В этот день 154 года назад фрегат "Аврора" вошёл в Авачинскую губу и бросил якорь в Петропавловской гавани. Этот день по праву можно считать началом обороны Петропавловска в Крымской войне - слава русского флага и конфузия англо-французских интервентов.
фрегат "Аврора"
Командовал фрегатом капитан-лейтенант Иван Николаевич Изыльметьев, старшим офицером у него был лейтенант Михаил Тироль. В паре с корветом "Наварин" фрегат был послан для усиления российских форпостов на Дальнем Востоке в преддверии надвигавшейся Крымской войны. Почти в то же время, но другим путём туда же ушёл фрегат "Диана" под командиванием С. Лесовского. На борту "Авроры" находился юнкер Константин Литке, будущий путешественник и географ, а также множество офицеров, мичманов, гардемаринов и нижних чинов, чьи имена немного позже узнала вся Россия.
Переход из Кронштадта в Петропавловск был очень непростым. Шторм в Северном море вывел из строя корвет "Наварин" - оба корабля встали на ремонт в норвежском Кристиансанде (корвет позже был продан в Голландию на слом). "Аврора" продолжила свой путь в одиночку; в английском Портсмуте, уже пропитанном духом будущей войны, местные русофобы спровоцировали скандал, и только мудрость командира фрегата помогла выскользнуть из захлопывающейся мышеловки. В Рио-де-Жанейро авроровцы салютовали пушками эскадре Нахимова в честь победы в Синопском бою. Обогнув Америку с юга, фрегат прошёл западным побережьем Чили и бросил якорь в перуанском порту Кальяо (тогда его называли Каллао).
Совсем неподалёку стояли на якоре и корабли объединённой англо-французской Тихоокеанской эскадры. Согласно положенному этикету, были совершены взаимные визиты вежливости, хотя войной уже пахло вовсю - просто не было официального уведомления, которого союзники так ждали. Английский адмирал Дэвид Пауэлл Прайс и французский Феврье Де Пуант своими глазами убедились в невозможности для русского фрегата продолжать дальнейший путь - настолько он был потрёпан стихией. Между собой они решили начать боевые действия с захвата "Авроры" и приблизительно назначили день. Колёсный пароходо-фрегат "Virago" вот-вот должен был привезти из Панамы официальные документы касательно начала войны с Россией; было необходимо лишить русскую эскадру на Тихом океане сильного боевого корабля. Где находится "Диана", и сколько у русских кораблей вообще, союзники не знали.
Непостижимым чутьём Изыльметьев понял, что нападение на "Аврору" - вопрос дней. Поэтому он решил запудрить союзникам мозги, для чего дал команду в светлое время суток лишь изображать ремонтные работы, а по ночам вкалывать, как негры. В итоге оба адмирала упустили благоприятный момент, и, несмотря на то, что экипаж ещё недолечился после сложного перехода из Рио, ранним утром 14 апреля Изыльметьев приказал тихонько сниматься с якоря.
Иван Николаевич Изыльметьев
Учитывая отсутствие ветра на рейде, "Аврора" имела хороший шанс и использовала его. Бесшумно проверповав фрегат мористее, где уже маленько задуло, экипаж поставил паруса. Только тут союзники обнаружили отсутствие жертвы. Однако кидаться в погоню было поздно, потому что "Аврора" уже огибала остров Св. Лоренцо.
Впрочем, англо-французы вполне могли попытаться догнать русский фрегат, но, тем не менее, они этого не сделали. А всему виной известное противостояние двух наций, усугубившееся к тому же тем фактом, что ни то правительство, ни другое не утрудили себя постановкой задач своим эскадрам, составлявшим одну союзную. Адмиралы всё дискутировали, пытаясь выработать план совместных действий, а "Аврора" тем временем уже подходила к Гавайским островам.
Кстати, едва покинув Кальяо, русский корабль наткнулся на шедший из Панамы британский пароходо-фрегат "Virago", который вёз депеши для союзной эскадры, и капитан которого (коммандер Эдуард Маршалл) уже знал об объявлении войны. Находившийся на его борту Уильям Петти Эшкрофт впоследствии писал, что у англичан даже проскочила мысль атаковать "Аврору", но было решено, что секретные письма важнее. Весьма правильная мысль - иначе от "Virago" просто бы ничего не осталось, даже с её гигантской мортирой, поскольку 44 пушки против шести - слишком большой перевес.
Сразу после ухода с Гавайских островов "Аврора" в густом тумане разошлась бортами с британским корветом "Trincomalee" - на обоих кораблях едва успели опознать друг друга, чтобы тут же потерять из виду. Корвет вскоре присоединился к союзной эскадре, и мы ещё увидим его на рейде Авачинской губы.
Всего переход из Кальяо до Петропавловска (9 000 миль) занял у авроровцев 66 суток. В пути фрегат вновь основательно потрепало стихией, свирепствовала цинга; во время перехода скончались 13 моряков. Болезнь свалила командира, доктора Вильчковского и ещё многих. Однако 19 июня (по старому, конечно, стилю) фрегат вошёл в Авачинскую губу.
Ко входу в Петропавловскую гавань с акватории Авачинской губы
с английской картины XIX века
Появление "Авроры" с её 44 пушками и экипажем сильно подняло настроение петропавловцев. Дело в том, что порт Петропавловск был практически не готов к обороне, если вдруг на горизонте покажется враг. О факте объявления войны на Камчатке уже знали (от гавайского короля Камеамеа III), но сил для отражения агрессии не было...
Продолжение последует, а пока - краткая биография Ивана Николаевича Изыльметьева.
Изыльметьев Иван Николаевич (05.01.1813 - 04.11.1871)
Родился в Санкт-Петербургской губернии. 11 марта 1826 года поступил в Морской кадетский корпус.
В 1832-1848 годах ходил в Балтийском море. В 1849 году командовал транспортом "Або" в Финском заливе, затем был назначен командиром фрегата "Князь Варшавский". В 1851-1852 годах крейсировал на нём в Балтийском море.
В 1853-55 годах командовал фрегатом "Аврора". За участие в Петропавловской обороне 1854 года был произведён в капитаны 2 ранга и награждён орденом Св. Георгия III степени.
В 1855 году в составе отряда контр-адмирала В. С. Завойко на фрегате перешёл в залив Де-Кастри. Позднее командовал отрядом судов в устье Амура. В начале 1856 года был переведён на Балтийский флот. 26 августа 1856 года был произведён в капитаны 1 ранга, в 1857-1863 годах командовал кораблями "Императрица Александра" и "Император Николай I", фрегатом "Громобой", крейсировал в Балтийском море. 2 мая 1866 года был назначен начальником штаба Кронштадтского порта, 1 января 1870 года - младшим флагманом Балтийского флота.
Умер в 1871 году Ревеле (Таллинн), похоронен в Александро-Невском некрополе. На огороженном корабельными цепями белом надмогильном обелиске - надпись:
Достойнейший рабъ войди въ радость Господа Твоего.
Контръ Адмирал Иванъ Николаевич Изыльметьевъ.
Родился 4 Генваря 1813 г. Скончался 4 Ноября 1871 г.
Его именем названа красивая бухта в Татарском проливе близ южной оконечности острова Сахалин.
Я убит наповал: в Рунете не нашлось портрета Изыльметьева! Рехнуться можно... Где-то у меня в анналах он есть, найду - сразу же добавлю в этот пост.
UPD: портрет Изыльметьева не найден Гуглём (!), зато найден Яндексом (!!!), и как раз тот же самый, что и сохранённый где-то в моих папках-анналах. Вставлено в пост. Благодарю
layca!