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божия судьбы, их же ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерти) ведения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрёния иных бывают». «Глубиною судеб Твоих, Христе, всепремудре Ты предопределил еси коегождо кончину жизни, предел и образ» (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 1,2).

В    эту субботу Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не были отпеты - «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша»( Синаксарь мясопустной субботы). Церковь молится «в части праведных (их) учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огонь яже попали»; возносятся моления о тех, кто «в неведении, и (не в своем) разуме» окончил свою жизнь (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 3), о тех, которым Господь, «вся полезная ведый», попустил умереть внезапной кончиной (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 5, 3), «от печали и радости прешедшия ненадежно (неожиданно)» (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 4, 3), и о тех, которые погибли в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, поражены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом («удави плинфа или персть посыпа»), отравлены, удавлены, повешены или погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 2; п. 2, 3; п. 3, 2; п. 3, 4; п. 4, 4; п. 5, 3; п. 6,2; п. 9, 2 и 4).

Мысль    о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотнаго (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? вся прах и сень. Темже пощади Спасе, всех нас» (Суббота мясопустная, утреня, 1-я стихира на хвалитех). «Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы сродни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос, Просвещение душ наших» (Суббота мясопустная, утреня, 2-я стихира на хвалитех).

Особенности богослужения

По своему исследованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа.

На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами.
На    утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуиа» с заупокойными стихами и тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй» и «Тебе стену и пристанище имамы».
После    рядовой 16 кафизмы, малой ектений и седальна Октоиха поются Непорочны: 17 кафизма (разделяемая на 2 статии), а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древние века христианства по причине гонений на Церковь молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Получалось, что богослужение, которым сопровождалось погребение, было в буквальном смысле всено́щным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.
Все песнопения и чтения парастаса пронизаны молитвой за умерших. Основное содержание парастаса определяет 17-я кафизма, по праву называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим, соблюдающим закон Божий.
Смысл и значение составляющего 17-ю кафизму 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя».

Для всех, кто стремится помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм вечером в пятницу накануне родительской субботы, чтобы присутствовать на парастасе. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.

Если в субботу мясопустную случится праздник Трех  святителей (30 января/12 февраля) или Обретения главы Иоанна Крестителя (24 февраля/9 марта), то службы этих праздников переносятся на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба.
Если    в субботу мясопустную случится храмовый праздник или Сретение Господне (2/15 февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг. В Киево-Печерской Лавре таким же образом совершается служба по Храмовой главе и в праздник Трех Святителей (в этом случае заупокойная служба переносится).

Приготовление Колива (кутии)

Кутия (канун; греч. κόλλυβα; укр. коливо; серб. кољиво; болг. коливо, варено жито; рум. colivă; церк.-слав. ко́лѷво, ко́ливо, ко́лива) - вареная пщеница, смешанная с мёдом, поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их - в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Рецепт поминальной кутии: 1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Коливо: афонский рецепт



(Афонское коливо)

Пшеница в зернах 1 стакан
Орехи лесные ~70 г.
Орехи грецкие ~ 70 г.
Миндаль ~ 70 г.
Изюм ~ 200 г.
Кокосовая стружка
Сахарная пудра
Тертая корица 1 ст. ложка (по вкусу)
Сахарный песок (по вкусу)
И самый главный, монастырский по духу ингредиент. Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие, орехи и изюм, сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само Коливо надо готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора-двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была мягкой, но рассыпчатой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду. После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым. Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским прежметом, например тиарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей. Корицу и пудру лучше сыпать через сито.

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский и всея России чудотворец



Память 5 февраля, 9 сентября (обрет. и перенес. мощей), в Соборах Брянских и Киевских святых.

Родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Посольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: все свободное от занятий время он отдавал молитве, богомыслию и чтению Священного Писания.

Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: "Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю".
По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского (мирское имя его неизвестно).

Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году - настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители - иеромонаха Иова (Опалинского).

В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение.
Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его "овцой стада Христова, научившейся покорности", и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на Небесах. Когда в 1679 году преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения.

1 сентября 1692 года он был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением с сан архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.
Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан девичий Печеникский монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года - величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества.



(Домницкий Рождество-Богородицкий монастырь, в годы лихолетия сильно пострадал)

Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. Но недолго святитель Феодосий окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника.

Скончался 5 февраля 1696 года. Был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни.
Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
глас 4
Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
глас 4
Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Святая мученица Агафия



Сия мученица почитается в нашем простом народе заступницею от вреда огненного.
Она жила в Сицилии при безбожном гонителе христиан Декии и происходила от знатных родителей, воспитавших ее в истинном благочестии. Наступило гонение Декия. Св. Агафия стала готовиться к мученической кончине. Правитель области Квинтиан, увлеченный красотою юной христианки, решил отвлечь ее от христианской веры и с этой целью поместил ее в дом одной язычницы-вдовы, проводившей беспутную жизнь. Однако жизнь в языческом доме, среди веселья и роскоши не расположила к себе св. Агафию. Не помогли также и увещевания языческой вдовы. Видя это, правитель задумал прибегнуть к более решительным мерам. Он стал допрашивать Агафию, почему она не кланяется идолам. Святая ответствовала:

- Ваши идолы не боги, а бесчувственные чурбаны, и сами вы рабы этих чурбанов.

