Захваченная американцами U-505, июнь 1944 г., у островов Кабо-Верде.
Впрочем, как сказать... В отличие от огромного множества своих сестрёнок, полностью жива до сих пор. Экспонируется в чикагском музее науки и техники. Её история пестрит неординарными событиями. Не буду останавливаться на том, где она была построена, когда была спущена на воду и вошла в списочный состав кораблей Кригсмарине, в каких флотилиях служила и сколько ею потоплено кораблей - всё это можно прочитать много где, да хотя бы
на её страничке сайта uboat.net (а на уботархиве -
много фотографий и документов). Можно по-разному оценивать степень везучести и невезучести "девятки" U-505, но вот то, что её история полна настоящего драматизма - это неоспоримый факт.
Первый поход - это относительно спокойный переход за 16 суток из Киля во французский Лориан. Командиром лодки с самого начала был Аксель-Олаф Лёве.
Второй поход - в воды Фритауна, 86 суток в море, 4 потопленных судна (25041 т), весьма удачный поход.
Третий - в Карибское море, 80 суток и три потопленных (12791 т). Командир настолько сильно переживал глупое и никому не нужное потопление беззащитной колумбийской шхуны, что довёл себя муками совести до натуральных физических страданий, выразившихся в аппендиците и последующем списании замечательного офицера на штабную работу.
Четвёртый поход с новым командиром Петером Жехом (туда же, в Карибское море) закончился потоплением всего лишь одного судна (7173 т). Лодка попала под прицельную авиабомбёжку и получила крайне тяжёлые повреждения; трое тяжелораненых да плюс ещё пришлось отвезти обратно в базу подводника-сифилитика, срочно пересаженного с U-461. Экипаж еле довёл лодку до Лориана, где она потом ремонтироваась аж полгода. Надо сказать, что для повредившего U-505 бомбардировщика всё кончилось куда хуже - его зацепило осколками собственной же бомбы, и он рухнул в воду; никто из лётчиков не выжил.
Повреждённая бомбами U-505 во время дозаправки от "дойной коровы" посреди Северной Атлантики.
Следующие пять походов лодки заканчивались, едва начавшись. Лишь два из них продлились по 13 суток, остальные три - всего лишь по двое. В результате саботажа рабочих на верфях Лориана лодка всякой раз теряла боеготовность, и это выяснялось либо при первом же пробном погружении, либо чуть позже. Петер Жех, и без того не отличавшийся сангвиническим характером, жрал самого себя изнутри и экипаж снаружи. У него не сложились отношения с экипажем (это мягко сказано), да и командир он оказался никакой, о чём можно судить хотя бы по его бестолковым торпедным атакам.
В десятом походе через 15 суток после выхода в море лодка попала под бомбёжку, и нервы Петера Жеха не выдержали - он пошёл в свою каюту и там застрелился. Первый помощник Пауль Мейер благополучно привёл лодку обратно в Лориан. На U-505 пришёл новый командир - старый морской волк (ещё по торговому флоту) Харальд Лянге.
Одиннадцатый поход U-505 также был прерван едва ли не сразу после выхода из Лориана. Лодку (и ещё несколько лодок) срочно перенаправили к месту морского боя между боевыми кораблями Кригсмарине и Королевского флота. Несколько суток U-505 утюжила Бискайский залив в поисках выживших членов экипажей двух потопленных немецких миноносцев - T-25 и T-26; подобрала 34 человека с T-25, включая командира корабля. Это было самое преддверие нового 1944 года. Согласно полученному распоряжению, лодка вернулась в Брест, проведя в море всего 9 суток.
Двенадцатый поход оказался для U-505 роковым, а вернее, переломным. Кончилась её военная судьба, но вовсе не жизнь. Вышедшей из Бреста лодке снова выпало патрулировать воды у Фритауна и у северного побережья Гвинейского залива. Однако удача отвернулась от U-505 - не улыбнулось потопить ни одного судна, океан словно вымер. Конечно, подводники (и даже сам Папа Дёниц) не знали, что с некоторых пор британцы вполне успешно читают (хоть порой и с запозданием) почти все радиограммы Кригсмарине и пускают свои суда в обход немецких охотничьих угодий. Не потопив ни одного корабля и вновь столкнувшись с рядом технических проблем, U-505 начала возвращение в базу; к осту от островов Кабо-Верде на 81-е сутки похода её путь пересёкся с путём американской оперативно-тактической авианосной группы "22.3" под командованием кэптена Дэниела Гэллери. Лодка была обнаружена, подвергнута умелой бомбёжке, серьёзно повреждена, потеряла управление, и после этого ей пришлось всплыть.
В полную противоположность инженер-механику
U-203 Фридриху Альбутату, который при угрозе захвата лодки обспечил её затопление и сам погиб вместе с ней, инженер-механик U-505 Йозеф Хаузер по прозвищу Енот бросил всё и побежал спасаться одним из первых. В итоге лодка не была ни взорвана, ни затоплена; отважные американцы сумели её захватить (вместе со всем содержимым!) и сохранить на плаву. Из всего экипажа U-505 (60 человек) погиб только один из радистов (убит на мостике при обстреле); командир и 1-й вахтенный офицер были тяжело ранены (Лянге потом отняли ногу на борту авианосца).
Лодку американцы отбуксировали на Бермуды, где она использовалась для всевозможных испытаний, а потом она стала музейным экспонатом в Чикаго.
Машинен-обер-гефрайтер Ханс Якоб Гёбелер был на U-505 оператором клапанов системы погружения и всплытия в центральном посту. Впоследствии он написал книгу "Steel boat, iron hearts", которая куда лучше, чем набившие оскомину "Стальные гробы" Вернера. Было очень интересно читать его мемуары, параллельно переводя боевые журналы U-505 и сверяясь. Не скрою, местами пришлось Гёбелера поправить - где с помощью примечаний (которые намеренно слиты с примечаниями редакции "Центрполиграф"), а где и без оных, впрямую. Кроме того, часть ошибок явно вызвана недостаточной компетентностью переводчика, но всё равно уровень этого перевода не сравнить с корявым уровнем перевода "Гробов" и уж тем более с откровенно пещерным уровнем первого перевода "U-977" Шеффера. В книгу я добавил иллюстративный материал, список последнего экипажа U-505 и пояснительную записку её командира. Всё это лежит
у меня в сундуке - и книга Гёбелера, и все 12 боевых журналов U-505, в формате PDF. Читайте; надеюсь, вам будет интересно.
Эмблемы U-505.