Ростов-Папа: криминальная столица России

May 09, 2014 14:59

Сегодня в Ростове не совершается таких громких и масштабных преступлений, как раньше. Однако буквально каждый кирпич здесь дышит криминальной романтикой. Ростов-на-Дону стал переживать бурный подъем во второй половине XIX века. Разношерстный народ прибывал сюда в поисках работы и селился на окраинах, ближе к фабрикам. Бурный рост города повлек за собой появление притонов, ночлежек, развитие воровства, попрошайничества. Истории Ростова-папы известны далеко за пределами этого города: криминальная романтика будоражит воображение. О некоторых из них рассказала читателям То4ки-Treff историк и экскурсовод Анастасия Чекмизова.



«К сожалению, Ростов сильно пострадал во время двух оккупаций, - рассказывает Анастасия, - Он входит в 15 городов, наиболее пострадавших за время войны. Историческая часть города была буквально до основания разрушена: чтобы перерезать все пути на Кавказ, куда так стремились войска Гитлера, привокзальный участок города нещадно бомбили в июле 1942 года». Прогуливаясь по центральной улице, легко заметить, что верхние этажи старинных особняков часто не соответствуют нижним - их восстанавливали уже в 50-е.


Стартует экскурсия у входа в парк Горького, на Большой Садовой. Эта улица когда-то полностью оправдывала своё название: город здесь заканчивался и начинались сады. Двести лет назад один из ростовских купцов подарил участок своего сада городу, к нему присоединились несколько единомышленников, и таким образом возник первый Городской сад. Парком имени Максима Горького (одно время писатель жил в Ростове и работал грузчиком в порту) он стал уже после революции. Сегодня по парку в тёмное время суток в одиночестве лучше не гулять, если вы, конечно, не ищете приключений. А 150 - 100 лет назад вход в него был платным, и тогда он был фешенебельным местом для прогулок дам и кавалеров, с лебедиными озёрами, оранжереями и летним клубом, в котором дала один из первых концертов известная исполнительница романсов Изабелла Юрьева.
Guten Morgen
На пересечении Большой Садовой и проспекта Будённовского, в нескольких шагах от парка Горького, находятся Западные ворота Ростова, более известные как «два дома с башенками». Это Ростовский Центральный Универмаг (ЦУМ) и кондитерская «Золотой колос», на месте которой сто лет назад располагался шикарный «Гранд-отель», обильно украшенный резьбой. Сегодня это здание можно увидеть лишь на фотографиях столетней давности: через двадцать лет поле открытия отель сгорел дотла. А прославился он тем, что именно в нём знаменитая авантюристка Сонька Золотая Ручка опробовала новые методы краж.


Самый знаменитый из них назывался «Гутен Морген». Она подкупала персонал отеля, и те «сдавали» ей номера самых богатых постояльцев. Рано утром, пробравшись в номер, воровка начинала рыться в чужих вещах. Женщина она была весьма обаятельная и хитрая и в жертвы себе выбирала исключительно мужчин. Если вдруг случалось, что «клиент» просыпался, Сонька делала испуганный вид и говорила, что ошиблась номером. Так завязывался разговор, кавалер предлагал ей чай или что-нибудь покрепче. А пока он суетился в приготовлении угощения, она подсыпала снотворное в напитки, а также вкалывала его в конфеты. Как только жертва теряла сознание, Сонька обчищала номер. При этом всякий раз она оставалась чиста, поскольку никто из слуг «ничего не знал».
Волк в овечьей шкуре












2|7

© Фото: Денис Демков
Напротив находится здание, ныне известное как Центральный городской универмаг - типичный доходный дом. Первые этажи таких домов обычно отводились под магазины, о чём говорят большие витринные окна на первых этажах. После войны было решено использовать здание в качестве городского универмага, который сразу же прославился легендарным вором.

Это был ветеран войны, который на дело выходил в парадной форме, орденах и медалях. Выбирал офицера с золотыми наручными часами, походил к нему сзади, похлопывал по плечу и спрашивал: «Гражданин, вы не подскажете, маршал Жуков - дважды или трижды герой Советского Союза?» Пока жертва размышляла, он успевал незаметно снять с неё часы. Разумеется, такой уважаемый человек долгое время не попадал под подозрение милиции. Когда вора разоблачили, в его квартире обнаружили пять вёдер с золотыми часами.

