Энди Тешнер, англичанин польского происхождения (или зависший в Великобритании поляк, не суть), интересующийся, кроме прочего, ещё и историей обороны Петропавловска в 1854 году, откопал и прислал вот такую заметочку из газеты "Chelmsford Chronicle":
Ежели по-русски, то:
"Петропавловское дело.
Было получено несколько писем от участников этого события, но сейчас перед нами письмо морского пехотинца Джона Уикса к своим друзьям в Халстеде, датированное 7 ноября* и написанное на борту "Президента" в Сан-Франциско; и в этом письме он сообщает следующее.
* Понятно, что 1854 года (прим. Ю.З.).
Мы оказались в Петропавловске, одном из русских поселений, где имели с ними изрядной остроты бой; у нас 53 убитых и 141 раненый. На борту моего корабля 50 убитых и раненых. Полагаю, что если война не закончится, в следующем году нас ждёт очередной крах; у нас прострелен борт в пяти местах; одно из пробивших ядер оторвало ноги двум морякам, работавшим с пушками, оба они погибли. Ещё одно пробившее ядро убило одного и ранило ещё пятерых; остальные из пятидесяти погибли либо ранены на берегу. Мы высадили 700 человек, французов и англичан; там у нас было шесть кораблей, три английских и три французских. Взяли один приз, корабль на 18 тысяч фунтов стерлингов; английский пароход взял другой, но мы сожгли его в море. Мы слыхали, что в Петропавловске было три или четыре тысячи русских, и что на поле боя мы оставили 1400 русских убитыми и ранеными. Мы сейчас в Сан-Франциско, это один из морских портов Калифорнии, и нам тут комфортно - насколько может быть комфортно в военное время".
Два погибших парня-артиллериста - это, конечно, Джон Даунс и Джосайя Даун, оба с "Пика" и были командированы работать с пушками "Президента". Как мы знаем, "Пик" участия во втором штурме не принимал (даже с якоря не снимался), а его люди по максимуму были использованы в десанте и на "Президенте" (понятно, что на самом "Пике" оставалась какая-то часть команды).
Третий погибший от русского ядра стопроцентно похоронен в Тарьинской бухте, в братской могиле. Имя его неизвестно (пока). Единственное: он с "Президента", потому что лейтенант Гроув однозначно говорит о том, что на "Президенте" погибло только два моряка с "Пика". Джосайя Даун тоже похоронен в Тарьинской бухте, а вот Джон Даунс оставался раненым и умер уже когда "Вираго" ушла в Тарьинскую хоронить. Его, несомненно, похоронили в море.
Общие цифры, которые даёт Джон Уикс, практически стыкуются с уже выведенными цифрами (53 погибших), и лишь по раненым "недовес" - их должно быть не 141, а чуть более двухсот. Впрочем, смотря кого считать раненым - кто-то посчитает раной и русский фингал под глазом, а кто-то сабельный порез кисти не сочтёт достйным внимания корабельного врача. Морскому пехотинцу Уиксу список потерь для ознакомления, понятно, не давали, и он основывается на информации, гулявшей по эскадре с корабля на корабль в устном виде. Убитые - это да, это серьёзно, и их число даётся точно даже в слухах; с ранеными же, как и водится, имеет место быть некоторый разброс.
Количество защитников Петропавловска никто из французов и англичан, понятно, знать не мог - разве что если бы проболтались пленные с бота, который вёз кирпичи, но: они не проболтались. Тем удивительнее самонадеянная жизнерадостность союзников, которые десантом в 700 бойцов отважно пошли штурмовать порт с 3-4 тысячами бойцов... По тропиночке, ага.
В следующей заметке покажу список потерь фрегата "Пик" и задам мыслящей общественности пару вопросов.