05 (18) декабря 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Dec 18, 2016 06:01

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Рождественский пост

Прп. Саввы Освященного (532).
Свт. Гурия, архиепископа Казанского (1563); мч. Анастасия Аквилейского; прпп. Кариона Скитского и сына его Захарии Египтянина (IV); вмч. Криспины Тагорской (304; Афр.); прп. Иустиниана, пустынника Валлийского (560; Кельт. и Брит.); свт. Никиты, еп. Трирского (ок. 566; Галл.); прп. Нектария Болгарина, Битольского (1500) и его старца Филофея Карейского, Афонских (XV; Греч.).

Сщмч. Илии Четверухина, пресвитера (1932); прмч. Геннадия (Летюка), иеромонаха (1941); сщисп. Сергия Касимовского (Правдолюбова), пресвитера (1950).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Савва Освященный, игумен



Савва родился в 439 году в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг. Проведя в этом монастыре 10 лет Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Евфимием Великим Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим общежительным уставом. В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Феоктиста, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

Проведя в затворе 5 лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского. Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году ими была построена пещерная церковь, ставшая основой лавры Саввы Освященного. Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей киновенного типа. При иерусалимском патриархе Салюстии (486-494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).



Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских споров относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов. После смерти Анастасия при императоре Юстине I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.

Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 года. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 году мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церквь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы, основу которого составляет часть Животворящего Древа, оправленная в серебро. Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл: «Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион». Нетленными мощи Саввы в начале XII века видел русский паломник игумен Даниил.



(Гробница святого Саввы Освященого)

Житие приписывает преподобному Савве ряд чудотворений - по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь, также сообщается об исцелении им больных и бесноватых.

Устав Саввы Освященного

В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимский или Палестинский. Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана.

Устав преподобного Саввы в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

Тропарь преподобного Саввы
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы
глас 8
Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате.

Молитва преподобному Савве Освященному

О предивный и всехвальный угодниче Божий, преподобне отче Савво! Днесь (во святем храме твоем) благоговейно предстояще пред святою иконою твоею и радостно совершающе пресветлую память твою, ублажаем тя заступника нашего. Почитающе же твое велие дерзновение пред Господем, смиренно молим тя, преблаженне: приими милостивно от нас хвалебное пение сие, от любве и усердия тебе приносимое. И, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, потщися богоприятным твоим ходатайством испросити у Царя царствующих и Господа господствующих, яко да пробавит великия и богатыя милости Своя на нас грешных, да подаст нам дух правыя веры, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да избавит от бед и напастей, да низпослет вся полезная ко спасению душ наших. Всем же православным да ниспослет мир, тишину, безмятежие, усердие ко исполнению заповедей его, изобилие плодов земных, и да избавит всю русскую страну от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, угодниче Божий! Не презри молений наших, но услыши нас молящихся тебе, и под кровом заступления твоего сохрани нас (и обитель твою) ненаветны от враг видимых и невидимых, да сподобимся скончати житие наше в покаянии и восприимем вечная благая во Царствии Христа Бога нашего, идеже восхвалим с тобою и всеми святыми достопоклоняемое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Священноисповедник Сергий Касимовский (Правдолюбов), пресвитер



Память 5 декабря в день кончины, 21 сентября в день обретения мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Соловецких, Воронежских, Липецких и Рязанских святых.

Родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя духовного училища священномученика Анатолия Правдолюбова. Двое из его братьев - Владимир и Николай - впоследствии приняли мученичество за Христа.

Детство Сергея проходило в Рязанской губернии - в селе Маккавееве и городе Касимове. В 1896 году он перенес тяжелую болезнь, после которой почти совсем потерял слух. Врачи утверждали, что глухота останется на всю жизнь. В сентябре 1896 года отец Анатолий Авдеевич был в Чернигове на открытии мощей святителя Феодосия Черниговского. Он привез с собой небольшой плат и елей от мощей Святителя. Плат возложил на голову больного ребенка, а елей капали в уши. Ребенок совершенно исцелился и всю жизнь прекрасно слышал.

С 1901 по 1905 год обучался в Касимовском духовном училище. Продолжил учебу в Рязанской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую закончил в 1915 году со степенью кандидата богословия. В том же году поступил псаломщиком в Киеве.

