Сегодня Православная Церковь чтит память:
Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца (1326).
Мч. Фемистоклея (251); прп. Макария Хахульского, постника (ок. 1034; Груз.); блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406); преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627); свт. Филарета, митр. Киевского (1857); св. Антония II (Багратиони), католикоса-патриарха Грузинского (1827; Груз.); прав. девы Иулиании Сольвычегодской.
Сщмч. Михаила пресвитера (1918). Сщмч. Сергия диакона (1937). Сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938). Сщмч. Леонтия диакона (1940).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Петр Московский, митрополит
(святитель Петр, митрополит Московский)
Петр Московский (+ 1326), митрополит Киевский и всея Руси, чудотворец, святитель, первым из русских митрополитов жил в Москве.
Память 24 августа в день перенесения мощей, 21 декабря в день преставления, в Соборах Московских святителей, а также Галицких, Киевских и Московских святых
Родился на Волыни во второй половине XIII в. от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам (см. также Петровская икона Божией Матери). За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.
В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения. Но именно в это время - в 1305 году - скончался митрополит Максим. Поэтому патриарх Афанасий с Собором в июне 1308 года посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея России.
В то же время святой Михаил Ярославич Тверской, направил к патриарху своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: "Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии". Слова Божией Матери в точности исполнились. Когда святитель Афанасий Константинопольский возвел Петра на Русскую митрополию, он передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.
По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.
В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего тверитяне подвергли его обвинению перед патриархом. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 году оправдавший его Собор в Переяславле.
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.
В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, свт. Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.
Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, свт. Петр принял сторону последнего.
В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 - 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
(Великий князь Иоанн Данилович (Калита))
По желанию и совету свт. Петра вел. кн. Иоанн Данилович (Калита) заложил в 1326 г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. "Если ты", - сказал святитель великому князю, - "успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших." Св. митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но Господу угодно было, чтобы церковь Успения была освящена после кончины святителя.
21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.
Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Ставленник святителя Петра, святитель Прохор Ростовский, составил краткое житие и канон почившему митрополиту, и уже на Владимирском Соборе в 1327 году выступал за канонизацию владыки Петра. В 1339 году, при святителе Феогносте, прославление совершилось. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.
О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.
Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.
(мощи святителя Петра Московского в в Успенском соборе Московского Кремля, Патриарх Алексий II совершает молебен, 2005 год)
Тропарь Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу
Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: / се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: / святитель бо есть Вышняго, / сия соделоваяй.
Кондак святителя Петра
глас 8
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу,/ днесь любовию тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще,/ яко имея дерзновение ко Господу,/ многообразных избави нас обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.
Мученица Иулиания Никомидийская и с нею 500 мужей и 130 жен
Святая мученица Иулиания, дочь знатного язычника Африкана, родилась в г. Никомидии. В девятилетнем возрасте была обручена с неким Елевсием. Обладая глубоким разумом и склонной к добру душой, святая Иулиания поняла призрачность и обман языческой веры. Она тайно приняла святое крещение. Когда приблизилось время свадьбы, Иулиания решительно отказалась от замужества. Отец стал уговаривать ее не нарушать давнюю помолвку, но, не добившись желаемого, стал жестоко ее избивать. Затем Африкан отдал дочь на суд епарху города, которым был Елевсий, бывший жених Иулиании. Елевсий горячо просил Иулианию выйти за него замуж, обещая не принуждать ее к перемене веры. Святая Иулиания отказалась и предпочла принять мучения. Святую долго и жестоко истязали, но она после каждой пытки получала от Бога исцеление и новые силы. Истязания совершались при большом числе людей, из которых 500 мужей и 130 жен, видя непреклонность и мужество святой девы, чудесные исцеления ее от ран, исповедали Христа. Они были обезглавлены, крестившись собственной кровью.
Убедившись, наконец, в полной безуспешности попыток отвратить святую деву от ее Небесного Жениха, Елевсий приговорил Иулианию к смерти. Исповедница приняла приговор с радостью и прославила Господа, сподобившего ее принять мученический венец. Казнь святой мученицы Иулиании совершилась в 304 году.