Раздраженный Квинтиан подверг св. Агафию жестоким мучениям и затем заключил в темницу. Видя, однако, ее непреклонность, он велел рвать клещами ее грудь.

- Бесчувственный мучитель! - воскликнула Агафия. - Ты не стыдишься отрезывать у женщины сосцы, которыми ты сам питался у своей матери...

Когда потом Агафию бросили в темницу, то ей явился апостол Петр и исцелил ее раны. Необычайный свет при этом озарил темницу; воины, испуганные этим, разбежались. Святая Агафия, однако, этим не воспользовалась, покорно ожидая мученического венца.

На пятый день ее позвали опять к мучителю. Когда же она снова исповедала Христа, то мучитель велел насыпать на земле горячих углей и раскаленных черепиц и затем на их груду бросить нагую Агафию. Вдруг раздались удары землетрясения. Испуганный этим, а также возмущением граждан, правитель отправил Агафию опять в темницу, где святая и скончалась, пламенно помолившись Богу и возблагодарив Его за ту силу и терпение, с какою она переносила мучения.
На ее гробнице впоследствии была построена церковь стараниями ее почитателей -христиан.

Гнев Божий скоро поразил нечестивого мучителя Квинтиана. Когда он отправился на родину св. Агафии, в г. Палермо, чтобы взять себе ее имущество, то при одной переправе он упал в воду и утонул. Однажды на о. Сицилии началось извержение вулкана Этны. Жители острова взяли одежду с гробницы св. Агафии и держали ее против огня; извержение прекратилось. Это и послужило основанием для веры в помощь св. Агафии против бедствий от огня.
Жизнь этой мученицы научает нас терпеливо переносить все страдания и невзгоды жизни, не падать духом, не унывать, а надеяться на помощь Божию; она научает нас веровать, что страдания посылаются Богом для нашего же спасения.

Тропарь мученицы Агафии
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Агафия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Агафии
глас 4
Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.

Мученица Феодулия, мученики Елладий, Макарий и Евагрий



(мученица Феодулия (Феодула, греч. Θεοδουλη) Аназарвская)

Святая мученица Феодулия жила в городе Аназарве в царствование римских императоров Диоклитиана (284 - 305) и Максимиана (305 - 311). Правитель города Пелагий был очень жесток. Его слуги разыскивали по всей области христиан и приводили к нему на суд, где они, выслушав царский указ, должны были поклониться идолам. Однажды к нему привели женщину-христианку по имени Феодулия. (Она боялась не столько мук, сколько того, чтобы не быть оскверненной неверными, и предлагала им много золота. Но слуги не взяли золота, а привели ее на суд к правителю.) Пелагий спросил ее имя и велел поклониться языческим богам; в случае же отказа грозил ей жестокими муками. Святая Феодулия отвечала: "Я - христианка. Имя это мое почетное и вечное, люди же называют меня Феодулией. Я поклоняюсь Единому Истинному Богу и не поклонюсь камню".

Пелагий рассвирепел и приказал начинать пытки. Господь подал Феодулии Свою помощь, и она не чувствовала боли. Пелагий же приписал это действию богов, которые щадят Феодулию в надежде, что она обратится к ним.

Святая Феодулия сказала правителю: "Где твои боги, которые щадят меня, покажи мне их, чтобы я могла воздать им честь?" Ее привели в храм Адриана, которого почитали могущественнейшим богом. Святая, помолившись Истинному Богу, дунула на идола, и он рассыпался. Увидев это. Пелагий затрепетал от ужаса. Если слух о сокрушении идола дойдет до царей, тогда он будет брошен на съедение зверям. С рыданиями припал он к ногам святой Феодулии, умоляя ее восставить из праха идола, обещая за это принять христианство.

Святая сотворила усердную молитву Господу Иисусу, и идол, целый и невредимый, опять встал на свое место. Однако правитель Пелагий не только не исполнил своего обещания стать христианином, но с еще большим остервенением стал терзать мученицу. Во время этих мучений подошел к правителю некий Елладий, смотревший за узниками, и попросил отдать ему девицу Феодулию, обещая заставить ее поклоняться богам, ибо он хотел прославиться и получить почести от градоправителя.

Тяжким мукам предал Елладий святую Феодулию, превзойдя в жестокости самого Пелагия. Святая же молила Бога, да сниспошлет Он ей терпение. Тотчас же получила она Божию помощь и исцелилась. Мучитель был потрясен, а святая Феодулия обратилась к нему со словами увещевания. "Стань христианином, - говорила она ему, - чтобы удостоиться вечной чести во Царствии Господа нашего Иисуса Христа, Который будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его". Так молитвами и наставлениями привела святая Феодулия Елладия к познанию истины; он уверовал во Христа и исповедал Истинного Бога перед правителем. За это он также принял мученический венец. Ему отсекли мечом голову, а тело бросили в море.

