во избежание колик, не читать на пустой желудок (я пердупердил)
Давным-давно, уже после начала времён, и даже после того, как прекрасный Бальдр был убит и препровождён в Хелльхейм, но до того, как на берегах Швеции появились первые люди, родился на берегах Трондсфьорда тролль.
Мать его, Варна, почтенная женщина, известная на всю округу сыроварением и зимним пивом, традиции предков блюла свято и на девятый день отправилась купать своего младенца в водах реки Гьёлль. Река эта студёная и несут её воды ломкие льдины и острые ножи и кинжалы, вот потому-то тролли, которых мать искупала на девятый день, нечувствительны к боли и холоду, ибо с детства они испытали настоящие Холод и Боль, а всё остальное - суть иллюзия слабого тела в вещном мире, а уж иллюзию вытерпеть может любой тролль.
Для купания мать иногда призывает тени ушедших, но, поскольку люди ещё не пришли на берега Скандинавии, помогать почтенной Варне взялась пришлая Тень, почему-то с ослиными ушами. Этот факт показался Варне особенно забавным и подумалось ей, что сына её ждёт судьба поистине удивительная, как, впрочем, и оказалось.
Когда пришёл час, ухватила Варна сына за пятку, а Тень с ослиными ушами - за мужское достоинство, окунули в воду, и случилось тут чудо - стало достоинство у маленького тролля из чистого золота. Варне этот факт показался добрым знаком и отпустила она Тень в её загробный мир с богатыми подарками, и даже пирожок дала на прощание, чтобы не покусал её страшный пёс Гарм, обладающий, тем не менее, покладистым характером, несмотря на устрашающий внешний вид.
Сына же Варны с тех пор стали звать Гуллинвурсти, что означает "Золотая Колбаска".
Шло время, Гуллинвурсти рос и мужал. В свой срок ушёл он от матери и стал жить отдельно, найдя уютную пещеру. Жил Гуллинвурсти ремёслами, тачая обувь и строгая из дерева игрушки для малышей, что отлично ему удавалось - работа спорилась в умелых руках, а изучать новые ремёсла ему всегда было в радость. Ещё любил Золотая Колбаска рыбачить - благо на такой драгоценный крючок, как у него, рыба всегда клевала крупная и в охотку. Однажды сам ас Тор пришёл к нему в гости на рыбалку. Знатная тогда была рыбалка - подманили они на Золотую Колбаску самого Великого змея Йормундганда, да так подманили, что едва живыми ушли. Об этом даже написали в Старшей Эдде, да за давностью лет летописцы подробности забыли и, как часто случается у людей, все обстоятельства переврали.
Плохо было лишь то, что не мог Гуллинвурсти найти себе жену. Казалось бы, тролль он был хоть куда, красив собой, работящий, крыша над головой имеется, да вот не хотели троллихи себе в мужья обладателя драгоценной наживки, что странно, ведь известно всем, что женщины-тролли до золота охочи.
Но Гуллинвурсти жил да в ус не дул. Дело молодое, - думал он, - когда-нибудь и я встречу суженую. Однако шёл за годом год, за веком век, и ждать становилось всё труднее.
Плюнул тогда Гуллинвурсти, сказал слово нехорошее, напутственное, да и отправился в долгий путь, к древу Иггдрасиль, к корням его, где у источника Урд сидят мудрые Норны.
Долго ли он шёл, коротко ли - нам незнаемо, но дошёл.
Поднёс дорогие подарки Норнам и испросил мудрого совета - как ему быть, как дальше жить, как горе избыть.
Долго Норны совещались, ножницами щёлкали, головами качали, языками трепали. Солнце трижды три раза уходило за горизонт и много нитей судеб осталось неперерезанными за эти дни - вот откуда в Швеции тогда было столько долгожителей.
В конце концов, кинули они Гуллинвурсти под ноги плат, сказали - иди, мол, по тропинке, она выведет. И пошёл бедняга-тролль навстречу своей судьбе, ну а как же - спросил совета, призвал к ответу - иди теперь, куда послали и не жалуйся.
Идёт тролль день, идёт ночь, уже идти невмочь.
А навстречу Гуллинвурсти катится голова йотуна-великана. Уши торчком, нос крючком, лысина на солнце блестит, зуб во рту скрипит неприветливо.
- Ты кто? - спрашивает.
- Я - Гуллинвурсти, тролль из Трондсфьорда, - отвечает Золотая Колбаска. - Иду, счастья пытаю, судьбы своей не зная. А ты кто таков и чем славен?
- Я - голова великана Тромнира, качусь себе мимо, - отвечает голова. - Жил у старика со старухой, висы слушал вполуха. Как есть захотел, так старика со старухой съел. Качусь по тропе лесной, ушёл из Йотунхейма весной. Встретил на своём пути медведя-берсерка - съел. Встретил обортня-ульфхеднара - съел. Встретил дочку святого из Ирландии, Патриксдоттир - и её съел, а какая хитрющая была, лиса лисой. И тебя, Гуллинвурсти, съем.
- А вот хрен тебе, - отвечает Золотая Колбаска. - Я сам тебя съем.
И съел. Пошёл дальше.
Идёт ночь и день, обгоняет тень, солнце светит в спину, а луна - мимо. Пришёл в лес, дубы до небес, на опушке - избушка, в избе - старушка. Ну то есть как старушка - средних лет женщина, рыжая как медь, желанная, как смерть.
- Здравствуй, Гуллинвурсти, - говорит. - Добро пожаловать под мой кров.
- А откуда ты знаешь, что меня зовут Гуллинвурсти? - спрашивает тролль.
- А я на печи не лежу, на дубах высоких сижу, в ступе летаю и всё про всех знаю.
- Может, знаешь ты и о моём горе? - спрашивает Золотая Колбаска.
- Знаю, конечно, - отвечает рыжая. - Твоё горе золотое, да неприбыльное. Тяжёлое да мешкотное. Дорогое, да от него одни заботы. Только Змеев подманивать и годится. Ну да есть способ твоему горю помочь. Вот тебе цибик с мазью, намажь ей свою колбаску да втирай до получения нужного эффекта.
И вправду даёт цибик с тёмно-зелёной мазью. Обрадовался Гуллинвурсти, поблагодарил вежливо, сложил вису хвалебную за мазь целебную, да и дальше пошёл - не при женщинах же колбаску мазать, хоть та и рыжая.
Нашёл полянку поукромнее, достал мазь, намазал желанное и, после часа втираний, засияла его колбаска как солнце над фиордами. Потому что паста ГОИ - первая вещь, когда надо снять патину с потускневшего металла.
Увидав же золотое сияние над лесом, рыжая женщина так хохотала, что превратилась в хитреца Локи, кем и была с самого начала.
Гуллинвурсти же забрал к себе Хейемдаль, ибо под каждым мостом должен жить тролль, а уж под радужным мостом Биврёст троллю с Золотой Колбаской самое место. Так удивительно сложилась судьба его, и никто не ушёл обиженным.
Здесь кончается прядь о Гуллинвурсти, тролле из Трондсфьорда.
(с)
Корабельный Кот