Сегодня Православная Церковь чтит память:
Рождественский пост.
Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421); прп. Палладия Александрийского (VI-VII); свт. Иакова Ростовского, епископа (1392); Обре́тение мощей блгв. кн. Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца (1192); блж. Андрея Симбирского (Огородникова) (1841); Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
Прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV); прп. Романа Антиохийского (Сирийского) (V); прп. Палладия Еленопольского (ок. 430); свт. Максима, еп. Регийского (ок. 460; Галл.); прав. Оды Брабантской, отшельницы (726; Нидерл. и Бельг.); свт. Виргилия, еп. Зальцбургского (784; Герм.); прп. Феодосия Тырновского (1363).
Сщмчч. Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Московского (Смирнова), пресвитеров, прмчч. Иоасафа (Боева), Кронида (Любимова), архимандритов, Николая (Салтыкова), игумена, Ксенофонта (Бондаренко), иеромонаха, Алексия (Гаврина), монаха, Аполлоса (Федосеева), иеромонаха, Серафима (Крестьянинова), игумена, Никона (Беляева), архимандрита, мч. Иоанна Емельянова (1937); блж. Домники (Ликвиненко) (1967; Херсон.).
Икон Божией Матери: «Знамение» Владимирская; «Знамение» Верхнетагильская; Знамение Серафимо-Понетаевская; «Знамение» Корчемная; «Знамение» Абалацкая; «Знамение» Златоустовская; «Знамение» Московская; «Знамение» Соловецкая; Знамение Вологодская; Знамение Царскосельская; «Знамение» Курская-Коренная; Знамение.
Святые дня, молите Бога о нас!
Великомученик Иаков Персянин
Родился в IV веке в благочестивой христианской семье, богатой и знатной. Жена его также была христианкой. Детей своих супруги воспитывали в благочестии, прививая им любовь к молитве и Священному Писанию. Иаков занимал высокую должность при дворе персидского царя Издегерда и его преемника Варахрана.
В одном из военных походов Иаков, прельщенный царской милостью, убоявшись признать себя христианином, вместе с царем принес жертву идолам. Узнав об этом, жена и мать Иакова в глубоком огорчении написали ему письмо, в котором укоряли его и призывали покаяться. Получив послание, Иаков осознал тяжесть своего греха и, представив себе весь ужас отречения от него не только родных, но и Самого Бога, стал громко плакать и молить Господа о прощении. Соратники его, услышав, что он молится Господу Иисусу Христу, донесли об этом царю.
На допросе святой Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал свою веру в Единого Истинного Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его. Царь приказал предать святого мучительной смерти. Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги. В продолжение пыток святой Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен (+ 421).
Тропарь Иакову Персиянину
Мучении странноужасными и доблестию терпения / всех преудивил еси, мно гострадальне, / над коимждо составом удеси резания, / благодарны мольбы пре дивне изрекл еси Господу. / Тем, во стра дании твоем венец прием, / к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове, / Того моли спасти души наша.
Святитель Иаков Ростовский, епископ
Память 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых, 27 ноября.
По местному преданию святитель был сыном крестьянина и в молодых летах принял постриг в Копырском на реке Ухтоме монастыре, в 80 километрах от Ростова. Долгое время он был игуменом этого монастыря, а в 1385 году поставлен епископом Ростовским при митрополите Пимене и святом благоверном великом князе Димитрии Донском.
В 1389 году, защищая осужденную на казнь женщину, святитель, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, и отправил женщину на покаяние. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иакова из Ростова. Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию, и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней, как в лодке, управляемый благодатью Божией. Удалившись от города версты на полторы, святитель Иаков вышел на берег. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Кроткий епископ простил их, но обратно не вернулся.
Не в первый раз ростовцы дерзко изгоняли своего епископа: такая участь постигла святителей Феодора, Илариона, апостола Ростово-Суздальской земли святителя Леонтия. Промыслом Божиим святитель Иаков сошел на землю именно на том месте, где когда-то святитель Леонтий после своего изгнания построил храм в честь Архистратига Михаила. Здесь, на берегу озера Неро, святитель Иаков поставил себе келию а рядом с Михайловской церковью построил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю.
(Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь)
27 ноября 1392 года святитель Иаков мирно почил в стенах своей обители. Мощи его находятся под спудом у северной стены соборного храма. Местное почитание святителя Иакова началось сразу же после его преставления. Официально Церковью он причислен к лику святых на Церковном Соборе в 1549 году.