В 1913 году женился на Лидии Дмитриевне Федотьевой, дочери касимовского протоиерея Димитрия Федотьева. Венчались в небольшом селе Панино Рязанской губернии Спасского уезда, где служили родственники Лидии Дмитриевны. У супругов родилось семь детей:

• Анатолий (1914 - 1981), стал священнослужителем, протоиереем
• Владимир (1916 - 1918)
• Виктор (1919 - 1943), погиб на фронте
• Вера (11 сентября 1922 - 25 августа 2014)
• Сергий (1925 - 1943), погиб на фронте
• София (род. 1927)
• Владимир (род. 1931), стал священнослужителем, протоиереем



(Сидят (слева направо): протоиерей Димитрий Федотьев, Архимандрит Георгий (Садковский, будущий епископ), протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов; стоят (слева направо): иерей Николай Анатольевич, Анатолий Сергеевич и протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбовы. Перед заключением на Соловки, г. Касимов.)

26 октября 1915 года был рукоположен во священника Спасской церкви слободы Кукарки (ныне город Советск Кировской области) епископом Вятским Никандром (Феноменовым).
В 1916 году возведен в сан протоиерея и переведен настоятелем в Троицкий собор слободы Кукарка и назначен благочинным первого округа Яранского уезда Вятской епархии, законоучителем девятиклассной женской гимназии, двух мужских средних училищ и председателем педагогического совета гимназии.

В 1923 году по просьбе своего отца переехал в город Касимов Рязанской епархии, где 8 сентября того же года был назначен настоятелем Троицкого храма. В городе проживало и служило много родственников: в Успенской церкви служил его отец протоиерей Анатолий Правдолюбов, в Казанском монастыре - брат, иерей Николай, в кладбищенской церкви всех святых - отец его жены, протоиерей Димитрий Федотьев; в окрестных селах служили дяди отца Сергия - протоиерей Михаил, протоиерей Феодор и иерей Александр Дмитревы.

Каждую неделю родственники собирались в доме отца Анатолия Правдолюбова. Когда в Касимов приехал отец Сергий, он стал постоянным участником этих встреч.
Отца Сергия ценили как необыкновенного проповедника, оратора, апологета не только священники, но и прихожане, собиравшиеся послушать его из других храмов города. В эти годы он произнес весьма пространный цикл проповедей под названием «Объяснение Божественной литургии». Сохранились очень подробные записи этих проповедей.
Протоиерею Сергию приходилось принимать участие и в публичных диспутах с атеистами, на которые собиралось множество народа.

Благодаря сплоченности местного духовенства, в чем немалую роль сыграла твердость отца Сергия, обновленческий раскол, распространившийся тогда повсеместно, в Касимове успеха не имел.
В 1924 году вместе со своим отцом и братом Владимиром был в Москве на приеме у патриарха Тихона.
По смерти патриарха отец Сергий сохранял верность митрополиту Сергию и убеждал других в том, что верность ему сохранит Церковь от полного ее уничтожения.

В 1920-х годах неоднократно подвергался репресиям со стороны советской власти.
В 1919/1920 году в Кукаркскую Слободу, пришел карательный отряд красноармейцев. Многих влиятельных людей города они расстреляли на месте, а когда подошли к дому отца Сергия в поисках «главного попа», он сам вышел к ним и сказал: «Это я». Ему не поверили, т.к. вид у священника был очень простой - лысина, маленькая бородка. Красноармейцы ответили ему: «Нет, ты не главный поп, ты - простой поп». Отец Сергий ответил: «Да, я простой священник». Каратели ушли, но отыскали престарелого заштатного протоиерея Алексия и расстреляли его. Отец Сергий всю жизнь молился за убиенного протоиерея Алексия. По другой версии каратели разбудив сторожа Троицкого собора, потребовали сказать, в каком доме живет "главный поп". Сторож показал не на дом настоятеля и благочинного, а на дом прежнего настоятеля, который был в преклонных летах и находился на покое, но для сторожа по многолетней привычке и был "главным попом". Старого священника разбудили, вывели из дома и тут же расстреляли.