Тропарь мученицы Иулиании
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Иулиания/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Иулиании
глас 3
Девства добротами преочищена, девице,/ и мучения венцы, Иулиание, ныне венчавшися,/ даеши сущим в нуждах и недузех исцеление и спасение,/ приступающим к раце твоей:/ Божественную бо благодать Христос источает и жизнь вечную.
Благоверная княгиня Иулиания Вяземская
Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г.
Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым.
Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.
В 1598 г. один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: «не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!» Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Святая Иулиания наказывает согрешившего, но и исцеляет от болезни после раскаяния.
В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. В соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.
Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака - образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака, как великого таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини - прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.
Хранение святыни брака - один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению единства, явленного в жизни святых Петра и Февронии Муромских.
Святая Иулиания - хранительница и защитница целомудрия. Но целомудрие - один из трех обетов, которые дают при монашеском постриге (два других - послушание и нестяжание). Поэтому она являете помощницей всем, кто проводит монашескую жизнь в миру.
Тропарь праведной Иулиании Новоторжской
глас 2
Благочестно в законе поживши/ и благими делы украсившися,/ яко крепкий адамант, явися,/ целомудренная святая благоверная княгине Иулиание,/ тленную славу и добротство телесное презревши,/ злокозненнаго врага победила еси,/ целомудрия ради мученическую смерть прияла еси./ Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися,/ ныне с лики мученик ликуеши/ и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему,/ обильно источавши./ Темже ти вопием:/ молися Христу Богу о всех нас,/ верою и любовию страдания твоя почитающих.
Кондак праведной Иулиании Новоторжской
глас 2
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Иулианию Богомудрую,/ да молитвами ея подаст душам нашим/ грехов оставление и велию милость.
Праведная Иулиания Сольвычегодская, дева
Память 21 декабря и в Соборе Вологодских святых
Праведная дева, по преданию утонула в реке Вычегде. Ко второй половине XIX века других сведений о ней не было. В то время она особо чтилась в Сольвычегодском уезде, где близ села Ульяновского, названного по её имени Иулиании, находился Ульяновский Сольвычегодский монастырь, в Троицком храме которого в память о благочестивой Иулиании был устроен придел в честь святой мученицы Иулиании.
Блаженный Прокопий Вятский
(Преподобный Трифон и блаженный Прокопий Вятские)
Родился в деревне Корякинской близ села Бобино недалеко от г.Хлынова в 1578 году в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых. Родители часто брали с собой сына в поле, где однажды с ним случилась беда. В возрасте 12 лет, он ехал верхом на лошади. Внезапно налетела буря и раздался сильный удар грома. Юноша упал с лошади на землю и лежал, как мертвый. Родители принесли его домой и просили помощи у святителя Николая, скорого помощника в бедах. Вскоре отрок пришел в себя, но вел себя как безумный - «начал ризы своя на себе терзати и повергати на землю и ходити наг». Тогда родители отвели сына в Успенский монастырь к преп. Трифону, который окропил его святой водой и силой молитвы исцелил.
Вскоре после этого Прокопий, по благословению родителей, перебрался в г.Слободской, где в течение трех лет нес различные послушания при Екатерининской церкви. Когда же ему исполнилось 2о лет и родители задумали женить сына, Прокопий, взыскуя другой жизни, покинул родной дом и ушел в г.Хлынов, где по церковному преданию испросил у преп. Трифона благословение на подвиг юродства. Взяв иго юродства, он нес его в течение 30 лет до самой смерти - терпел скорби самолюбия, язвимого то насмешками, то бранью, холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть свою и от недостатка пищи и от перемен погоды. При этом святой всячески скрывал от людей свое подвижничество. Только его духовник, священник Иоанн из храма Вознесения Господня, знал его лучше, чем другие - именно ему подвижник исповедовался и здесь еженедельно причащался Святых Христовых Тайн. Своей кротостью, смирением, нестяжанием он духовно лечил гордых и своенравных жителей г.Хлынова.
