20 ноября (03 декабря) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Dec 03, 2016 07:01

Продолжение…

Преподобный Созомен Кипрский



О жизни преподобного Созомена сохранилось мало свидетельств. Эти свидетельства противоречивы: некоторые источники называют местом рождения святого северо-западную часть острова Кипр - полуостров Карпас, другие причисляют его к числу монахов, переселившихся на Кипр, где они обрели место для своего духовного подвига.

Из рукописного жития монаха Акакия (XVII век) сохранилось свидетельство о том, что святой жил ещё при «Христианских временах», что позволяет предположить то, что речь идет периоде, который закончился появлением крестоносцев на Кипре, то есть 1191 годом, когда было основано Кипрское королевство. Протоиерей Ставрос Папафангелу (Μορφές που αγίασαν στην Κύπρο, σελ. 178) предполагает, что cвятой мог родиться около 1100 года.

Во всяком случае, недалеко от Никосии рядом с демаркационной линией, в районе селения Потамья (Potamia, Cyprus), существует заброшенная деревня Агиос Созоменос (Agios Sozomenos), основанная в 15-16 веке, где в горе сохранилось высеченная пещера - место подвига и, впоследствии, захоронения святого. На сохранившихся надписях фресок XI и XV веков повествуется: святой Созомен исцеляет «Ο Αγιος Σωζόμενος ιατρεύει τους νοσούντας», святой Созомен составляет скорченного человека «Ο Αγιος Σωζόμενος ανορθοί τον επί γης συγκύπτοντα», из чего можно заключить, что при жизни он обладал даром чудотворения.

В деревне Галата (Galata, Nicosia, Cyprus) находится церковь в честь преподобного, которая, как следует, из ктиторской надписи, была построена в 1513 году. Церковь полностью расписана и представляет собой раннюю работу известного кипрского иконописца Симеона Аксендия (Συμεών Αξεντιου). В надписях фресок присутствуют диалектные формы греческого языка. Несмотря на значительное расстояние между пещерой святого и храмом в деревне Галата, в окрестном районе в деревнях часто встречаются иконы святого. К слову, в деревне Геракья (Γερακιά) находится поклонный камень святого Созомена (η αγιόπετρα του Οσίου Σωζομένου), где изображен святой.

Мученик Эдмунд, король Восточно-Английский



Родился в 841 году в семье благочестивых христиан. Сызмала он постиг истинное значение молитвы и выучил наизусть все псалмы.
Все передвижения Эдмунда, начиная с 855 года, с точностью прослежены историками. Так, мы знаем, что в том году он находился в Хунстантоне, в графстве Норфолк, в месте, известном в настоящее время как мыс Святого Эдмунда, где еще сегодня можно найти развалины часовни и источник св. Эдмунда. Далее его передвижения были прослежены до Аттлборо в Норфолке, откуда он направился в Уэссекс (Землю Западных Саксов). 5 ноября 855 года Эдмунд принял участие в великом совете английского дворянства, имевшем место в столице Уэссекса, городе Винчестере. Здесь собравшиеся отовсюду дворяне заключили военный союз против угрожавших безопасности страны датских язычников-викингов.

В конце 856 года, в королевском дворце, находившемся на месте сегодняшнего городка Кэйстор Сэйнт Эдмундс в окрестностях Норвича, молодой принц Эдмунд был избран королем восточных англов. В том же 856 году, в день Рождества Христова, он в возрасте всего лишь 15 лет был помазан и венчан на царство в городке Бюрс, занимавшем стратегическое место на границе между Саффолком и Эссексом. В людской памяти Эдмунд сохранился как благочестивый и благородный государь, настолько преданный своему народу, его безопасности и благосостоянию, что ради них он добровольно отказался от брака. Он был «мудр и честен... смирен и благочестив... по-отечески щедрый покровитель нищих и вдов... защитник Церкви, воздвигнутый самим Богом».

