Картинкой поделился Павел Калмыков, и я, уже немного отошедши от восторга, специально решил высказаться по её поводу лишь
после него самого. У нас с ним разная система созерцания и восприятия, а соответственно, и разная манера высказывания с расставлением разных точек над разными "Ё" - чем мы, собственно, дополняем друг друга. И ни разу ещё не подрались, представьте себе.
Картинку нарисовал французский дяденька по имени Морель Фатио, и предлагаю всем присутствующим торжественно снять шляпу в его сторону. Потому что лично мне картинка оченно нравится, и даже попробую объяснить почему (а левый её край так и вовсе в восторг привёл). Собственно, само произведение художественно-батального исторического изобразительного искусства - вот оно (зело кликакабельно):
Прежде всего, подпись (чтобы не спутали с, например, осадой Рейкьявика, решив, что на заднем плане Эйяфьятлайокудль):
"Обстрел Петропавловска 31 августа 1854 г. Объединённая Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Феврье Депуанта и кэптена Николсона атакует русский город Петропавловск (Камчатка), защищённый множеством батарей и русскими боевыми кораблями "Аврора" и "Двина", ошвартованными внутри гавани за песчаной косой".
Нарисовано в 1855 г. (т.е. на следующий год) по рассказам энсина М. Лерля, имевшего счастье участвовать в событиях будучи членом экипажа французского флагманского фрегата "Форт". Хочется искренне поблагодприть обоих, отнёсшихся к работе с величайшей дотошностью, хотя без грандиозной "плюхи" таки никак не обошлось.
В общем же: нарисовано достойно и тонко, прекрасная литография. Оснастка кораблей выполнена едва ли не безупречно. Правда, слишком вогнут берег между Никольской и Сигнальной сопками, плюс Авачинская лихо (и традиционно) переехала на восток вместе с Козельской, но не будем же пенять: они не основное (это раз) и изображены таки по памяти (это два). А крутизна и острота гор - ну, таково непременное условие в те годы, они даже в лоциях начала XX века чересчур крутые и чересчур острые. Смотришь и думаешь с ужасом и гордостью: я ж оттуда на горных лыжах катался, от самого кратера, у-у! И мороз по коже
И первое, что бросается в глаза, так это количество кораблей. Их внезапно семь. То есть более шести, хотя и меньше восьми. И если их расположение в центре и в правой части помогает опознать их практически сразу, то самый левый вызывает оторопь. Художник подписал (слева направо): английский корвет "Amphitrite", город и порт Петропавловск, гора Козельская, французский фрегат "La Fort", английский винтовой корвет (!!!) "President", английский паровой корвет "Virago", французский военный бриг "L'Obligado", английский фрегат "Pique", французский корвет "Eurydice".
Почему "Президент" вдруг стал корветом, да ещё винтовым, - сложно сказать. Если "Вираго" (паровой шлюп) и "Амфитриту" (шлюп) ещё можно хоть как-то попытаться натянуть на "корвета", то "Президент" - навряд ли. Энсин явно заплутал в двух соснах, проявив слабые знания по специальности. Ведь он не мог исходить из того, что ставший английским флагманом кэптен Ф. Николсон сидел на "Пике", ибо после смерти Прайса адмиральский флаг с "Президента" не спускался и на "Пик" не переносился... ну да ладно. Куда интересней явление на сцену шлюпа "Эмфитрайт", который в момент нарисованных событий бороздил воды у американских берегов, в западной части Тихого океана. Видимо, согласование деталей будущей картины происходило под хорошее французское вино, и было того вина в изобилии - не сказать "в избытке"...
Какой момент боя показан? (От присутствия "Амфитриты", понятно, абстрагируемся.) А показано послеобеденное время, если судить по позиции "Президента" по носу у "Форта". Поначалу он был у "Форта" по корме и стрелял по 1-й батарее на Сигнальном мысу продольным фланговым огнём, а потом перетянулся вперёд. Причём, перетянувшись, занял не вполне удачную позицию, слишком сильно развернувшись к батареям кормой. На картинке же он стоит ровно так же, как и "Форт", и ему удобно стрелять по обеим батареям - и по 1-й, и по 2-й. И достаться ему должно было примерно так же, как "Форту", а мы знаем, что в "Президент" при первом бое вообще ничего не прилетело.
Кстати, о батареях. 1-я батарея огрызается (вся в дыму), и над ней флаг. На самом деле к этому времени 1-я батарея уже замолчала, люди её оставили и флаг перенесли. А если это ещё утро, то взаимная позиция фрегатов не соответствует. Или - или. Всё же, пожалуй, время послеобеденное, потому что справа на переднем плане "Облигадо" (непонятно как, но еле движется вперёд с обстененными марселями под одним кливером) и дальше там "Эвридика", а ведь они практически до обеда простояли на якоре из-за штиля и кое-как снялись лишь часов в 11.
Считаем всплески от ядер; их минимум восемь. Это промахи. Батарея № 2 стреляет залпами, что ли? Три попало, восемь мимо? Причём сильно мимо... "Аврора" тоже стреляет, и даже "Двина" палит. Увлечённый горячкой боя энсин не заметил, что пушки "Двины" почти весь бой молчали. И да, о русских кораблях. Это единственная картинка, на которой они показаны правдиво, как были - со снятыми стеньгами. Но "Двина" таки практически не стреляла (ибо 18-фунтовки, бессмысленная трата боезапаса). А зато на супостатских кораблях флаги фиг пойми как. И тебе государственные, и тебе сигнальные, и гюйсы. Сигнальные не по правилам, разные по количеству, а госкдарственные есть лишние. О! Об гюйсах-то. Гюйс - значит, корабль на якоре или на верпе.
Фрегаты стояли на верпах шпрингом. Однако видно лишь что-то с носа (как и у "Амфитриты"), и это что-то сильно смахивает на якорь-цепь. Ай-яй-яй. Стоять вот так на якорях, как стоят "Форт" и "Амфитрита", не получится, ибо нос должен быть направлен в одную и тую же сторону. Да и не стояли они на якорях при обстреле. "Вираго" - нормально, трудится там себе, хотя по факту после перестановки фрегатов она сразу же вышла из-под обстрела - союзники берегли свой единственный пароход, без которого был реальный шанс окуклиться в Авачинской губе и вообще загнуться там на радость морским млекопитающим и прочим подводным и наземным плотоядным обитателям.
Ну и про белые полосы на бортах. Старый спор - были закрашены или нет? - остаётся. Потому что на картинке "Форт", "Президент" и "Эвридика" явно с полосами, "Пик" и "Вираго" толком не видны, "Облигадо" без полос и "Амфитрита" вроде как тоже, хотя она нас мало колышет, ибо её там (тут) не было.
У нас уже достаточно много разных картинок боя, нарисованных современниками. Удручает одно: все эти картинки импортные. Нормальной (не лубочной) картинки, нарисованной русскими художниками тех лет хотя бы по описаниям участников событий, я пока не знаю. Потому-то и приходится удовольствоваться сосчитанием заклёпок на иностранных старинных картинках и сдержанно чертыхаться при виде картин, написанных современными нашими художниками "по мотивам".
* и немедленно выпил
Доклад закончил.