Документы группы "Лакония"

Jul 30, 2021 20:07




Увы, к сожалению, далеко не все. Только три журнала трёх подводных лодок, принимавших непосредственное участие в этом драматическом эпизоде войны: U-156 (корветтен-капитан Вернер Хартенштайн), U-506 (капитан-лейтенант Эрих Вюрдеманн) и U-507 (корветтен-капитан Харро Шахт). События глазами трёх командиров. На русском языке это есть только тут.
      Харро Шахту в том походе вообще патологически не везло. Барахлила "энигма", постоянные проблемы с гребным валом и дизелем; при авианалёте пулевые пробоины в корпусе (результат - течь топливной цистерны, и под самый конец похода на это даже внимания не обращали), сломалась штыревая радиоантенна, сломался радиолокатор (в шторм накрылось сразу 11 диполей из 12)... Уже при выходе в море один торпедный аппарат мог стрелять только из надводного положения. Весь поход периодически клинило сдвижные щиты-заслонки носовых торпедных аппаратов, механически связанные с передними крышками. Сложности с дифферентовкой. Сломался шланг для заправки торпед сжатым воздухом. Отказывал коротковолновый передатчик. Второму вахтенному офицеру во время практических артиллерийских стрельб затвором прищемило (и едва не отрубило) палец. При спасении потерпевших кораблекрушение и без того измотанный экипаж заразился какой-то гадостью, многих лихорадило, были приступы диареи. При возвращении в базу на широте Испании от этой же лихорадки скоропостижно скончался штурман (похоронен в море), и сразу вылезли трудности с гирокомпасом, который врал в неприличных пределах. Штурман, пока был жив, как-то с этим ещё справлялся, но с его смертью проблема стала совсем острой. И да, я тут указал ещё не всё. Тем не менее, в длительном (101 сутки в море) походе U-507 выполнила поставленные задачи, и даже внепланово перевыполнила: именно из-за неё Бразилия объявила Германии войну.
       Все потопленные U-507 в этом походе суда были нейтралами - шесть бразильцев и один швед. Однако предъявить ему (Шахту) нечего, потому что они шли в лучшем случае лишь с ходовыми огнями (притом не все), не неся ни государственных флагов, ни положенных маркировок нейтралов. Шахт не нарушил ни одного пункта инструкций, данных ему штабом подводных сил; список не тронутых им судов (испанцы, шведы, аргентинцы, португальцы) лишь подтверждает. Тем не менее, именно из-за пяти потопленных судов с гибелью более 500 человек Бразилия объявила Германии войну (и да, как раз в этот день было потоплено шестое). В штабе Дёница посмотрели по карте - у-у, да кто ж это у нас там такой, что бразильцев пачками топит? Харро Шахт, что ли? И впрямь он... который лишь про одно судно точно знал, что оно оказалось бразильским (выяснилось лишь после потопления). Как бы там ни было, 18 131 грт потопленного тоннажа ему засчитана справедливо, и единственной претензией Дёница стало то, что следовало бы вести журнал более кратко (ага, можно подумать, что он не читал журналы Гюнтера Прина и Херберта Шульце с их литературными опусами).
       В том походе для устранения проблем с дифферентовкой пришлось даже вытаскивать одну торпеду из кормового торпедного отделения, спускать её в воду с привязанными поплавками, разворачивать наоборот, протягивать в нос, снова поднимать на палубу и загружать в носовое торпедное.
       Также выясняются и ещё интересные обстоятельства. Шахту, например, попеняли за то, что спасал не только итальянцев, но ещё и англичан, и поляков. Попеняли, надо полагать, для проформы. Шахт (как и Хартенштайн, и Вюрдеманн) кормил-поил всех без разбора и перевязывал всех, кто нуждался, не сепарируя людей по национальности и по принадлежности к враждующим сторонам. Единственно - в шлюпках размещал их так, чтобы они прямо там друг другу глотки не порвали (а причины были, притом веские). Что же до женщин и детей - их внутрь лодки, где и теплей, и безопасней.
       В общем, читайте. Зря, что ли, мы с Сергеем столько времени корпели?

война, капитаны, корабли, история, подводные лодки

Previous post Next post
Up