В 865 году его миролюбивое королевство подверглось повсеместному вторжению датчан. Эдмунд, как мог, организовывал сопротивление и, с целью защиты Англии от датчан, развернул особенно кипучую деятельность в Орфорде, в окрестностях Фрамлингхама и в других местах, даже вне пределов Земли Восточных Англов. Так, в 868 году он сражался за освобождение Ноттингхэма бок о бок с будущим королем Альфредом Великим. В Земле Восточных Англов он также заботился о возведении и восстановлении защитных насыпей к востоку от Кембриджа, до сих пор известных как «Ров св. Эдмунда» в районе «Низин св. Эдмунда». Однако в 869 году огромное войско датчан вновь напало на Землю Восточных Англов. Было ограбилено множество монастырей, включая Эли и Сохам. Поздней осенью король Эдмунд дал сражение в селении Тетфорд в Норфолке. Несмотря на то, что враг понес крупные потери, король вынужден был отступить к деревне Хоксен в северном Саффолке, где и был схвачен датчанами.

Эдмунд, всегда защищавший других, отказался защищать себя. Он остался верен Христу и со словами: «Мне одному подобает умереть за людей моих, дабы не погиб весь народ», отверг мирные предложения датчан, ценой которых было предательство веры. Датчане глумились над ним и избивали его. Эдмунд отказался стать вероотступником, заявив: «Ничто не может отлучить меня - живого или мертвого - от любви Христовой». Тогда мучители привязали его к дубу и стали нещадно стегать бичом, затем они выпустили в него несколько стрел из лука и наконец обезглавили короля, который непрестанно, вплоть до самой кончины, призывал имя Спасителя. Это случилось в понедельник, 20 ноября 869 года. Вслед за этим датчане покинули местность, бросив голову короля в находившиеся неподалеку заросли ежевики. Позже люди, пришедшие искать главу мученика, были уведомлены о ее местонахождении воем волкодава, стерегущего ее.

Эдмунд был похоронен в часовне деревни Хоксен, и вскоре после его смерти последовали чудеса. Самым необычным из этих чудес было то, что не минуло и одного поколения, как потомки тех самых датчан, которые умучили его, стали православными христианами и сами начали почитать убиенного ими короля как святого. В начале X века тело св. Эдмунда было перенесено в монастырский город Бедриксуорт, впоследствии ставший известным под названием Бери Сэйнт Эдмундс (Bury St Edmunds - «Могила св. Эдмунда»). В течение последующих столетий место упокоения святого сделалось великой святыней и превратилось в один из лучших и крупнейших монастырей Англии. Пять столетий подряд воитель Эдмунд считался святым заступником не только Земли Восточных Англов, но и всей Англии.

Тропарь
глас 4
Во страданиих своих мученик царственный Эдмунд / претвори венец земный в небесный, / радуяся же о силе Твоей, Христе Боже наш, / мучителей превозможе и низложи гордыню бесовскую. / Тем и ныне вси людие страны сея, / да возрадуемся купно с ним: // молится бо за ны спастися душам нашим.

Священномученик Алексий Аманов, пресвитер



Священномученик Алексий родился 9 февраля 1870 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье псаломщика Иоанна Аманова, три сына которого впоследствии стали священниками. Два года Алексей Аманов обучался в Рязанской Духовной семинарии. После заключения брака с Серафимой Андреевной Анохиной он был рукоположен в сан священника. С 1914 по 1927 год отец Алексий служил в селе Балыки Почепского района Брянской области.

В самом начале 1920-х годов произошел в селе случай. Во двор священника однажды въехало несколько всадников. Зашли в дом. В разговоре с отцом Алексием один из них сказал, чтобы он никуда не уходил, что они через час вернутся и его публично расстреляют. После этого они уехали. Отец Алексий вышел в сад, где начал молиться. Весть о случившемся быстро разнеслась по селу, и люди стали собираться к дому священника, чтобы защитить его, что им и удалось.

В 1927 году отец Алексий перешел служить в Московскую епархию. Поскольку в Зарайске проживали сестры его жены, он попросил, чтобы ему разрешили служить в этом городе. Священноначалием он был назначен настоятелем в Никольский храм села Маслово, где прослужил до 1930 года. 1 декабря 1930 года он был переведен в Спасский храм города Зарайска. 24 ноября 1931 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея.

