Следует отдать должное Леониду Платову: все его персонажи жизненно правдивы, им веришь, и при чтении романа ни разу не возникает ощущение фальши. Все они по-своему разные, характерные (с ударением на второе «а», то есть не писанные по одному примитивному шаблону «положительный персонаж» / «отрицательный персонаж»), но у каждого сильнейшая внутренняя мотивация, которая тоже мастерски раскрашена автором. Такое удаётся далеко не всем писателям, и здесь многие пишущие могут Платову лишь позавидовать.
Но: роман всё же не документальный, а фантастический, хотя всё действие и происходит на фоне и в круговерти совершенно конкретных исторических событий - Великой Отечественной войны. Платову нужно было вписать отдельные эпизоды в общую канву, и вот здесь он позволил себе несколько отклонений от фактов.
Например, боевые действия наших балтийских торпедных катеров. При чтении романа в мозгу складывается такая картина: дивизион торпедных катеров топил вражеские конвои и одиночные корабли противника, а также периодически Шубина посылали с разными заданиями в шхеры, которые он очень не любил, хоть и хорошо знал.
Балтийские катерники действительно воевали геройски, но вот те их успехи, которые красиво описывает Платов, в некоторой части автором придуманы (а точнее, основаны на открытых данных тех лет, которые не во всём соответствуют действительности).
Во-первых, атаки конвоев. Катерники с Лавенсаари немецкие конвои не атаковали. Почему? А по причине отсутствия этих самых конвоев. Одиночные вражеские транспорты, идущие из немецкой западной Балтики в Рижский залив, - да, это было. Конвои - нет. Немцы фактически хозяйничали в этой части Балтийского моря, и система конвоев была им ни к чему. Балтийский флот почти всю войну был заперт в Финском заливе и лишь летом 1944-го вырвался на широкий оперативный простор - подводные лодки и торпедные катера. Балтика была густо засеяна немецкими минами, транспортные суда и боевые корабли врага ходили почти исключительно по секретным фарватерам, не известным нашим морякам, поэтому за своё транспортное судоходство немцы особо не беспокоились и систему конвоев пока не вводили. Действия подводных лодок были очень стеснены минными полями, а действия катеров - погодными условиями (мореходность Г-5 всего 3 балла) и очень малым радиусом действия. Кроме того, катера Г-5 (как и предыдущий проект Ш-4) сбрасывали торпеды с желобов в собственную кильватерную струю (после чего немедленно отворачивали с боевого курса), и это очень сильно снижало точность попаданий. Фактическая результативность балтийских торпедных катеров очень сильно размыта и изрядно натянута пропагандой - как во время войны, так и после неё, - и пусть этот вопрос раскроет, скажем, Мирослав Морозов, имеющий свободный доступ к флотским архивам. Например, 2-му дивизиону тка в 1941 году приписывается потопление двух больших транспортов и двух миноносцев, плюс 2 миноносца и баржа с танками повреждены (13 июля, 1 августа и 27 сентября). Названий транспортов и миноносцев, понятное дело, не найдёшь; могут помочь только архивы Кригсмарине в той части, в которой они сохранились.
Сами же катерники несли очень большие потери, так что героями их называют по праву. Число катерников - Героев Советского Союза - впечатляет. Единственными их козырями были высокая скорость и отвага. В остальном же катера типа Г-5 были, мягко говоря, мало приспособленными для ведения на них тех боевых действий, для которых они изначально предназначались. Это и малая живучесть катеров, и слабое защитное вооружение, и некачественные торпеды, и низкая мореходность.
Единственная атака вражеского корабельного соединения балтийскими торпедными катерами состоялась не то в августе, не то в сентябре 1941 года (открытые данные разнятся), когда два немецких лёгких крейсера и три миноносца при участии тральщиков устроили артиллерийский обстрел советских войск на полуострове Сырве (остров Сааремаа). Катерники в тот раз ничего не потопили и не повредили, но изначальный замысел врага таки сорвали; другое дело, что после ухода звена катеров (имевших потери) немцы всё равно продолжили обстрел.
И вот тут имеет место странная перестановка фамилий участников того боя. По ранним источникам, тем звеном катеров командовал Борис Петрович Ущев, командир 2-го отряда 1-го дивизиона тка; по современным (в т.ч. википедийным) - Владимир Поликарпович Гуманенко, командир 2-го дивизиона тка. Оба они Герои Советского Союза, и почему такая путаница, пусть своё веское слово скажут военные историки, которым открыт доступ к архивам.
Нам же сейчас интересно то, что - и мы семь лет назад это обсуждали - в самой первой публикации «Секретного фарватера» (альманах «Мир приключений», 1961-1963) главного героя звали Борис Усов. Ущев - Усов, оба Борисы; база дивизиона тка находилась на Лавенсаари (ныне остров Мощный). Однако уже при публикации в том же альманахе второй части романа автор изменил фамилию главного героя на Шубина, а его напарника по звену - на Князева, который поначалу был Гущиным. Текст романа ко времени полного книжного издания тоже подвергся существенным изменениям.
Так что на самом деле торпедные катера Балтийского флота, базировавшиеся на Лавенсаари, всё больше занимались разведкой и дозором, выставляли мины, возили в выборгские, карельские и финские шхеры разведчиков и метеогруппы (впрочем, не только в шхеры), вместе с тральщиками обеспечивали проводку подводных лодок, участвовали в поисково-спасательных операциях и в высадке десантов (да-да, в том числе и в Ригулди, и на косу Фриш-Неррунг у Пиллау), доставляли небольшие срочные грузы и т.п. Вся эта долгая, невероятно трудная, опасная и рискованная каждодневная работа балтийских катерников не может не вызывать заслуженное безмерное уважение.
И вот это в своём романе Платов, как мне думается, показал очень хорошо.
В 2017 году публицист Сергей Жуков (не путать с болтуном по имени Клим!) написал хорошую, на мой взгляд,
статью (вчера внезапно попалась), в которой хорошо прошёлся по эпизодам фильма (а они всё же во многом соответствуют книге) и указал на реальные события войны, хотя они впрямую ни в книге, ни в фильме не названы.