Распространено мнение, что святитель Иаков боролся с иконоборческой ересью некоего Маркиана, появившейся в Ростове в конце XIV века. Древнее житие святителя не сохранилось, его не знал даже святитель Димитрий Ростовский. Новейшие агиографы стали брать сведения из службы святителю Иакову Ростовскому. Однако служба, сохранившаяся в списках XVI-XVII веков, была составлена путем заимствований из служб святителям Вуколу Смирнскому и Стефану Сурожскому.
Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовского
глас 4
Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем.
Кондак святителя Иакова, епископа Ростовского
глас 8
Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре.
Молитва святителю Иакову, епископу Ростовскому
О пречудне и преблаженне отче, святителю Христов Иакове! С верою и любовию к тебе припадающе, молим тя: огради нас святыми твоими молитвами от всякия беды, скорби и болезни и от всякого гнева Божия, праведно на ны движимаго. Испроси нам тихое и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте и помози нам спасение улучити и Царствия Небеснаго достигнути. Ей, угодниче Божий и заступниче наш! Не презри усерднаго моления сего нашего, но призри на ны милостивно и умоли о нас Всещедраго Человеколюбца Бога, да не погибнем люте в беззаконниих наших, но да сподобимся с тобою и всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Собор новомучеников и исповедников Радонежских
В годы безбожных гонений XX века к сонму уже широко известных святых заступников Радонежской земли присоединились многие новомученики и исповедники. Празднование в их честь было внесено в месяцеслов по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 марта 2011 года. В Соборе Радонежских новомучеников и исповедников празднуются:
• Присп. Родион (Федоров), архим. (+ 1933, память 28 мая)
• Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
• Мц. Татьяна Гримблит (+ 1937, память 10 сентября)
• Прмч. Маврикий (Полетаев), архим. и с ним мчч. Владимир Правдолюбов и Василий Кондратьев (+ 1937, память 21 сентября)
• Сщмч. Афанасий Докукин, свящ. (+ 1937, память 26 сентября)
• Сщмч. Симеон Лилеев, прот. (+ 1937, память 30 сентября)
• Сщмч. Павел Преображенский, прот. (+ 1937, память 8 октября)
• Сщмч. Василий Архангельский, прот. (+ 1937, память 31 октября)
• Сщмч. Илия Громогласов, свящ. (+ 1937, память 22 ноября)
• Сщмч. Василий Парийский, свящ. (+ 1937, память 25 ноября)
• Сщмч. Иоанн Смирнов, прот. (+ 1937, память 27 ноября)
• Прмч. Кронид (Любимов), архим., наместник Троице-Сергиевой Лавры (+ 1937, память 27 ноября)
• Прмч. Ксенофонт (Бондаренко), игум. (+ 1937, память 27 ноября)
• Прмч. Серафим (Крестьянинов), игум. (+ 1937, память 27 ноября)
• Сщмч. Феодор Дорофеев, свящ. (+ 1937, память 27 ноября)
• Сщмч. Александр Туберовский, свящ. (+ 1937, память 10 декабря)
• Сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский (+ 1938, память 10 января)
• Мч. Иоанн Попов (+ 1938, память 26 января)
• Прмцц. Анна (Макандина), послушница и Матрона (Макандина), мон. (+ 1938, память, 1 марта)
• Прмч. Феофан (Графов), иерод. (+ 1938, память 5 марта)
• Сщмч. Николай Беневоленский, прот. (+ 1941, память 3 мая)
• Сщмч. Василий Соколов, прот. (+ ?, память 17 мая)
Преподобный Роман Антиохийский (Сирийский)
Блаженный Роман родился в городе Росе1, близ Антиохии; достигши зрелого возраста, он поселился в Антиохии. Здесь он затворился вне города в малой келлии, где пробыл до старости, не имея при этом огня. Пищей ему служили хлеб, соль, да вода, и притом в таком малом количестве, чтобы только можно было поддержать свою жизнь. Он носил власяницу и под ней тяжелые железные оковы. За всё сие святой Роман сподобился такой божественной благодати, что исцелял различные недуги и, по молитве его, многие жены, неимущие детей, были разрешены от бесплодия. Многих заблудших святой Роман своим увещанием возвратил на правый путь к Царству Божию. Так пожив, он достигнул маститой старости и мирно отошел ко Господу2.
___________________________________
Примечания
1 Рос, - город в Сирии, недалеко от Антиохии.
2 Время жизни и подвигов прп. Романа относится к V веку.
Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ
Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1881 году Николай Павлович окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1885 году - Московскую Духовную академию и стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской Духовной семинарии. Женился. Был рукоположен в сан священника, служил в храме Александровского военного училища и преподавал Закон Божий в 7-й московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой. После революции 1917 года и закрытия Александровского военного училища отец Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Он был одним из активнейших участников Поместного Собора 1917-1918 годов.
Летом 1918 года власти приняли решение арестовать священника. 19 августа сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли к храму Всех Святых, чтобы произвести обыск. Церковь была закрыта, и чекисты, найдя настоятеля храма протоиерея Николая, потребовали, чтобы он выдал им ключи. Отец Николай ответил, что при обыске храма необходимо присутствие председателя приходского совета. После такого ответа священник был арестован и отвезен в тюрьму ЧК на Лубянке. На допросе следователь спросил, у кого находятся ключи от храма, и отец Николай ответил, что у церковного старосты. Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками, касающимися, в частности, восстания большевиков 3-5 июля 1917 года в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917 года. Под датой 2 (15) ноября 1917 года отец Николай записал: «Страшный день сдачи большевикам».
По окончании следствия Реденс написал свое заключение: «Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни... хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в Октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции “тип”, который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь».
3 декабря 1918 года президиум Коллегии отдела ЧК принял решение о заключении отца Николая в концлагерь. Однако руководители ЧК отправили дело на доследование, и в конце концов 16 апреля 1919 года было принято решение, что, поскольку явных улик против священника нет, его следует освободить.
В начале 1921 года протоиерей Николай был назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К этому времени он овдовел и в 1921 году был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году в связи с появлением обновленцев были арестованы многие архиереи из числа тех, кто не согласился поддержать раскольников. Среди других был арестован и епископ Николай. Власти приговорили его к одному году ссылки в Зырянский край.
По возвращении в Москву он был возведен в сан архиепископа. Владыка стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона, оказывая ему помощь в защите Церкви от натиска обновленцев.
16 апреля 1924 года безбожники арестовали архиепископа и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Его привлекли в качестве обвиняемого по некоему делу об избиении члена рабоче-крестьянской инспекции, а также обвинили в том, что он, имея большой авторитет, проводил среди духовенства контрреволюционную агитацию. Вызванный на допрос, архиепископ сказал, что под его руководством находится Звенигородское викариатство, а также три благочиния Замоскворецкого района Москвы, в которых находится сорок четыре храма. «Связь с благочинными я поддерживаю путем приемов, не носящих регулярного характера. Специальных собраний или совещаний с благочинными мною никогда не устраивалось. Не имели место и антисоветские выступления или выпады с моей стороны, так как в сношениях с благочинными я придерживался узко церковной области. Что касается моих проповедей, то они носили чисто моралистический характер».
14 июня 1924 года архиепископ был освобожден. В этом же году он был назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. Хорошо знавший владыку священник вспоминал, что это было время, когда шла трудная борьба с обновленчеством, когда становилось модным крикливое и вычурное пение в церкви; твердо держась православной традиции, архиепископ Николай «настойчиво и властно боролся против человеческих врываний в святая святых и нередко выходил победителем в борьбе за Церковь».
После кончины Патриарха Тихона владыка стал одним из ближайших помощников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра.
11, 20 и 30 ноября 1925 года были арестованы одиннадцать архиереев из числа ближайших сподвижников митрополита Петра, и среди них архиепископ Николай, а также многие священники и миряне.
Архиепископ Николай Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 21 мая 1926 года был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания ссылки ему было разрешено свободное проживание везде, кроме шести крупных городов, с прикреплением к определенному месту жительства на три года.
Когда срок юридического поражения в правах закончился, архиепископ Николай поселился в Москве.
27 ноября власти арестовали владыку и заключили в Бутырскую тюрьму. На допросе следователь спросил архиепископа:
- Какое участие вы принимали в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви?
- Я был членом Поместного Собора Православной Церкви, в работах которого принимал деятельное участие, входя в так называемую профессорскую группу.
- Когда и где вы встречали Сахарова, Стадницкого и Дамаскина?
- Епископ Афанасий Сахаров являлся моим помощником по управлению Владимирской епархией, судился по обвинению в контрреволюционной деятельности. После его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня и получить от меня указания на свою дальнейшую пастырскую деятельность. С епископом Дамаскиным Цедриком я познакомился в ссылке, после его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня. Митрополит Арсений Стадницкий - мой единомышленник, он посещал меня в Москве, где мы с ним обсуждали создавшееся тяжелое положение по управлению Православной Церковью.
- Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной организации церковников.
- Нет, это я отрицаю.
- Следствие располагает данными, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации церковников, и требует от вас правдивых показаний.
- Я это отрицаю, я признаю лишь то, что встречался с епископом Дамаскиным Цедриком, митрополитом Арсением Стадницким и епископом Афанасием Сахаровым, которые в прошлом были судимы по обвинению в контрреволюционной деятельности.
На этом допрос был закончен. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Борис Ивановский, пресвитер
Священномученик Борис родился в 1897 году в городе Москве в семье почтового служащего Павла Ивановского. Окончил реальное училище и Духовную семинарию - в то время, когда в России совершился государственный переворот и к власти пришли безбожники. До 1923 года Борис Павлович работал редактором в Российском Телеграфном агентстве РОСТа. В 1923 году он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Павлово-Посадского района.
В 1930 году на стенах Покровско-Васильевского монастыря в Павловом Посаде появились листовки, которые властями были расценены как контрреволюционные. По подозрению в расклеивании листовок власти арестовали отца Бориса, но, продержав его две недели под стражей, освободили.
В конце 1930 года отец Борис был направлен служить в Москву в храм Живоначальной Троицы в Листах на улице Сретенке. В тридцатых годах храм был закрыт и отец Борис был переведен в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. За беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея. Жил он в селе Леоново на окраине города. Здесь же жили священник, служивший в Ризоположенской церкви села Леоново, - Павел Фелицин, и священник Александр Кедров, служивший в храме на Пятницком кладбище в Москве, принадлежавшем тогда обновленцам. 15 ноября 1937 года все они были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму.
(Церковь Троицы Живоначальной в Листах - Мещанский - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва)
Вызванный на допрос священник Александр Кедров показал: «Я служу священником с 1919 года; ранее был тихоновской ориентации, а сейчас, с 1935 года, стал постепенно отходить от тихоновцев, но Фелицин и Ивановский являются убежденными тихоновцами и проявляют большую злобу к советской власти. Борис Ивановский заявлял мне: “Наступит наше время, когда мы всех коммунистов в порошок сотрем с лица земли”. Я такие убеждения осуждал и не поддерживал».
Протоиерей Борис на допросе сказал:
- Церковь, где я служу, принадлежит тихоновскому направлению. Сам я по убеждению тоже тихоновец, ни к каким другим церковным течениям не принадлежу.
- Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Леонове? - спросил следователь.
- В Леонове я знаю живших там священников Кедрова и Павла Фелицина.
- Где вы собирались с названными вами священниками?
- Вместе с названными лицами я нигде не собирался, за исключением случайных встреч мимоходом.
- Вы даете неправильные показания, так как известно, что вы, собираясь совместно, проводили контрреволюционную агитацию.
- Нет, я этого не подтверждаю и отрицаю. Никакой антисоветской агитации я не вел, за исключением того, что я, священник, обязан заинтересовать граждан, чтобы они верили в Бога.
На этом допросы были закончены. 5 декабря тройка НКВД приговорила протоиерея Бориса к расстрелу. Другие обвиняемые были приговорены к различным срокам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Протоиерей Борис Ивановский был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
В августе 2000 года протоиерей Борис Ивановский причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
(Битва новгородцев с суздальцами, фреска, Ярославль, 1742-1743)
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'
глас 4
Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.
Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Знамение» Новгородская
Достойно есть блажити Тя, Богородице Дево, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.
Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Знамение» Новгородская
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприемнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
Блаженный Андрей Симбирский (Огородников), обретение мощей
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/529511.html Преподобный Феодосий Тырновский
Память 17 февраля (Болг.), 27 ноября (Болг.) и в Соборе Болгарских святых
Преподобный Феодосий Тырновский является одной из самых эмблематических личностей Болгарии в ХIV веке. Его роль в распространении исихазма и возрождении духовной жизни болгарской земли исключительна. Подобно своему учителю св. Григорию Синаиту, преподобный Феодосий не просто усвоил исихастскую духовную практику и философию, но и передал наследство исихазма своим ученикам.
Житие преподобного Феодосия начинает со слов: “Коего народа и из которого преходного родного места происходил оный муж божественный, нелегко сказать в настоящее время, когда уже он сделал так, чтобы никто этого не знал”.
Исследователи считают, что преподобный родился в конце ХIII или начале ХIV века, в районе Бдина (нынешнего города Северо-Западной Болгарии Видин). Вполне возможно, что “святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи”.
