Весна 1942 года. "Семёрка" U-552 под командованием Эриха Топпа пересекает Атлантику по дуге большого круга - идёт на охоту к восточным берегам США.
И при листании журнала за 12 марта внезапно натыкаемся на:
"24.00. BD 6391. Ветер StW 3-4, море 2-3, почти безоблачно, видимость хорошая, зыбь. Невязки: 285° - 2 мили, 40° - 6 миль. Пройдено за сутки: ↑174* мили".
* Стрелочка "вверх" означает "в надводном положении".
Да-да, именно так: две невязки. В оригинале: "Besteckversetzung in 285 Grad = 2 sm, 40 Gr. = 6 sm".
Нет, я понимаю, что было сделано две обсервации (например, штурман и кто-нибудь из офицеров, а может, и лично командир). Я даже понимаю, что, получив два обсервованных места с суммарной разницей почти 8 миль в почти разные стороны, возникла необходимость третьей обсервации, контрольной, но вечерние навигационные сумерки уже закончились.
Я не понимаю, почему не сделана запись командира о том, что для дальнейшего счисления принято обсервованное место такое-то. Хрен с ним, лодка находится в 540 милях к норд-норд-осту от Азор, в пустом океане, где даже десятимильная ошибка не столь критична. Не написал о принятии к счислению такой-то точки (хотя какую-то из них ведь принял) - но зачем же тогда обе невязки записывать? Отложил контрольную обсервацию на утро? Что ж, смотрим; утром 13 марта обсервация не делалась, хотя видимость ухудшилась аж к 08.00. Странненько.
Ночером 14 марта опять запись о двух невязках: 278° - 5 миль, 283° - 5,2 мили. Записи о том, какая из них принята к счислению, понятное дело, нет. Контрольной обсервации снова нет (ни вечерней, ни утренней), хотя видимость испортилась аж к утру 16 марта. Место корабля "плюс-минус", но командир со штурманом спокойны. А что такого, подумаешь, до Ньюфаундленда почти 850 миль, под килём 4 километра, курс W1/2S, "идём прямо, мимо Америки не промахнёмся". Ну, допустим. что мы согласны.
Однако наступает 25 марта. Потоплено первое судно, танкер "Окана" (об этой истории стоит рассказать подробно, но как-нибудь потом). До ближайшего берега Новой Скотии всего-навсего 70 миль, глубины смешные (100-150 м и менее), активное судоходство, плавучие маяки убраны либо перемещены, либо светят по-разному, прочие светящие знаки работают по неизвестному расписанию, требования к точности кораблевождения резко возрастают... но, блин, опять:
"24.00. CB 1345. Всплытие. Ветер WtN 4-5, море 4-5, почти безоблачно, хорошая видимость. Невязки: 90° - 1,8 мили, 228° - 16,4 мили. Пройдено за сутки: ↑107 миль, ↓8,3 мили". Записи об утверждении командиром обсервованного места нет, утренней контрольной обсервации тоже нет, хотя видимость во время утренних навигационных сумерек хорошая. Интересно бы глянуть, от какой именно точки штурман нарисовал линию дальнейшего счислимого пути и почему. Вблизи берегов невязка 16 миль - это у-у-у, дело нешуточное... Что? Кому-то сразу вспомнилась история
"Шведского комсомольца"? Вот-вот. И не только.
Дальше я пока не переводил, но уверен, что "песнь о двух невязках" в журнале 8-го похода U-552 будет исполняться и далее. Между прочим, штурман U-552 Франц Закк через 4 месяца после этих странных обсерваций получит чин лейтенанта цур зее (то есть вырастет из старших унтер-офицеров в офицеры), а в ноябре 1943 года станет обер-лейтенантом и командиром учебной лодки U-251*. Вместе с ней и погибнет на четвёртые сутки своего первого боевого похода - 19 апреля 1945 года - от ракет, бомб и пушек восьми бомбардировщиков "Москито".
* Заслуженная лодка, 9 арктических боевых походов под командованием капитан-лейтенанта Хайнриха Тимма, который известен хотя бы тем, что уже будучи корветтен-капитаном заплыл на своей U-862 дальше всех прочих немецких лодок - топил суда аж возле австралийского Сиднея до самого конца войны.
В общем, непонятно мне с этими странными двойными невязками. Ни в одном журнале пока не встречал такого.