И всё-таки он врёт

Sep 14, 2024 22:50

       Я обратно про обер-лейтенанта Хайнца Шэффера, командира U-977. Да-да, той самой, которая не захотела сдаваться союзникам и пошла через всю Атлантику интернироваться в Аргентину. Которой потом безуспешно шили и участие в "конвое фюрера", и посещение тайной базы в Антарктиде, и доставку фюрера в Южную Америку... много чего наплели.
       Мемуары Шэффера стали нам доступны после издания их в "Центрполиграфе", с ужасным переводом. Кому как, а лично мне уже при том прочтении бросились в глаза определённые странности. Свериться с оригиналом возможности не было, и я отнёс их на счёт безграмотного и некачественного перевода (перевод Л. А. Игоревского на русский выполнен с английского перевода с немецкого, и пардон за корявую фразу).
       Однако вот передо мной перевод (с немецкого) капитана 1 ранга В. И. Поленина, заслуженного пенсионера, в прошлом командира подводной лодки Краснознамённого Северного флота. У замечательного офицера-подводника и перевод замечательный. К слову сказать, он также перевёл мемуары Гюнтера Прина "Мой путь в Скапа-Флоу" и Эриха Топпа "Факелы над Атлантикой". И читаю я там следующее:
       ...До выхода остаётся два дня. Лодка полностью снаряжена. В полдень мы переходим к другому причалу. Вплотную вслед за нами идёт лодка моего однокашника по училищу. Тут раздаётся вой сирен воздушной тревоги. Самолёты бомбят порт, переполненный судами. Мы оказываемся в центре шквала разрывов бомб. Низко, над самыми головами, пролетают американские штурмовики. Они не встречают организованной обороны и ведут себя до наглости смело. В ста метрах от нас две авиабомбы попадают в пассажирский пароход «Нью-Йорк», на котором я когда-то совершил путешествие в Северную Америку. Пароход  вспыхивает, как факел. Где-то взлетают на воздух боеприпасы. Кошмарный фейерверк. Взрыв бомбы за кормой лодки! «Самый полный вперёд!» Вообще-то ход сейчас не имеет никакого значения, но всем становится спокойнее, когда подаются и исполняются команды. Снова взрывы за кормой! Прямое попадание в лодку моего товарища. Через несколько секунд она исчезает под водой. Только немногим удаётся спастись...
       В первом переводе этот эпизод выглядит практически так же.
       Что ж, открываю страничку uboat.net с потерями немецких лодок в 1945 году. U-977 вышла из Киля в свой первый и единственный боевой поход 13 апреля. Смотрим список... за два дня до выхода... и?.. и не видим там подводную лодку однокашника Шэффера. Единственная, которую можно попробовать хоть как-то натянуть, подобно сове на глобус, это U-2516 типа XXI, разбомбленная в Киле 9 апреля (за 4 дня до выхода U-977, а не за два), но её командир (обер-лейтенант резерва Фриц Каллипке, 1909 г.р.) ну никак не мог быть однокашником по училищу у Шэффера, который родился в 1921 году. Сведений об экипаже U-2516 не приводится, просто сказано, что погибших ноль, а её командир благополучно дожил до 76 лет, так что есть мнение: эту учебную лодку разбомбили прямо у стенки, экипажа во время авианалёта на борту не было.
       Шеффер врёт? Ну или... что-то забыл, спутал события... бывает, чо. Но фамилию-то однокашника чего бы не назвать? (В первом, ужасном переводе вообще сказано "сверстник".) В памяти солдата всегда в первую очередь люди, люди и ещё раз люди... а лишь потом корабли, самолёты, танки и прочее. Однако у Шэффера в книге фамилий не найти. Всех людей, которые так или иначе фигурируют в его повествовании, он называет исключительно по их должностям (кроме Дёница). И это, честно говоря, потрясает.
       Поэтому я ему ни фига не верю. Не верю даже куда больше, чем Херберту Вернеру с его "Стальными гробами", где полно лажи и просто вранья. Шэфферовский эпизод с непонятной лодкой, "погибшей при авиалёте в Киле" - это так, штришок. Из таких вот штришков состоит его книга, и их там, скажем так, в достатке. Так что принимать мемуары "аргентинского неспасителя фюрера" всерьёз, как мне представляется, было бы поступком... кгм... несколько опрометчивым.

война, капитаны, проза, флот, история, подводные лодки

Previous post Next post
Up