В 1935 году протоиерея Алексия Аманова назначили настоятелем Ильинского храма в том же городе, где он прослужил до своего ареста. Супруга отца Алексия Серафима Андреевна была регентом в храме. Ильинская церковь была маленькая и располагалась на окраине города. Доход в храме был невелик, однако с Божией помощью удавалось вовремя платить налоги, которые безбожная власть налагала на церковь. Нередко внуки священника ходили по храму с тарелкой, собирая подаяние богомольцев. Порой семья священника голодала. Старшие внуки отца Алексия, десятилетний Василий и семилетняя Зоя, весной бродили по оттаявшим картофельным полям. В вязкой сырой земле дети искали гнилую прошлогоднюю картошку. Они с большим удовольствием ели картофельные дранки, которые приготавливала из принесенного картофеля Серафима Андреевна. Зимой не хватало сена, чтобы прокормить козу; Василий и Зоя в торговый день шли с мешками на базарную площадь, чтобы там набрать хоть сколько-нибудь сена. Отец Алексий, провожая их, предупреждал: «Из-под морды лошади сено не сметь брать, иначе хозяин ударит вас кнутом».

Лошади у священника не было, на все требы в любую погоду он ходил пешком, а на Пасхальной неделе несколько дней посещал дома прихожан. Еще в Балыках отец Алексий получил травму ноги. Молодой жеребенок ударил его передним копытом по колену, отчего произошел излом коленного сустава. В начале 1930-х годов отец Алексий заболел глаукомой, левым глазом он практически ничего не видел. В 1930 году хозяйство священника было записано как кулацкое. Ночью в дом явилось несколько человек, которые предъявили документ о раскулачивании. Пришедшие начали выносить из дома вещи. Внучка отца Алексия Зоя, жившая в то время в доме священника, от шума проснулась. Серафима Андреевна просила оставить перовый матрасик, на котором лежала маленькая девочка, однако одна из пришедших женщин выдернула его и унесла с собой. В дом к священнику часто приходили люди, чтобы получить совет в том или ином житейском деле: как составить письмо в суд, как поступить, к кому обратиться в той или иной сложной ситуации. Отец Алексий, чем мог, старался им помочь, не оставлял в беде, за что очень уважался народом. Во время беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов безбожные власти поставили перед собой задачу произвести повсеместно массовый арест духовенства и закрытие храмов. По всей стране с новой силой начались аресты и расстрелы священнослужителей и мирян.

В середине ноября 1937 года следователь Зарайского отделения НКВД Крысанов допросил двух человек, которые согласились дать лжесвидетельства против отца Алексия. Одна лжесвидетельница, в частности, показала, что отец Алексий «в сентябре 1937 года высказывался среди населения против советской власти и коммунистов, говорил: антихристова власть опять возвратилась к арестам, в Москве арестовали много священников. Это коммунисты боятся, что их по новой конституции не выберут в советы, поэтому они всю вину кладут на духовенство. Все равно, сколько они ни арестовывай, нас много, да и ведь народ шел за нами, так и пойдет, - они перед народом бессильны».

Другой лжесвидетель показал, что в марте 1937 года отец Алексий ругал сталинскую конституцию и при этом говорил: «…В конституции пишут о свободном вероисповедании, а в действительности этого нет, и верующих под видом всевозможных причин лишают права на отправление религиозных обрядов. Народ требует, чтобы я ходил по домам православных, а советская власть нам этого не разрешает… Я народу везде буду рассказывать, как представители власти нас притесняют, - я как ходил, так и буду ходить. Веру свою православную не брошу…»

Отец Алексий был арестован 24 ноября 1937 года у себя дома. Прощаясь с супругой, он сказал ей: «Спасибо тебе, верной ты была мне женой! Пойду я по стопам Спасителя».

В тот же день протоиерей Алексий был допрошен.

- Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную работу. Признаете ли вы это? - спросил следователь.
- Нет, я это отрицаю, это не признаю.
- Следствию известно, что вы среди населения высказывали контрреволюционного характера клевету на советскую власть и пораженческое настроение. Признаете ли это?
- Нет, я это отрицаю, этого не говорил.
- Следствию известно, что вы призывали население не подписываться на заем и высказывали террористическое настроение против коммунистов. Признаете ли это?
- Нет, я это отрицаю, этого не делал.
- Следствию известно, что вы призывали население при выборах в советы голосовать против коммунистов. Признаете ли это?
- Нет, это я отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю.

На этом допрос был закончен.



С момента ареста и все время непродолжительного следствия отец Алексий содержался в тюрьме Коломенского района, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Аманов был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. За несколько часов перед смертью фотограф Таганской тюрьмы сфотографировал священника, чтобы при множестве проводимых в те дни расстрелов палач не ошибся.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.