Позже отца Сергия арестовали и продержали под стражей два с половиной месяца. Арестованных водили на работу и называли их «трудовым ополчением».
Во время этого ареста группу заключенных, в которую входил и отец Сергий, вывели в лес и приказали копать траншею. Все были уверены, что их расстреляют. Когда всё было готово, подошел состав с испорченной рыбой. Охранник приказал разгрузить четыре вагона тухлой рыбы и закопать в траншею. Люди, выполняя эту тяжелую работу, радовались и благодарили Бога за спасение.

В конце 1929 году отец Сергий был повторно арестован и приговорен к двум годам заключения, но, по многочисленным просьбам верующих, неожиданно к празднику Пасхи был освобожден.
В 1935 году был арестован в очередной раз и отправлен на Соловки. Вместе с ним было арестовано более десяти человек, среди которых были его сын Анатолий и двое братьев: сщмч. Николай и мч. Владимир. Причиной ареста послужило составление иереем Николаем и Владимиром Анатольевичем жизнеописания всеми почитаемой Матроны Анемнясевской и двух местночтимых подвижников благочестия - царевича Иакова (XVII век) и Петра Отшельника (современника преподобного Серафима Саровского).

В Соловецком лагере отец Сергий провел пять лет в тяжелейших условиях. Крест исповедничества нес с большим достоинством, духовным опытом и смирением. Вместе с ним в тюремном заключении томились его сын и брат, иерей Николай. Владимира Анатольевича отправили в Карагандинский лагерь и там расстреляли.
Большой поддержкой на Соловках для Правдолюбовых было знакомство с сщмч. Аркадием (Остальским), с которым у них завязалась глубокая духовная дружба.

Несмотря на условия тюрьмы, у заключенных в те годы были возможности для общения, молитвы и даже богослужения. Сохранился Соловецкий антиминс, а у внука отца Сергия, протоиерея Сергия Правдолюбова, как драгоценная реликвия хранится соловецкая епитрахиль в виде простого полотенца, которую отцу Сергию прислали «с воли».

Сын протоиерея Сергия, протоиерей Анатолий, оставил свои воспоминания о годах заключения на Соловках, среди которых есть рассказы о чудесных событиях. Так по молитвам протоиерея Сергия его сын был спасен от неминуемой гибели: узникам, которых задержали на отдаленном островке до глубокой ночи на работах, пришлось добираться до главного острова в полной темноте. Поднялся сильный ветер, очертания островов исчезли во мраке, ветер быстро сносил лодку в открытое море. Неожиданно все увидели яркий свет, похожий на большой костер, разложенный на главном острове. Когда подошли к острову и вышли на берег, с удивлением обнаружили, что никакого огня на берегу не было. Только один отец Сергий стоял у воды и молился за людей, находившихся в море.

В другой раз протоиерей Сергий предупредил своего брата и сына об искушении от нечистого духа, охватившего всех, находящихся с ними рядом в лагерном бараке. Был также случай, когда отец Сергий запретил заключенному-узбеку заниматься гаданием, и тот вынужден был прекратить, т.к. у него после запрета не получалось гадать.
После освобождения из лагеря вернулся в Касимов. Существовал со своей семьей случайными требами, временным служением в том или ином храме, во время болезни штатных священников и тем, что работала его жена, помогая прокормить большую семью.

В августе 1942 года снова был отправлен в тюрьму на шесть месяцев. Ему ставилось в вину «нарушение правил светомаскировки в военное время», которых он не нарушал.
В 1943 году был приглашён на освободившееся место в Никольскую церковь, но прослужил недолго, т.к был мобилизован на трудовой фронт и направлен в Малеево в качестве сторожа Малеевского карьера по добыче белого камня для строительства и других нужд.
Три года отец Сергий провел на каменоломнях. Все это время усердно изучал Добротолюбие, творения Святых отцов, а иногда ему удавалось совершать всенощные бдения, на которых пели такие же ссыльные, как и он, среди которых нашелся даже регент церковного хора.