Пройдя вверх по центральной улице, мы останавливаемся у старинного особняка со всеми приметами доходного дома. Настя обращает моё внимание на лепной элемент в виде рукопожатия. Рукопожатие само по себе является символом масонов, но в данном случае это тайный знак того, что в доме находился бордель. Это не афишировалось, так как по соседству находилась городская управа. Во время революции, когда жильцов дома выселили, а вместе с ними и бордель, в нём расквартировался белый генерал Корнилов. По соседству разместился и институт благородных девиц, которых генерал принял за «тех самых». Когда же ему объяснили, что это за девушки, генералу пришлось принести извинения.

Гостей города традиционно притягивает Центральный рынок, на котором, как известно, и чёрта лысого можно купить. Ещё один аттракцион - блошиный рынок, ровесник Старого базара на центральной площади. Конечно же, здесь как нигде была развита контрабанда и всевозможного рода мошенничество. В 30-е гг. на блошином рынке произошёл случай молниеносного грабежа - «разноса». В то время Ростов соревновался с Одессой за первенство в криминальном мире.
«Колокольня падает!»
После очередного разгрома в Одессе, Ростов приуныл и несколько сдал свои позиции. Но местная братия сдаваться не собиралась, и однажды воскресным днём, когда торговля кипела, по рядам прошёл слух, что колокольня на центральной площади падает. Все тут же ринулись со своих мест, чтобы посмотреть, что же там случилось. Тот день был пасмурным, тучи плыли над городом очень низко, почти цепляясь за крыши домов. Облака «соскребали» верхушку колокольни, и создавалось иллюзорное впечатление, будто она накреняется и падает. Вернувшись, продавцы обнаружили, что ничего ценного на рынке уже не осталось. Этот беспрецедентный акт налёта надолго оставил Одессу позади в их извечном споре. Поговаривают, что именно после него за городом закрепился титул Ростов-папа.
Накануне Рождества
Во время гражданской войны «общество взаимного кредита», ростовский банк, было одним из немногих на территории Российской империи, пользовавшихся доверием у своих вкладчиков. В 1919 году накануне Рождества здесь произошло ограбление века. Утром служащие банка зашли в сейфовую комнату и обнаружили раскуроченные сейфовые ячейки, а на полу мешки, набитые ценностями, которые грабители просто физически не смогли унести. Сразу же было начато расследование, которое показало, что недели за две до ограбления преступники арендовали полуподвальное помещение на соседней улице, наискосок от здания банка, чтобы открыть там пекарню. И начали вывозить оттуда землю, роя туннель.



В предпраздничной суете никто не обратил внимания на обозы, день и ночь вывозившие оттуда землю. Добравшись, наконец, до сейфовой комнаты, преступники столкнулись с непредвиденными трудностями: сейфовая комната была спроектирована немецким учёным с гарантией, что в течение минимум семидесяти лет этот сейф будет невозможно взломать. Устанавливала его французская фирма «Фише», так что за качество можно было ручаться. Обшит он был золингеновской сталью, которой обшивали корпуса ледоколов и броненосцев. Но и на такое творение в Ростове нашлись умельцы. Впервые в истории взятия банков, грабители применили такое изобретение, как кран Данилевского, в народе известный как сварка. В начале XX века об этом изобретении мало кто знал. При помощи сварки преступникам удалось вскрыть довольно толстый слой стали, пробраться в сейфовую комнату, а дальше дело было за малым.

Преступники, конечно, рассчитывали, что добра будет много, но даже предположить не могли, насколько. Многие вкладчики, узнав, что их ограбили подчистую, покончили с собой. Судьба награбленного до сих пор не установлена. По одной из версий следствия, оно в прямом смысле ушло под землю, и какое-то время хранилось в ростовских подземельях. В итоге сыщики пришли к выводу, что за этим ограблением стояли известные медвежатники из Варшавы, орудовавшие до этого в Санкт-Петербурге.

Сегодня невозможно зачастую отделить полицейские сводки от исторических анекдотов. В отличие от Одессы, Ростов пока ждёт своей "Ликвидации", дани уважения этому полному контрастов купеческому городу на перекрёстке культур, и тому удивительному времени, когда, по словам Бориса Акунина, «литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления раскрывались с изяществом и вкусом». Анастасия Филимонова, 27, Берлин

Copyright: To4ka-Treff
Март 2014

Постов-папа, экскурсионное бюро "Узнай Ростов", Ростов-на-Дону, история

Previous post
Up