Святая же Феодулия была брошена в разожженную печь, но осталась невредима. После этого ее распростерли на сковороде, обливали кипящей смолой, воском и маслом, но раскаленная сковорода разлетелась на куски, и огнем попалило много народа, в том числе и правителя города Пелагия, который умер ужасной смертью, а святая Феодулия опять осталась невредимой.
При виде такого чуда, этого необычайного явления, множество людей уверовало во Христа, среди которых были почетные граждане Макарий и Евагрий. Язычники с еще большим ожесточением продолжали мучить христиан. Они разожгли печь и бросили в нее святую Феодулию, Макария, Евагрия и множество других, уверовавших во Христа. Все они с молитвой на устах приняли мученическую кончину и перешли к жизни бесконечной.

Мученик Михаил Амелюшкин



Память 5 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Михаил Спиридонович Амелюшкин родился 24 сентября 1893 года в деревне Починки Богородского уезда Московской губернии в семье крестьян-середняков. Окончив сельскую школу, он занимался крестьянским хозяйством. Впоследствии женился, растил двух сыновей - Павла и Сергея - и дочь Клавдию.
Во время Первой мировой войны Михаил Спиридонович был призван в Царскую армию и служил до 1917 года рядовым.
Проживал Михаил Спиридонович в родном селе. Будучи глубоко верующим человеком, он, несмотря на начавшиеся с приходом безбожной власти гонения на Русскую Православную Церковь, еще более утвердился в исповедании своей веры во Христа. Молиться он ходил в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области, где в течение многих лет он был регентом, а с середины 1937 года стал служить в этой церкви псаломщиком.
В разгар гонений на верующих во Христа власти решили арестовать Михаила Спиридоновича. По их требованию местный сельсовет выдал справку для Ногинского районного отделения НКВД. В ней говорилось, что Михаил Амелюшкин «ведет разлагательскую работу среди колхозников, агитируя против советской власти и партии, склоняя массу к религии».

26 ноября 1937 года Михаил Спиридонович был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, проходил по одному делу со священником Николаем Покровским, дьяконом Николаем Широгоровым и священником Димитрием Беляевыми и заключен в тюрьму в городе Богородске, переименованном к тому времени в Ногинск.

На допрос были вызваны лжесвидетели. Один из них показал:

- В конце апреля 1937 года Амелюшкин, в целях срыва первомайской демонстрации, среди населения говорил: «Вы, колхозники, все приходите в церковь на пасхальное богослужение, а на демонстрацию не ходите, - пусть коммунисты одни ходят с красными флагами...»
- А 29 апреля 1937 года Амелюшкин в беседе со священником Покровским и диаконом Широгоровым говорил: «Я ваше указание выполню, сделаю так, что ни один колхозник в день Пасхи на работу в колхоз не выйдет, и 1 мая на демонстрацию не пойдет, а в церкви народу будет полно. Я уже договорился со всеми старыми певчими, чтобы они пришли в церковь, мы устроим особо торжественное богослужение». На этот день он созвал всех известных ему певчих, чтобы богослужение совершалось самым торжественным образом».

На следующий день после ареста следователь допросил псаломщика.

- С какого и по какой период вы являлись служителем религиозного культа? - спросил следователь.
- Служителем религиозного культа, а именно псаломщиком, я служил пять месяцев: с июня 1937 года по день ареста. До этого я несколько лет являлся регентом церковного хора в селе Ямкино. Одновременно работал на производстве, - ответил Михаил Спиридонович.
- Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным? - спросил следователь.
- Контрреволюционной деятельности я не вел, виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю, - ответил Михаил Спиридонович.

Задав еще несколько подобных вопросов и получив на них отрицательные ответы, следователь прекратил допрос. На этом «следствие» было закончено. Свидетели допрашивались спустя два дня после ареста Михаила Амелюшкина, и их показания слово в слово совпадают с текстом справки на арест. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Жалоба Марии Александровны, жены Михаила Спиридоновича, поданная в НКВД в 1939 году с просьбой пересмотреть дело мужа, была оставлена без удовлетворения. Прокурор по спецделам Шмуклер в просьбе отказал, посчитав, что «жалоба безмотивна, а поэтому оснований для представления дела на предмет пересмотра нет».

Псаломщик Михаил Спиридонович Амелюшкин скончался в заключении 18 февраля 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

В 1957 году жена Михаила Спиридоновича вновь обратилась в Прокуратуру - с просьбой о реабилитации мужа. В 1959 году дело Михаила Амелюшкина было прекращено за отсутствием состава преступления.
26 декабря 2003 года мученик Михаил Амелюшкин причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода для общецерковного почитания.

Преподобномученица Александра Каспарова, послушница

Родилась в 1882 году.
Мученически пострадала 18 февраля 1942 года

Причислена к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up