окончание |
начало |
продолжение Кроме своей основной задачи (блокада морских коммуникаций противника, нарушение судоходства и борьба с боевыми кораблями) немецкие подводные лодки в силу особенностей параметров скрытности и автономности выполняли и некоторые другие задачи, подчас более деликатные (читай "секретные"), изначально передними не стоявшие. Уничтожение полярных станций, обстрел нефтяных терминалов, разведка, транспортировка и передача важных стратегических грузов, метеоразведка (ставшая особо важной при начале борьбы с северными конвоями), тайная высадка разведывательных и диверсионных групп, а также изредка поисково-спасательные операции. То есть не только стреляли торпедами и выставляли минные заграждения, но и ещё кое-что.
Например, U-186 (тип IXC, капитан-лейтенант Зигфрид Хеземанн) в январе 1942 г. произвела краткую разведку фиордов Гренландии, которые Германия активно использовала для работы полярных метеостанций. U-586 (тип VIIC, капитан-лейтенант Дитрих фон дер Эш) 13 октября 1942 г. вместе с U-212 занималась разведкой объектов союзников на о. Ян-Майен. U-737 (тип VIIC, капитан-лейтенант Пауль Бразакк) в октябре 1943 г. выполнила разведку Шпицбергена. U-255 (тип VIIC, капитан-лейтенант Райнхард Рехе) 10-17 августа 1942 г. занималась эвакуацией со Шпицбергена аварийного гидросамолёта Bv.138, повреждённого во время разведки Арктики (шторм сорвал буксировку, поэтому самолёт пришлось утопить). U-956 (тип VIIC, обер-лейтенант Ханс-Дитер Моз) 3 сентября 1944 г. устанавливала мины на Новой Земле и сопровождала метеорологический корабль «Гессен». И совсем уж отдельная и обширная тема - это тайные встречи немецких лодок с японскими для передачи стратегических грузов: например, рандеву U-530 (тип IXC, обер-лейтенант Отто Вермут) 23 июня 1944 г. с японской лодкой I-52 к весту от островов Зелёного Мыса для передачи двух немецких инженеров и радиолокационного оборудования. И самый дальний вояж немецкой лодки UIT-24 - аж до японской базы Кобэ.
Постепенно открываются всё новые архивные документы; подвижники оцифровывают их, переводят на разные языки и делают достоянием общественности. Благодаря им срываются покровы мифов и легенд, открывается правда. Уже развенчаны откровения немецкого командира лодки Херберта Вернера, который много чего наврал в своих знаменитых мемуарах "Стальные гробы". Развенчаны сказки про так называемый "конвой фюрера" - тайное соединение подводных лодок, на которых в конце войны бежало в Южную Америку (и даже Антарктиду) руководство Третьего рейха. Скажем этим людям спасибо и пожелаем им успехов в этом труде, наградой которому не деньги и слава, а просто уважение людей, ценящих правдивую историю.