Знаете что? А расскажу-ка я вам про РДК.
Ох, и давно же это было… Аж в 1983-м году ещё, когда поехал я переучиваться на новую военно-учётную специальность. Вот как взлетел на Камчатке, так и приземлился на 101-м километре от столицы. И сразу давай переучиваться. Нас там собралось не помню сколько, но достаточно, шалопаи со всех четырёх флотов и плюс ещё такие ребятишки, юные офицеры в чёрной форме с синими погонами и со средним образованием (на значках было написано «ВУ» - то ли «Велосипедное Училище», то ли «Вроде Учился», то ли «Выпить Умеем», они и сами гадали, не зная).
А изучали не только собственно сам бадабум, но ещё и КСА - контрольно-стендовую аппаратуру, с помощью которого этот наш бадабум периодически проверяется на годность. В те времена КСА, конечно, уже во многих местах состояла из транзисторов, но всяких радиоламп в ней ещё хватало. Стойка ТСК25А, если кому-то это что-то говорит.
Кстати, вот там-то меня и долбануло во время практических занятий, а вы ещё спрашиваете, чего это я такой. Отключать БФУ можно только в выключенном состоянии, а я поторопился. БФУ - это блок фотоумножителя, который вылетевшие нейтроны считает. Когда я улетел в другой конец лаборатории (и все замерли не дыша), седой препод капитан 2 ранга Борщаков невозмутимо спрашивает: ну как, цел? Я: типа да, тащ, то есть так точно… Он: ну, теперь иди к схеме и считай кондерсаторы. Я кое-как пошёл и посчитал; полтора киловольта, говорю. Он: неправильно, вдвое больше, три. Хорошо, что ток маленький, а то бы одни ботинки остались. Я тот урок на всю жизнь запомнил, теперь и вы запомните: БФУ отключать только при снятом питании, вам ясно? Если он у вас есть, конечно.
Но я хотел немножко не об этом.
В общем, сидим после обеда на сампо (самоподготовка то есть). Кто мордой в конспект (таких единицы), кто просто спит, а мы впятером на задних рядах кубиками в покер играем. Дело в том, что в разных училищах специализация разная. В нашем (например) ядерную физику давали лишь ознакомительно, в режиме ликбеза (ну, на нашем факультете), а на 2-м факультете Голландии (тоже например) радиоэлектронику на уровне средней школы. Во всяком случае, приехавший из Западной Лицы лейтенант Миша Хитров, а он как раз со 2-го фака Голландии был, с этой долбаной радиоэлектроникой здорово мучился.
И вот идёт себе сампо, идёт… по накатанной… хрр-пссс… кубики негромко стучат… «Две пары! Иду на фулл-хаус!»… Миша сопит над конспектом… и вдруг спрашивает (а он слегка заикался): «Му-мужики, а ч-что такое РДК?»
Мы аж играться бросили. Кто-то проснулся и тревожно зашевелил членами. РДК… РДК? Хм… РДК… Все силятся вспомнить, всем никак. РДК… эр-дэ-ка… что это? Пауза затягивается…
Старший лейтенант Вова Середа (из Колосовки, которая возле бывшего Пиллау), лёжа на собственной вытянутой руке, не разлепляя сонных глаз:
- Ручка Дверная Корабельная.
У всех при этом делаются круглые глаза, вот такие: ы-ы-ы.
Миша:
- Да-а?! А…
Его перебили:
- Где ты это нашёл?
- В-вот тут, в к-конспекте…
- А ну, покажь.
Встали, подошли, посмотрели. Ну да, всё правильно. И в самом деле ы-ы-ы. Rgк. Эр-жэ-ка. Сопротивление «сетка/катод».