Преподобномученик Иларион (Писарец), иеромонах



(Преподобномученик Иларион (Писарец), иеромонах, Таганская тюрьма 1937)

Память 20 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родился в 1871 году в селе Собичево Киевской губернии в семье крестьянина Павла Писарца. В 1893 году он поступил послушником в Глинскую пустынь в Курской губернии, где пробыл до 1914 года; здесь он принял монашеский постриг.

В 1914 году монах Иларион был рукоположен во иеромонаха; впоследствии он стал служить в Москве. В 1927 году жители села Рождество Наро-Фоминского района Московской области, где не было в то время священника, стали просить иеромонаха Илариона к себе на приход. Он согласился и был священноначалием направлен служить в этот храм.



(Церковь Рождества Христова - Рождество - Наро-Фоминский район - Московская область, восстанавливается)

15 октября 1937 года председатель сельсовета направил заявление в НКВД, в котором сообщал, что на праздник Покрова «по домам с молебнами ходил рождественский поп, не имея на это разрешения... Со стороны попа и ранее были нарушения... он собирал подписи верующих, просим принять соответствующие меры».

26 ноября 1937 года иеромонах Иларион был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следствии он категорически отверг все предъявленные ему обвинения.
29 ноября Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Иеромонах Иларион (Писарец) был расстрелян 3 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Преподобномученик Евтихий (Качур), игумен



(Преподобномученик Евтихий (Качур), игумен, Тюрьма НКВД, 1937)

Память 20 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Бутовских новомучеников и Воронежских святых.

В миру Евфимий Викторович Качур, родился 26 декабря 1891 года в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в день памяти священномученика Евфимия, епископа Сардийского.
До революции Евфимий принял монашеский постриг с именем Евтихия и вступил в число братии одного из киевских монастырей (в следственном деле монастырь назван «Церковщина»). Рукоположение в иеромонаха состоялось, видимо, после 1917 года.

Место служения иеромонаха Евтихия в 20-ые годы неизвестно, но, как свидетельствует удостоверение о награждении его наперсным крестом, выданное в апреле 1929 года епископом Винницким Варлаамом (Козулей), управляющим Каменец-Подольской епархией, в это время он уже был настоятелем Маркиановского скита Винницкого округа этой епархии. В документе отмечалось, что иеромонах Евтихий награжден «за усердное исполнение священно-пастырских обязанностей и твердое стояние во Святом Православии». Спустя некоторое время иеромонах Евтихий был возведен в сан игумена.

Власти всюду преследовали ревностного пастыря. Его дважды арестовывали (в 1924 и в 1931 годах) и держали под стражей (45 дней в первый раз и 2 месяца во второй).
К моменту ареста в 1937 году игумен Евтихий проживал в городе Зарайске Московской области и работал садовником-цветоводом на фабрике «Москож». Его арестовали 22 ноября 1937 года по обвинению в антисоветской агитации и содержали под стражей в тюрьме Коломенского района.

- Следствию известно, что вы среди населения города Зарайска вели активную контрреволюционную деятельность, признаете ли вы это? - спросил следователь.
- Я это не признаю, так как никакой контрреволюционной деятельности не вел.

Отец Евтихий не признал себя виновным и в других надуманных преступлениях.
27 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила игумена Евтихия (Качура) к расстрелу. Спустя некоторое время приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово. Место его погребения неизвестно.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.

Священномученик Александр Сахаров, пресвитер



Память 20 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Бутовских

Родился 15 августа 1875 года в селе Кривандине Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье диакона Нестора Сахарова.
В 1890 году после окончания Зарайского духовного училища поступил в Рязанскую духовную семинарию. На шестом курсе в декабре 1895 года епископом Рязанским Иустином (Полянским) был посвящен в стихарь для проповедования слова Божия с церковной кафедры.
В 1896 году после окончания семинарии был определен учителем и преподавателем Закона Божия в Низковское начальное народное училище Василёвской волости Егорьевского уезда. Поскольку здание училища пришло в крайнюю ветхость, его пришлось закрыть.
В сентябре 1897 года был переведён учителем в Преображенское народное училище в селе Преображенский Погост Егорьевского уезда.