Следуя буквально божественные слова Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16, 24), благочестивый Феодосий покинул свой дом и отправился в Арчарский монастырь Свт. Николая, где принимает монашескую схиму.
Прибытие преподобного Феодосия в Парорию относится ко времени второго поселения святого Григория Синаита в эту пустыню, т. е. к началу правления царя Ивана Александра. С первых же дней Феодосий стал одним из самых ревностных учеников Синайского безмолвника. Богатый духовный опыт и проницательность святого Григория помогли ему сразу ощутить, что “ту благодать, что живет в Феодосии”, поэтому скоро он удостоил его своим специальным вниманием. Наблюдая с каким усердием болгарский инок выполняет свои монашеские обязанности и какое у него желание усвоить принципы созерцательной жизни, святой Григорий не пропускал случая наставлять его. Между ними была сильная духовная связь, которую житиеписец показывает следующим образом: “С тех пор, прочее, и днем, и ночью ему напутствовал оным на учительных словах к чистой и неоскверненной вере, к божественным и другим заповедям, которые уподобляют человека Богу и возвышают до степени, равной божественному духу. Таким образом, шел он за своим учителем и насыщен был духовным питием, как телец, напитанный матерью и который всегда получал от нее кормления. Тем же образом и этот был напитан той божественной душой <…> Видя его божественное рвение к божественной жизни, великий ничего не упускал из виду, наставлял ему хорошо и очень искусно. Он видимо познакомил его не только с вступительной и обычной (монашеской) жизнью, но и с деянием и созерцанием, при котором бесы нападают слева и справа”.
Святой Григорий преподал преподобному Феодосию правила умной молитвы и духовной брани. Под его руководством Феодосий прошел все степени монашеской жизни, достигая высот Божественного созерцания. Ученик постепенно возрастал в добродетели и учитель безмолвия разрешил только ему безмолвствовать в полном уединении, “чтобы пережить бесовское искушение, как это бывает с теми, кто подвизается и всегда устремляется к Богу”.
Следует специально отметить, что святой Григорий не всем ученикам разрешал жить в полном уединении. “Оберегая своих подопечных от поругания бесов, он поручал каждому из них лишь то, что соответствовало его духовному состоянию”. Руководствуясь Лествицей преподобного Иоанна Синайского, святой Григорий учил, что монах может приступить к полному безмолвию только после того, как полностью очистился от страстей путем деятельного подвижничества (πράξις).
Предчувствуя свою кончину, преподобный Феодосий собрал своих учеников и дал им свое последнее отеческое напутствие, в котором он им наказывал: “соблюдать строго и непоколебимо благочестивую веру соборной и апостольской Церкви и ее православные догматы; избегать, как и подобает, богомильскую, т. е. мессалианскую ересь, а также и варлаамитскую, акиндиновскую… ереси; <…> также соблюдать святые Божественные заповеди, потому что кто бережно соблюдает эти два (положения), он действительно и назовется христианином”. Как подлинный исихаст, он не пропустил случая напомнить им все то, что научил от святого Григория Синаита: “любить отречение от воли своей, жизнь бескорыстную и скромную, пост и воздержание, привыкнуть усыпать страсти, укрощать гнев, обуздывать плотские побуждения и прогонять душевный мрак - одним словом, осушить всю мокроту и плотское наслаждение <…>, никогда не преставать созерцать наяву Бога и не покидать умное делание, потому что это и есть оружие крепкое и недосягаемое никакой вражьей силой”. Закончив свое наставление, преподобный попросил своих учеников, чтобы они ему помогли сесть в постели, и сидя произнес Символ веры, проклял все ереси, которые Церковь предала анафеме, “а прежде всего злославную ересь нечестивых Акиндина и Варлаама”. После этого причастился святыми Христовыми тайнами и тихо предал дух свой в руки Божьи 27 ноября 1363 г. в день памяти своего учителя святого Григория Синаита.
Патриарх Каллист, вместе со всем клиром Константинополя, торжественно похоронил тырновского исихаста в патриаршем монастыре святого Маманта. За свою святую жизнь и на основании чудесных прижизненных и посмертных знамений, преподобного Феодосия вскоре причислили к лику святых.
В истории духовного просвещения болгар святой Феодосии известен также в качестве примерного переводчика святоотеческих творений с греческого языка на болгарский.
Ему принадлежит, в частности, перевод отдельных творений своего учителя святого Григория Синаита (под заглавием “Главы, зело полезные”) и его жития.
Очень подробное житие святого Феодосия можно почитать тут:
http://www.bogoslov.ru/text/1589371.html