5 декабря 2008 года скончался Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rudiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей которого был граф Федор Васильевич Ридигер - генерал от кавалерии и генерал-адъютант, выдающийся полководец и государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 г. От брака Федора Ивановича с Дарьей Федоровной Ержемской родились 7 детей, в том числе и прапрадед Патриарха Алексия Георгий (1811-1848). Второй сын от брака Георгия Федоровича Ридигера и Маргариты Федоровны Гамбургер - Александр (1842-1877) - женился на Евгении Германовне Гизетти, их второй сын Александр (1870 - 1929) - дед Патриарха Алексия - имел большую семью, которую в тяжелое революционное время сумел вывезти в Эстонию из охваченного беспорядками Петрограда. Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер (28 мая 1902 - 9 апр. 1964), был последним, четвертым, ребенком в браке Александра Александровича Ридигера и Аглаиды Юльевны Бальц (26 июля 1870 - 17 марта 1956); старшими детьми были Георгий (род. 19 июня 1896), Елена (род. 27 окт. 1897, замужем за Ф. А. Гизетти) и Александр (род. 4 февр. 1900). Братья Ридигер учились в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений - Императорском Училище Правоведения - перворазрядном закрытом учреждении, воспитанниками которого могли быть только дети потомственных дворян. Семилетнее обучение включало в себя классы, соответствовавшие гимназическому образованию, затем специальное юридическое образование. Училище успел закончить только Георгий, Михаил завершал свое образование уже в гимназии в Эстонии.
В миру Ридигер Алексей Михайлович, родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине.
С 7-летнего возраста прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца, протоиерея Иоанна Богоявленского. В 1944-1947 годы был иподиаконом - сначала у архиепископа Павла, а затем у епископа Исидора. Обучался в Таллинской средней школе.
(из архива Патриарха Алексия Второго. С родителями)
В 1945 году ему было поручено подготовить к открытию Таллинский Александро-Невский собор для возобновления в нём богослужения (собор в оккупационное время был закрыт).
С мая 1945 по октябрь 1946 года был алтарником и ризничим собора.
С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви города Таллина.
В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году.
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в детстве (ок.1934-1941))
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1942-1947))
Священство
15 апреля 1950 года, на первом курсе Ленинградской духовной академии, рукоположен в сан диакона, а 17 апреля того же года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии.
Приход у священника Алексия Ридигера был очень сложный. На первое богослужение о. Алексия, бывшее в Неделю жен-мироносиц, в храм пришли всего несколько женщин. Однако постепенно приход оживал, сплачивался, начали ремонт храма. «Паства там была непростая,- вспоминал впоследствии Святейший Патриарх,- в шахтерский город после войны приезжали из самых разных регионов по специальным направлениям на тяжелые работы в шахты; многие погибали: аварийность была высокой, поэтому как пастырю мне пришлось иметь дело со сложными судьбами, с семейными драмами, с различными социальными пороками, и прежде всего с пьянством и порождаемой пьянством жестокостью».
Долгое время о. Алексий служил на приходе один, поэтому ездил на все требы. Об опасности, вспоминал Патриарх Алексий, не думали в те послевоенные годы - близко ли, далеко ли, надо ехать отпевать, крестить. С детства любивший храм, молодой священник много служил; впоследствии, уже будучи архиереем, Патриарх Алексий часто с любовью вспоминал свое служение на приходе.
В 1953 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
15 июля 1957 года назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа.
17 августа 1958 года возведён в сан протоиерея.
30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Бильяндинского благочиния Эстонской епархии.
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1948-1955))
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (справа) в молодости с родителями - отцом Михаилом Ридигером и матерью Еленой Ридигер (Писаревой) (ок.1948-1955))
19 авг. 1959 г., в праздник Преображения Господня, в Тарту скончалась Е. И. Ридигер, ее отпевали в таллинской Казанской церкви и похоронили на Александро-Невском кладбище - месте упокоения нескольких поколений ее предков. Еще при жизни матери протоиерей Алексий думал о принятии монашеского пострига, после смерти Елены Иосифовны это решение стало окончательным.
3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой Лавре был совершен монашеский постриг протоиерея Алексия с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Монашеское имя было вынуто по жребию из раки преподобного Сергия Радонежского. Продолжая служить в Тарту и оставаясь благочинным, отец Алексий не афишировал принятие им монашества и, по его словам, «просто стал служить в черной камилавке». Однако в условиях начавшихся новых гонений на Церковь для ее защиты и управления были необходимы молодые, энергичные епископы.
23 августа 1961 года возведён в сан архимандрита.
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962))
(С родителями на берегу Чудского озера. 1955 год.)