В 1897 году по благословению епископа Рязанского святителя Мелетия (Якимова) между деревнями Петровской и Левошевым Егорьевского уезда было начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Крестьяне направили владыке прошение, в котором просили "назначить нам в настоящее время священника к Казанской церкви окончившего курс семинарских наук Александра Сахарова". Со своей стороны Александр Несторович тоже подал прошение об определении его во священника к строящейся церкви. Владыка одобрил эти прошения.
13 ноября 1897 года был рукоположен во диакона, а на следующий день - во иерея. Хиротонии совершил святитель Мелетий в Рязанском кафедральном соборе в честь Рождества Христова.
К заботам о строительстве храма вскоре прибавилось послушание законоучителя в Петровском начальном училище, куда отец Александр был определен в 1898 году. Первое время, когда строилась церковь и дома причта, священник с семейством испытывал трудности и нужду. Приходилось жить в крестьянских избах, нанятых самими прихожанами, а жалованья из казны он пока не получал. 25 мая 1900 года храм был освящен.
В октябре 1907 года духовенством округа был избран членом благочиннического совета Второго Егорьевского округа.
В 1925 году был возведен в сан протоиерея.

В 1930 году отец Александр был приговорен к шести месяцам тюремного заключения и пяти годам высылки за то, что использовал труд домработницы. Опротестовал это решение и был оправдан окружным судом. В 1931 году у семьи Сахаровых советская власть отняла последнюю корову. Их дети к тому времени уже выросли и жили отдельно от родителей.
Бывало, что когда отец Александр нес домой какие-нибудь продукты, полученные за исполнение треб от прихожан, ему встречался кто-нибудь из детей, особо нуждающихся в помощи, и тогда батюшка останавливался и раздавал все детворе. На Пасху и престольный праздник отец Александр совершал водосвятные молебны, обходя дома прихожан.

Летом 1937 года в клубе села Петровского местные коммунисты несколько раз проводили собрания, на которых обсуждался вопрос о закрытии Казанской церкви и переоборудовании её под школу. Тогда же были сброшены с церкви колокола. В конце лета того года начались массовые аресты священнослужителей и мирян. Отец Александр предчувствовал свой скорый арест. В беседе с одним из знакомых он сказал: "Меня, наверное, скоро возьмут".
В ночь с 15 на 16 ноября 1937 года был арестован и заключен в камеру предварительного следствия в городе Шатуре, откуда через несколько дней его перевели в Егорьевскую тюрьму.

- Сколько времени вы служите служителем религиозного культа? - спросил следователь.
- Священником я служу 40 лет, то есть с 1897 года, - ответил отец Александр.
- Перечислите всех ваших знакомых, с которыми вы встречались вне службы.
- Знакомых, с которыми бы я встречался вне службы, не имею.
- Следствию известно, что вы проводите антисоветскую деятельность, создаете приют всяким бродячим священникам и группируете вокруг церкви контрреволюционный монашеский и юродивый элемент, дайте по этому вопросу показания.
- Никогда у меня бродячих священников и монашествующих не было. Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя в этом не признаю.

27 ноября того же года тройкой НКВД приговорён к расстрелу. Был доставлен в Таганскую тюрьму города Москвы.



Протоиерей Александр Сахаров был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе 2000 года.

Священномученик Иоанн Тихвинский (Сарв), пресвитер, преподобномученик Арсений (Дмитриев), игумен, преподобномученица Иоанникия (Кожевникова), игумения, священномученики Василий Канделябров, Николай Покровский, Емилиан Панасевич, Николай Зеленов, пресвитеры



(Священномученик Иоанн Сарв)

Священномученик протоиерей Иоанн Романович Сарв родился в 1867 году в Лифляндской губернии в семье безземельного крестьянина. Окончил Рижскую Духовную Семинарию, получил должность псаломщика и вскоре был рукоположен во иерея к храму в селе Ольгин Крест в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии. Желая получить образование в Духовной Академии, отец Иоанн обратился с прошением на имя митрополита Палладия (Раева) с прошением дать место в одной из церквей Санкт-Петербурга и в 1896 году он был переведен в столицу Российской империи в Греческую посольскую церковь. Поступив в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, отец Иоанн помимо обучения и служения в храме много времени уделял школьной деятельности, преподавая Закон Божий в ряде учебных заведений Петербурга. В 1902 году он закончил Академию со степенью кандидата богословия. С 1904 года отец Иоанн Сарв служит в Преображенской церкви на Забалканском (ныне Московском) проспекте, а в 1912 году становится ее настоятелем, будучи уже в сане протоиерея. В этом храме он прослужил до 1927 года. Одновременно отец Иоанн руководил Вонифатьевским обществом трезвости. В конце 20-х годов он был выслан из Ленинграда. Отец Иоанн уехал в Тихвин, где продолжил свою пастырскую деятельность. В 1934 году отца Иоанна арестовали. На допросах он отказался давать какие-либо показания, и оказался единственным среди арестованных в то время в Тихвине по церковным делам, кто вел себя подобным образом. Ему вынесли условный приговор и выпустили. В это время протоиерей Иоанн Сарв был благочинным храмов города Тихвина. В 1937 году по Тихвину и его окрестностям, как и по всей стране, прокатилась новая волна арестов.