Святой Прокопий блаженно почил 21 декабря 1627 года и был погребен в Трифонове монастыре, недалеко от преп. Трифона Вятского. Его мощи почивают под солеей в южной части Успенского собора. Почитание святого блаженного Прокопия началось уже вскоре после его кончины, но особую известность приобрело после того, как 3 марта 1666 года по его молитвам и молитвам преп. Трифона Господь подал исцеление жительнице Слободского уезда Марфе, долгое время страдавшей от тяжелого недуга - накануне святые явились женщине в видении и обещали ей выздоровление. В конце XVII века было составлено житие святого.
(Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь - Вятка (Киров))
Тропарь
глас 2
Велию любовь ко Господу в себе имея, все претрудное житие твое во граде Хлынове, юродствуя, провел еси, блаженне Прокопие, зной и мраз, глад и жажду благодушно терпя, биения и поношения от людей безбожных радостно принимал еси, подвижниче добропобедный, любовью же и добром велиим на зло воздавая,, мнозем предрекал еси их ожидаюшее и от недугов исцелял еси, беззлобне, тем же, наслаждася ныне в сонме святых, моли Господа помиловати град и люди, тя почитающия.
Ин тропарь блаженного Прокопия
глас 4
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложися,/ и мира сего красоты отнюд возненавиде,/ и плотская играния увядив постом и жаждою/ и на земли леганием,/ от зимы студению и мразом,/ и от зноя солнечнаго и дождя/ и прочия тяготы никогда же уклонися под кров,/ и на теле своем не имея одеяния,/ Божиею помощию покрываем,/ и душу очистил еси добродетельми своими, яко злато в горниле,/ Прокопие премудре,/ с верою творящим память твою честно/ и усердно притекающим к мощем твоим,/ прославляюще твое святое успение,/ Христу Богу молися, благоюроде,/ да избавит ны Господь от варварскаго нашествия и междоусобныя брани/ и мир мирови дарует/ и душам нашим велию милость.
Кондак блаженного Прокопия
глас 2
Возбранному и дивному в праведницех мужу,/ волею во юродство претворившуся,/ мира сего красоты возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жаждею,/ студению мраза, снега, и зноя, и дождя,/ и от прочил воздушныя тяготы никогда же уклонися/ и очистил еси себе, яко злато в горниле, Прокопие блаженне,/ всей Вятской земли похвала и утверждение.
Святитель Филарет Киевский (Амфитеатров), в схиме Феодосий, митрополит
Память 21 декабря в день кончины, 10 октября на обре́тение мощей и перенесение их в Дальние пещеры (Укр.), в Соборах Брянских, Киевских, Липецких, Ростово-Ярославских, Рязанских и Сибирских святых, а также прпп. отцев Киево-Печерских Дальних Пещер.
Родился в селе Высоком, Кромского уезда, Орловской губернии, в семье священника.
После домашнего воспитания он прошел курс школьного образования, начав его в 1789 г. Учился в Орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, который окончил в 1797 г., в Севске.
1 марта 1798 г. Ф.Г. Амфитеатров был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в Орловской же духовной семинарии, прежде изъявив желание принять монашество. Пострижение состоялось лишь 7 ноября 1798 г., на 20-м году его жизни с именем Филарет, в память святого праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенное почтение.
9 ноября 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 января 1799 г. - в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. - ректора Севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в Орловско-севской духовной консистории.
В 1804 г. он, хотя был возведен в сан архимандрита (1804), получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где не имея квартиру в семинарии и состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал в нем и должен был ежедневно ходить в семинарию пешком.
В 1806 г. кафедру преосвященного Амвросия, переведенного в Тобольск, занял преосвященный Августин (Сахаров), после чего архимандрит Филарет вынужден был просить Священный Синод об увольнении его от дел управления с назначением в какой-либо монастырь.
Указом Священного Синодa от 18 октября 1810 г. был перемещен из Оренбургской епархии в Тобольскую, сначала на испытание, со званием лишь настоятеля тобольского второклассного Знаменского монастыря; кроме того, местный владыка должен был через каждую треть года доносить о нем в Санкт-Петербург высшему духовному начальству.
Вскоре (16 декабря того же 1810 г.) архимандрита Филарета назначили на должность ректора Тобольской духовной семинарии и благочинного монастырей. Частые лестные отзывы преосвященного Тобольского Амвросия, который, хорошо зная архимандрита по Уфе, послужили тому, что через три года архимандрит Филарет был вызван для служения в Петербург.