Епископ Таллинский
3 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского. Хиротонию в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершали: архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), архиепископ Горьковский и Арзамасский Иоанн (Алексеев), и епископ Костромской и Галичский Никодим (Руснак).
В первые же дни епископ Алексий был поставлен в крайне тяжелое положение: Я. С. Кантер, уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Эстонии, уведомил его, что летом 1961 г. было принято решение о закрытии Пюхтицкого монастыря и 36 «нерентабельных» приходов («нерентабельность» церквей была распространенным предлогом для их закрытия в годы хрущевского наступления на Церковь). Позднее Патриарх Алексий вспоминал, что до своей хиротонии, в бытность настоятелем Успенского собора в Тарту и благочинным Тарту-Вильяндиского округа, он и представить себе не мог масштабов надвигавшейся беды. Времени почти совсем не оставалось, ибо закрытие храмов должно было начаться в ближайшие дни, было определено и время передачи Пюхтицкого монастыря под дом отдыха для шахтеров - 1 окт. 1961 г.
Понимая, что нельзя допустить, чтобы Православию в Эстонии был нанесен такой удар, епископ Алексий упросил уполномоченного отложить ненадолго исполнение жесткого решения, поскольку закрытие храмов в самом начале архиерейского служения молодого епископа произведет негативное впечатление на паству. Церковь в Эстонии получила небольшую передышку, но главное было впереди - нужно было оградить монастырь и храмы от посягательств властей. В то время атеистическая власть, будь то в Эстонии или в России, принимала во внимание только политические аргументы и обычно действенными оказывались положительные упоминания той или иной обители или храма в иностранной печати.
В начале мая 1962 г., пользуясь своим положением заместителя председателя ОВЦС, епископ Алексий организовал посещение Пюхтицкого монастыря делегацией Евангелическо-лютеранской церкви ГДР, которая не только посетила монастырь, но и опубликовала статью с фотографиями обители в газете «Neue Zeit». Вскоре вместе с владыкой Алексием в Пюхтицу (ныне Курмяэ) приехала протестанская делегация из Франции, представители Христианской мирной конференции (ХМК) и Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Через год активного посещения монастыря иностранными делегациями вопрос о закрытии обители больше не поднимался.
Епископу Алексию удалось отстоять и таллинский кафедральный Александро-Невский собор, который, казалось, был обречен.
14 ноября того же года назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
23 июня 1964 года возведён в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке.
22 декабря того же года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности.
7 мая 1965 года назначен председателем Учебного Комитета Русской Православной Церкви, который осуществляет руководство духовно-учебными заведениями Русской Православной Церкви.
С 17 октября 1963 по 1979 год был членом комиссии Священного Синода по христианскому единству и межцерковным сношениям.
19 октября 1967 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии.
25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.
26 августа того же года избран почетным членом Московской духовной академии.
В 1989 г. владыка Алексий был избран народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья, членом правления которого он состоял. Митрополит Алексий стал также членом Комитета по международным премиям мира. Участие в общественно-политической жизни принесло свой опыт: положительный и негативный. Патриарх Алексий нередко вспоминал о парламенте как «месте, где у людей нет уважительного отношения друг к другу».
«Я категорически против того, чтобы сегодня избирались священнослужители, потому что я на себе испытал, насколько мы к парламентаризму не готовы, и думаю, что и многие другие страны еще не готовы. Там царствует дух противостояния, борьбы. И я после заседания съезда народных депутатов возвращался просто больным - так влияла эта атмосфера нетерпимости, когда захлопывали, закрикивали выступающих. Но я думаю, что мое депутатство также было и полезным, потому что я был членом двух комиссий: по пакту Молотова-Риббентропа (об участии в этой комиссии меня попросили эстонские делегаты) и по закону о свободе совести. В комиссии по закону о свободе совести были юристы, которые считали Положение о религиозных объединениях 1929 г. эталоном и не понимали, отказывались понимать, что надо отходить от норм этого закона. Конечно, было очень сложно, я ведь не специалист в юриспруденции, но старался переубедить даже этих советских юристов, и нередко это удавалось», - вспоминает Патриарх Алексий.
(Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом митрополит Лавр и патриарх Московский и всея Руси Алексий II)
Патриарх Московский и всея Руси
Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении владыка Алексий участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 500-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Свято-Даниловом московском монастыре. Лучшей оценкой трудов митрополита Алексия на посту управляющего делами и исполнения иных послушаний стало избрание его Патриархом в 1990 г., когда членам Поместного Собора - архиереям, священнослужителям и мирянам - вспомнились преданность владыки Алексия Церкви, талант организатора, отзывчивость и ответственность.
7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран Патриархом Московским и всея Руси.