Вместе с отцом Иоанном Сарвом в Тихвинскую тюрьму в качестве обвиняемых были заключены 14 человек: 7 священников, игумения Тихвинского Введенского монастыря и 6 мирян. Все эти лица были объявлены единой контрреволюционной группой, действовавшей в городе Тихвине.



(Прмц. игумения Иоанникия (Кожевникова))



(Священномученик Василий Канделябров, пресвитер)

Руководителем группы был объявлен благочинный города Тихвина протоиерей Иоанн Сарв, а все дело озаглавлено "Сарв Иван Романович и другие". Все духовенство, проходившее по делу, было расстреляно, остальные лица получили по 10 лет лагерей. Пятеро священников и игумения Иоанникия отказались, не взирая на применявшиеся пытки, признать свою вину и оговорить проходивших по делу лиц, явив редкий пример единодушного христианского мужества. Священномученик протоиерей Иоанн Сарв и вспоминаемые сегодня преподобномученик игумен Арсений (Дмитриев), преподобномученица Иоанникия (Кожевникова), священномученики Василий Канделябров, Николай Покровский, Емилиан Панасевич, Николай Зеленов были расстреляны в Тихвине 3 декабря 1937 года.



(Тихвин. Церковь Иова Многострадального. Последнее место служения о. Иоанна Сарва, восстанавливается)

Имена их включены в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г.
21 июля 2004 г. священномученик Иоанн Сарв также был канонизирован Константинопольским Патриархатом.

Преподобномученица Татьяна Алексеевна Фомичева, послушница



(Преподобномученица Татьяна Алексеевна Фомичева (семья Фомичевых, Татиана крайняя слева))

Память 20 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родилась в 1897 году в селе Надовражное неподалеку от г. Воскресенска (ныне Истра) Московской губернии в крестьянской семье.
В девятнадцать лет, испросив благословение у своего духовника и у родителей, Татьяна пошла пешком в близлежащий Борисоглебский женский монастырь в селе Аносино и в 1916 году была зачислена послушницей этой обители.

В 1928 году монастырь был закрыт, и Татьяна вернулась к родителям в с. Надовражное.
В 1930 году властями был разрушен Надовраженский Богородице-Рождественский храм. Тогда вместе с другой послушницей Аносиной пустыни, Марией Брянцевой, Татьяна прибилась к 12 сестрам Крестовоздвиженского монастыря из с. Лукино Подольского района, которые, после разгона в 1926 г. состоявшей из монахинь сельскохозяйственной артели, устроились на работу в открытый в стенах обители дом отдыха имени Карпова или рукодельничали, поселясь в окрестных деревнях. На службу они ходили в храм пророка Илии в соседнем селе Лемешево. В хоре этой церкви пели и аносинские послушницы Татьяна и Мария.
В начале 1931 года ОГПУ сфабриковало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря.

Допрошенный 13 мая 1931 года следователем ОГПУ директор дома отдыха показал, что

«в бывшем монастыре до сих пор висят колокола, кресты, стенные гравюры икон и разные церковные украшения, а за оградой монастыря находится церковь. Чем объясняется, что до сего времени не сняты колокола и монастырь не переделан в нормальный вид, трудно сказать. Однако пребывание до сего дня двенадцати монашек и их антисоветская деятельность дает основание полагать, что отсталое население окружающих деревень находилось под их влиянием и не подписывалось за снятие колоколов с монастыря. Двенадцать монашек составляют не что иное как общину вокруг бывшего монастыря, имеют общение между собой, проживают при монастыре, связаны с кулацким элементом, агитируют среди крестьянства, имеют общение с отдыхающими, всячески стараясь воздействовать на них, показывая себя обманутыми советской властью».