Назначение настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря Московской епархии и вызов состоялись 2 декабря 1813 г.
15 февраля 1814 г. архимандрит Филарет был назначен инспектором новопреобразованной Санкт-Петербургской духовной академии и 13 августа того же года удостоен степени доктора богословия. Тогда же он получил новое назначение - инспектором Московской духовной академии, которая должна была открыться осенью 1814 г., а 16 марта 1816 г. определен ректором этой академии.
1-го июня 1819 г., на 41-м году жизни, архимандрит был назначен епископом Калужским. С этих пор начинается его епархиальная и общецерковная деятельность, длившаяся в течение 38 лет. Причем епископ Филарет в 1825 г. из Калуги был переведен на старейшую рязанскую архиерейскую кафедру, и здесь 22-го августа 1826 г. возведен в сан архиепископа.
В 1828 г. перемещен на Казанскую кафедру.
В 1836 г. переименован в архиепископа Ростовско-Ярославскогою
18 апреля 1837 г. пожалован саном митрополита Киевского и Галицкого, со званием священно-архимандрита Киево-Печерской Лавры. На Киевской кафедре митрополит Филарет пробыл до самой своей кончины, приняв 13 августа 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия (во честь преподобного Феодосия Печерского).
В 1826 и 1836 гг. владыка Филарет, в сане архиепископа, был вызван в Санкт-Петербург для присутствия на Священном Синоде, а с 1836 г. до конца жизни состоял его членом. Помимо этого, в 1827 г. был назначен членом комиссии духовных училищ и состоял в этом звании до закрытия самой комиссии в 1839 г.
Канонизирован как местночтимый святой Тобольской и Тюменской епархии. Позже святитель Филарет был причислен к лику святых, почитаемых Украинской Православной Церковью.
Мученик Фемистоклей Мирликийский
Святой Фемистоклей жил в царствование Декия и был пастухом овец в городе Мирах Ликийских. В то время местный областной правитель Асклипий, по повелению царя, воздвиг гонения на христиан и между прочим искал святого Диоскорида, который, скрываясь, бежал в горы. Посланные на поиски за Диоскоридом встретили Фемистоклея, пасшего овец и спросили его о Диоскориде, но он не открыл им скрывавшегося, сказав:
- Здесь нет никого!
А самого себя предал, назвавшись христианином и перед ними исповедав Христа, Фемистоклей приведен был к Асклипию правителю области. Князь велел бить его, - и был бит святой по чреву до того, что оно прорвалось, потом повесили его на дереве. После того, сняв с дерева, мученика влачили по железу с острыми спицами, так что все тело его было изранено и изрезано. Так предал он дух свой Богу.
Преподобный Макарий постник, настоятель Хахульского монастыря
Во второй половине X века царь Давид Курапалат воздвиг Хахульский храм (в южной Грузии) и основал при нём монастырь, ставший в последующих веках очагом святости, науки и образования. Сегодня этот монастырь находится на турецкой территории, но благодать подвигов отцов, подвизавшихся в нем в прошлом, надеждой и упованием изливается на Грузию и поныне. В Хахульской обители жили известные своими подвигами преподобные отцы: преподобный Василий, сын Баграта III, Георгий Хахульский и его брат Савва, преподобный Илларион Твалели (пом. 24 июня) и много других преподобных богоносных отцов, праведность, святость и подвиги которых мудро направлял настоятель Хахульского монастыря - преподобный Макарий.
Макарий был великим аскетом и учителем. За советом и благословением к нему шли и начинающие монашескую жизнь, и умудрённые опытом старцы. Святому Макарию для благословения представили юного отрока Георгия, впоследствии ставшего величайшим подвижником Георгием Святогорцем, которого наделенный даром провидения преподобный Макарий назвал своим духовным сыном.
Преподобный Макарий, Милостью Божией, совмещал обязанности настоятеля монастыря с подвигом затворничества. Из-за особого подвижничества в посте и молитве его прозвали постником. Во время его настоятельства Хахульский монастырь "блистал подобно утренней заре и направлял духовную деятельность и мирскую жизнь Тао-Кларджети".
Преподобный Макарий почил приблизительно в 1034 году.