Здесь же, в каменоломнях, он написал свое Завещание, которое озаглавил: «Моим детям и внукам о том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Таин». По своему настроению это Завещание очень близко к святоотеческим творениям.
С весны по декабрь 1947 года был благочинным Спасского округа и настоятелем Вознесенской церкви города Спасск-Рязанский.

В декабре 1947 года переведен в город Лебедянь, входивший в те годы в Рязанскую епархию, а на его место - благочинным и настоятелем - назначили его родного сына, протоиерея Анатолия. В Лебедяни служил в Преображенском храме.
Здоровье было подорвано в заключении, где он перенес инфаркт. В шестьдесят лет он выглядел восьмидесятилетним старцем.

Скончался 18 декабря 1950 года. Погребен в Лебедяни, у южной части алтаря Преображенского храма.
Почитание
Определением Священного Синода 27 декабря 2000 года протоиерей Сергий был прославлен как священноисповедник и причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.
4 октября 2001 года было совершено обретение честных мощей.

5 октября 2001 года мощи были перенесены из города Лебедяни в Спасскую церковь села Маккавеево Рязанской епархии. Здесь честные мощи готовились ко всеобщему почитанию, а 5 февраля 2002 года были торжественно перенесены в Никольскую церковь города Касимова.



(Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район - Рязанская область)



(Протоиерей Владимир Правдолюбов, почетный настоятель храма святителя Николая в г. Касимове, сын священноисповедника Сергия Правдолюбова)

15 сентября 2002 года, после восстановления и освящения Троицкого храма города Касимова, честные мощи были перенесены в этот храм для постоянного пребывания. Каждую неделю перед ракой его честных мощей совершается богослужение с чтением акафиста святому.

Тропарь священноисповеднику Сергию Касимовскому (Правдолюбову)
глас 5
Пастырскаго служения правило / неустанный проповедниче слова Божия / послушания священноначалию наставниче / единства церковного ревнителю / Сергие, испо-ведниче Христов / Егоже моли // спастися душам нашим.

Кондак священноисповеднику Сергию Касимовскому (Правдолюбову)
глас 2
Во священницех благочестно пожив / и многажды темничное злострадание и поношение претерпев / вышнюю радость и славу наследовал еси / сего ради почитаем тя усердно вопиюще // от бед избави нас твоими молитвами Сергие, исповедниче Христов.



Молитва священноисповеднику Сергию Касимовскому (Правдолюбову)

О, Святый угодниче Божий и исповедниче Сергие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, его же уготовал Господь всем любящим его. Сего ради и мы, духовная чада твоя, радуемся о преславном скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Преподобномученик Геннадий (Летюк), иеромонах



Память 5 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Летюк Григорий Лаврентьевич, родился в 1874 г. в с. Беловоды Мариупольского уезда Харьковской губернии, в семье украинского крестьянина. Получил образование в земской школе, которую окончил в 1889 г.
В 1895 поступил послушником в Петропавловский монастырь Черниговской губернии. В том же 1895 г. был призван в тыловое ополчение на один месяц, после чего был переведен в Белогостицкий монастырь, где позже принял монашеский постриг с именем Геннадий и рукоположен в священный сан.

С 1928 г., после закрытия монастыря, о.Геннадий служил священником в различных приходах Ростовского уезда.
Арестован в 1929 году по обвинению в "контрреволюционной деятельности". За недоказанностью обвинения был вскоре освобожден. После освобождения из-под ареста служил на приходах Ростовского уезда.
С 1938 году - настоятель храма в с. Петровское Ярославской области (ныне поселок Петровск).
Арестован 19 февраля 1941 года. Был обвинен, как "участник антисоветской группы", в "дискредитации существующего строя, клевете на Конституцию, руководителей партии и правительства". Подтвердить обвинение следствия о.Геннадий отказался. Осужден 9 мая 1941 года по ст.58-10,58-11 УК РСФСР как "участник а/с группы церковников", приговорен к 8 годам лишения свободы.

9 июня 1941 г. написал кассационную жалобу на несправедливость приговора, в которой подтвердил свою невиновность в антигосударственном преступлении. 9 июня 1941 г. из его приговора была исключена ст.58-11, но положение осужденного не изменилось.

Допросы и тюремное заключение подорвали здоровье и силы 67-летнего иеромонаха, и 18 декабря 1941 года он скончался в Ярославской тюрьме.