Культработник дома отдыха показал:

«Выскажу свое мнение о «святом» очаге вокруг церкви. Хотя я сталкивался всего два-три раза с этим очагом во время обследования местности, и причем очень поверхностно, тем не менее я ярко ощутил именно гнездо и рассадник, враждебный нам, со своими зловещими старухами, проклинающими нашу установку. Характерно отметить, как сильно их влияние. Девушки-крестьянки в возрасте до двадцати пяти лет, с которыми я разговаривал около церкви, веруют в Бога и на мои попытки разубедить их сначала прислушивались, но скоро отмахнулись и пошли в церковь, руководимые старухами-монашками. Зимой были отмечены случаи, когда отдыхающие также ходили в церковь, поэтому мое мнение таково, что нужно вообще ликвидировать этот очаг вплоть до снесения церкви».

Послушниц Татьяну и Марию арестовали 15 мая 1931 г. в числе 17 монахинь, инокинь и послушниц из различных обителей, поселившихся подле закрытого Крестовоздвиженского монастыря. Девушек заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.
Хозяйка дома в селе Лемешево, где жила послушница Татьяна, показала, что та занимается рукоделием, которое продает крестьянам соседних деревень, и что она настроена против мероприятий советской власти. Одна из лжесвидетельниц показала, что послушница Татьяна является ярой церковницей и ведет активную антисоветскую деятельность.

29 мая 1931 г. тройка ОГПУ приговорила послушниц Марию и Татьяну к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, наказание отбывали в Сиблаге.
После досрочного освобождения в 1934 году Татьяна и Мария поселились за 100-километровой (от Москвы) зоной - в с. Высоково Волоколамского района. Вскоре девушки стали помогать только что переведенному из Москвы протоиерею Владимиру Медведюку, настоятелю Троицкого храма в с. Язвище.
Дочка батюшки Ольга Владимировна, бывшая в то время маленькой девочкой, вспоминает о необыкновенной кротости и скромности Татьяны. Говорила она всегда тихим голосом и вообще казалась незаметной, однако среди прихожан «монашки» как-то выделялись особым благочестием.

Татьяна не любила выказываться, и похвала человеческая, столь лестная для душ тщеславных, тяготила ее. Ольга Владимировна вспоминает, как однажды в храме не было чтицы и батюшка благословил читать на клиросе Татьяну, однако это предложение так смутило ее, что она пыталась уклониться, отговариваясь своим неумением, однако «за послушание» прочла положенное по уставу - да так проникновенно и мелодично, что этот эпизод навсегда запечатлелся в памяти маленькой Оли. После этого случая Татьяна была назначена постоянной псаломщицей, также пела она на клиросе. В основном же Татьяна предпочитала скромные труды, помогая батюшкиной семье по хозяйству.

Послушницы Татьяна и Мария были арестованы вечером 24 ноября 1937 года в доме у священника. Сотрудники НКВД застали их за рубкой капусты. Ордера на арест были выписаны на протоиерея Владимира, его сына Николая и на послушницу Марию Брянцеву. На арест Татьяны Фомичевой даже не было ордера. Однако Николая дома не оказалось: он буквально на несколько минут отлучился к соседям, - и вместо него взяли вторую послушницу. Когда же Николай узнал, что за ним приходили, тут же бросился на станцию - не на ближайшую, где его уже поджидали, чтобы арестовать, а на следующую, и это его спасло.

Арестованных отправили в волоколамскую тюрьму. 26 ноября на допрос были вызваны председатель сельсовета, секретарь сельсовета и «дежурные» свидетели, которые подписали показания, написанные следователем. Отца Владимира и послушниц обвиняли «в гнусной контрреволюционной клевете против проводимых мероприятий партии и советской власти на селе, срыве подготовительной работы к выборам в Верховный Совет» и религиозной пропаганде. Виновными они себя не признали и никого не оговорили. Следствие было завершено 28 ноября, а уже на следующий день тройка НКВД приговорила о. Владимира к расстрелу, а послушниц Татьяну и Марию к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Послушница Татьяна скончалась в казахстанском лагере. Точное место и время ее преставления не установлены. Мария Брянцева после окончания срока заключения вернулась домой.



Татьяна Фомичева причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Об этих и других Новомученниках и Исповедниках Российских, память которых приходит на день сегодняшний, вы можете почитать тут:
http://www.newmartyros.ru/calendar/12-03

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up