Интронизация состоялась 10 июня того же года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
Через несколько дней после интронизации, 14 июня, Патриарх Алексий отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление св. праведного Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где погребен угодник Божий. Вернувшись в Москву, 27 июня Патриарх встретился с московским духовенством в Свято-Даниловом монастыре. На этой встрече он говорил о том, что новый Устав об управлении РПЦ позволяет возрождать соборность на всех уровнях церковной жизни и что начинать надо с прихода.
До 20 июля 1990 года оставался правящим архиереем Ленинградской епархии, и до 11 августа 1992 года Таллинской епархии.
Трагические события происходили в стране 19-22 августа 1991 г. Часть руководителей государства, недовольных политикой реформ, предприняла попытку свергнуть Президента СССР М. С. Горбачева, образовав Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Эта попытка окончилась провалом, следствием чего был запрет КПСС и падение коммунистического режима. «В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 г.,- писал 23 августа в своем Послании к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх.- Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России… Россия начинает труд и подвиг исцеления!» (ЖМП. 1991. № 10. С. 3).
Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению. Пролилась кровь, и все-таки не случилось худшего - полномасштабной гражданской войны.
С 8 мая 1999 по 3 марта 2000 года взял на себя временное управление Японской Православной Церковью.
В годы Предстоятельства Патриарха Алексия прошли 6 Архиерейских Соборов, на которых были приняты важнейшие для жизни РПЦ решения.
17 мая 2007 года с первоиерерхом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром подписал "Акт о каноническом общении", знаменующий воссоединение Русской Православной Церкви Зарубежом с Московским Патриархатом.
10 июня 2000 г. Русская Церковь торжественно отметила десятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия. За литургией в возрожденном храме Христа Спасителя Патриарху Алексию сослужили 70 архиереев РПЦ, представители братских Поместных православных Церквей, а также около 400 клириков Москвы и Московской области.
Обращаясь к Патриарху с приветственным словом, Президент России В. В. Путин подчеркнул: «Русской Православной Церкви принадлежит огромная роль в деле духовного собирания российских земель после многолетнего периода безверия, нравственной разрухи и богоборчества. Происходит не только восстановление разрушенных храмов. Восстанавливается традиционная миссия Церкви как ключевого фактора социальной стабильности и объединения россиян вокруг общих моральных приоритетов - справедливости и патриотизма, миротворчества и благотворительности, созидательного труда и семейных ценностей. Несмотря на то, что Вам довелось вести церковный корабль в нелегкое и противоречивое время, прошедшее десятилетие стало уникальной эпохой реального возрождения нравственных основ жизни общества. В этот ответственный момент отечественной истории миллионы наших сограждан с глубоким уважением прислушиваются к Вашему твердому, сердцем выстраданному слову пастыря. Россияне благодарны Вам за Ваши молитвы, Ваше попечительство об укреплении гражданского мира в стране, о гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений» (Православная Москва. 2000. № 12 (222). С. 2).
Кончина и погребение
Около 11 часов 5 декабря 2008 года руководитель пресс-службы Московской Патриархии Владимир Вигилянский сообщил, что Патриарх скончался в своей резиденции, расположенной рядом с ж/д платформой и посёлком Переделкино, утром того же дня, «час - полтора часа назад». В тот же день Патриархия опровергла циркулировавшие спекуляции о неестественном характере смерти Патриарха.
По официальной версии, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность: патриарх страдал ишемической болезнью сердца, перенёс несколько инфарктов и периодически ездил за границу на обследование. Самый серьёзный инцидент, связанный со здоровьем, имел место в октябре 2002 года в Астрахани.
Вечером 6 декабря гроб с телом патриарха Алексия был доставлен в московский Храм Христа Спасителя, где по окончании воскресного всенощного бдения прошла церемония прощания с новопреставленным патриархом, которая продлилась до утра 9 декабря (вторника)[68]; в Храме совершались заупокойные богослужения и непрерывное чтение Евангелия. Для верующих, желавших проститься с Патриархом, храм был открыт круглые сутки. По сообщению пресс-лужбы ГУВД Москвы, в церемонии прощания с патриархом приняло участие более 100 000 человек.
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отпевание в храме Христа Спасителя)
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отпевание в храме Христа Спасителя)
9 декабря 2008 после заупокойной литургии, которую возглавил патриарший местоблюститель митрополит Кирилл в сослужении сонма архиереев (служило большинство епископата РПЦ, а также предстоятели и представители иных поместных Церквей), и отпевания, которое возглавил Патриарх Константинопольский Варфоломей I, тело усопшего было перевезено в Богоявленский Елоховский собор, где было захоронено в южном (Благовещенском) приделе.
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II могила в Елоховском Кафедральном Соборе)
Господи, упокой душу раба Твоего патриарха Алексия в Небесных Обителях и к праведникам сопричти, и нас, недостойных помилуй, яко Благ и Человеколюбец!