Реабилитирован 10 апреля 1995 года.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Святитель Гурий Казанский, архиепископ



Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась.

Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там облекся он в одежду инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря, для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Он преставился 4 декабря 1563 г., приняв за два дня до кончины схиму. Мощи его, обретенные 4 октября 1595 г., почивают в Казанском Благовещенском соборе. Они переложены в 1817 г. в новую серебряную раку.

Гурием началась епархия в Казани. По указу царя Иоанна Василиевича, митрополит Макарий соборно учредил 1555 г. архиепископство в Казани, третьей степени. После архиепископов были там с 1589 г. митрополиты, а после них с 1832 г. епископы и архиепископы. Сперва епархиальные архиереи именовались Казанскими и Астраханскими; потом, с 1602 г., Казанскими и Свияжскими, а с 1799 г. Казанскими и Симбирскими. В 1799 г. учреждена викарная епархия Казанская; епископам оной велено писаться Свияжскими; но в 1802 г. Казанские викарии отменены.

Об обретении мощей святителя Гурия можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/279093.html

Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского
глас 4
Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Гурия, архиепископа Казанского
глас 4
Чувственный страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ того ради от Бога нетлением почтен,/ чудесы твоими вся удивил еси./ Молим убо тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/ радуйся, отче предивный, граду Казани похвале и утверждение.

Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский



(Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский. Афон, монастырь Дионисиат. 1547 г.)

Святой мученик Анастасий жил в III веке в городе Аквилее (Северная Италия). За миссионерскую деятельность в городе Салоне (ныне Солин, Хорватия) он был схвачен и приведен к судье. Отважно и без колебаний исповедал мученик Анастасий Христа Истинным Богом и Творцом всей твари. Решением суда он был приговорен к смертной казни. Тело святого Анастасия язычники бросили в море. Праведная христианка, богатая матрона Аскалопия, обрела тело мученика Анастасия и с почестями погребла в своей домашней церкви. Мощи святого мученика ознаменовались многими чудесами.

Преподобный Карион Египетский и сын его Захария



(прп. Захария Египтянин)

Жил в одном из египетских скитов в IV веке. В миру у него остались жена и двое детей. Когда в Египте наступил голод, жена преподобного Кариона принесла к скиту детей и пожаловалась на нищету и трудности жизни. Святой взял себе сына, а дочь отдал матери. Он воспитывал святого Захарию в скиту, и всем было известно, что это его сын. Но когда отрок вырос, монастырская братия стала роптать. Тогда отец и сын ушли в Фиваиду. Но и там их преследовало неудовольствие иноков. Тогда Захария погрузился в ядовитое озеро и покрылся струпьями так, что даже отец не узнал его. После смерти отца, преподобный Захария стал подвизаться вместе с преподобным Моисеем Мурином.

Преподобный Нектарий Битольский, Болгарин и его старец преподобный Филофей Карейский



Память 5 декабря, 15 декабря и в Соборе Афонских преподобных

Родился в местечке Битола, в миру носил имя Николай. Перед турецким нашествием его матери было видение: явилась Сама Пресвятая Дева и велела бежать и скрываться с мужем и детьми. Отец Николая, взяв с собой мальчика, удалился в обитель Бессребреников, недалеко от Битолы, где принял иночество с именем Пахомий.

Пострижение принял на Святой Горе. Проходил послушание у опытных наставников преподобного Филофея и старца Дионисия. Долгое время преподобный претерпевал зависть и злобу одного послушника, но и перед ним явил полное смирение. Отличался преподобный милосердием; деньги, вырученные за рукоделие, раздавал нищим.
Как Иов перенес преподобный поразившие его чрезвычайные телесные болезни и мирно предал дух свой Господу 5 декабря 1500 года.

Открытые через четыре года святые мощи преподобного источали дивное благоухание.

Священномученик Илия Четверухин, пресвитер



Священномученик Илия Николаевич Четверухин родился в 1886 году в Москве в семье преподавателя русской словесности. Его отец за свою педагогическую деятельность получил орден Святого Владимира 4-ой степени, дававший ему право на вступление в дворянское сословие.
Илия Николаевич окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

В 1906 году Илия Николаевич поехал в Зосимову пустынь к иеромонаху Алексию (Соловьеву). «Отныне я беру вас в свое попечение, - сказал старец, - я должен буду давать за вас ответ на Страшном суде, но вы должны мне за то обещать полное со своей стороны послушание». Илия Николаевич оставил университет, сдал экстерном экзамены за весь курс Духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную академию. Вскоре Илия Николаевич женился, в его семье родилось шестеро детей. В 1911 году Илия Николаевич окончил Духовную академию и в этом же году был рукоположен в сан священника. Служил он в храме при Ермаковской богадельне в Сокольниках. В начале 1919 года богадельня была закрыта большевиками, а вместе с нею закрыта и вскоре разрушена церковь, и отец Илия остался без прихода.

Весной 1919 года протоиерей Илия Четверухин стал настоятелем храма Николы в Толмачах. Храм в это время был в бедственном положении. Диакон и псаломщик уволились. Не было ни дров, ни муки, ни свечей, ни масла для лампад, ни церковного вина. Первую зиму храм не отапливался. Прихожан почти не было. Отец Илия решил служить каждый день. Службы проходили благоговейно, торжественно, спокойно и строго. Отец Илия прилагал много усилий, чтобы каждое слово, произнесенное в алтаре или на клиросе, доходило до молящихся. Исповедовал отец Илия индивидуально и обстоятельно. Постепенно сложилось общество людей, любивших и уважавших друг друга, привязанных к храму и к своему духовному отцу. Все прихожане с радостью принимали участие в уборке и украшении храма, в пении и чтении. Аналои с книгами стояли уже не на клиросе, а в храме, так как священнику хотелось, чтобы как можно больше молящихся участвовало в богослужении.

В то время, как в храме шла глубокая духовная жизнь и возносились молитвы к Богу, прямо напротив церкви - в здании бывшей церковноприходской школы, превращенной в клуб имени Карла Маркса, велась антирелигиозная пропаганда, развешивались лозунги, призывающие к диктатуре пролетариата. Под церковные праздники устраивались антирелигиозные мероприятия, и тогда навстречу крестному ходу двигалось шествие с богохульными транспарантами, в адрес молящихся неслись насмешки и ругань, а в священника бросали камни. В эти годы в связи с декретом о всеобщей трудовой повинности священник и его жена обязаны были устроиться на работу, так как служба в церкви таковой не считалась. Отец Илия устроился научным сотрудником в Третьяковскую галерею, а его супруга Евгения Леонидовна стала работать делопроизводителем. Рано утром они уходили в храм, затем шли на светскую работу, а после - снова шли в храм.

В 1923 году отца Илию арестовали, он был заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в распространении контрреволюционных слухов, касающихся отношения властей к Патриарху Тихону. В тюрьме священника продержали три месяца.
В начале 1924 года власти предложили отцу Илии оставить храм или уйти с работы в Третьяковской галерее. Священник пришел домой расстроенный, а его жена перекрестилась и с облегчением сказала: «Слава Богу, Илюша! Наконец-то ты не будешь раздваиваться, а станешь настоящим батюшкой!» С этого времени священника записали в лишенцы, лишив всех гражданских прав, и обложили громадным налогом. На помощь священнику пришли прихожане, которые всячески стремились облегчить жизнь семьи.

В 1929 году храм святителя Николая в Толмачах закрыли. Отец Илия стал служить в храме святителя Григория Неокесарийского на Полянке, куда перешли и его духовные дети. Спустя год отец Илия был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в лагерь на реке Вишере в Пермской области.



В марте 1933 года, когда срок заключения подошел к концу, Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Илию Четверухина к трем годам ссылки в Северный край и направило распоряжение в лагерь - отправить священника этапом в город Вологду для дальнейшего прохождения наказания. Однако выяснилось, что священномученик погиб при пожаре в лагере в декабре прошлого, 1932 года.

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000г., определение Священного Синода от 12 марта 2002г.

Очень подробное житие святого вы можете почитать тут:
http://www.proza.ru/2015/12/19/1100

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Касимов, Православие

Previous post Next post
Up