Шаг к терпимости?

Oct 05, 2012 10:48

С 2012 года в начальных школах в земле Северный Рейн-Вестфалия будут изучать исламоведение. В качестве эксперимента этот предмет уже включали в школьную программу некоторых областей Германии, но теперь проект вышел на официальный уровень. Примеру Северного Рейна-Вестфалии вскоре планируют последовать и другие земли. Учебное пособие по предмету под названием «Совместный путь» («Miteinander auf dem Weg») ориентировано преимущественно на детей из исламских семей. To4ka-treff решила выяснить, что думает по этому поводу немецкая молодежь.

Ясмин Хельм, 21 год, изучает германистику и социологию в Киле


В принципе появление такого предмета, как исламоведение - это нормально, поскольку он не только необходим для детей-мусульман, но и способствует формированию толерантного отношения к религии в обществе. Похоже, что ислам получает признание в Германии и у него становится все больше последователей. Поэтому я считаю, что рассказывать ученикам мусульманских и немусульманских школ об исламе - это хорошая идея. Необходимо проводить параллели между исламом и другими мировыми религиями. Возможно, что появление этого предмета станет новым шагом на пути к взаимопониманию между различными религиозными сообществами.

Ульрих Штолль, 30 лет, изучает педагогику в Гисене


Хорошо, что в школах вводят исламоведение. Теперь качество преподавания этой дисциплины повысится, поскольку учителям придется соблюдать определенные критерии. К тому же я думаю, что в Германии теперь лучше будут понимать мусульман: занятия по этике эту задачу выполнить не могут, никто просто не принимает этику всерьез. В целом, появление исламоведения в школе можно считать признаком равноправия.

Катя Хайзе, 28 лет, волонтер газеты «die Welt» в Гамбурге


Изучение ислама в школе так же полезно, как изучение христианства. Однако есть существенная разница в том, как организованы эти занятия: уроки по христианству проводятся силами церкви, политики в них не вмешиваются. Появление исламоведения в школах не вписывается в рамки политики светского государства. Вопросами религиозного образования в Северном Рейне-Вестфалии совместно занимаются местные политики и турецко-исламский религиозный союз под названием Ditib. Ditib - крупнейшая в Германии мусульманская организация, которая имеет выход на федеральный уровень. Проблема состоит в том, что эта организация, помимо всего прочего, является государственным инструментом Турции. Так что те, кто занимался вопросом о введении в школах этого предмета, допустили сразу две ошибки. Во-первых, решение об изучении исламоведения принимали политики. Во-вторых, это были политики как из Северного Рейна-Вестфалии, так и из Турции. Получается, что данное решение противоречит как принципам светского государства, так и принципам немецкой демократии.

Вероника Лоренц, 28 лет, учительница из Бобингена


Я положительно отношусь к появлению исламоведения в начальных классах. Дети-мусульмане имеют право получать в школе необходимое им религиозное образование, но при этом они не должны уклонять от посещения занятий по общей этике. Религия - это очень деликатная тема, которой нужно уделять много внимания в период социализации детей и подростков. Основой курса является одобренный на государственном уровне учебный план, который совместно разрабатывается Центральным советом мусульман Германии и министерствами культуры отдельных земель. Необходимо создать условия для подготовки соответствующих педагогических кадров в университетах, а также определить, какие пособия должны использоваться на уроках исламоведения. Когда будут улажены эти формальности, которые крайне важны для преподавания любого предмета, эта новая дисциплина будет работать исключительно на благо школы и плюралистического общества.

Бертольд Штолль, 30 лет, изучает информатику в Аугсбурге


Я надеюсь, что государство будет следить за содержанием учебного плана по этой дисциплине, а также за формированием толерантного и уважительного отношения к другим религиям и, в частности, к исламу. В любом случае, я считаю, что это хорошее начинание. К чему оно приведет, покажет время. Будут ли соблюдаться конституционные ценности? Станет ли общество терпимее? Будет ли оно более открытым для интеграции? Поскольку ответы на эти вопросы еще не получены, введением этого предмета ограничиваться нельзя: необходимо делать что-то еще. Ведь если кто-то стремится к интеграции, нужно, чтобы рядом были люди, готовые помочь. И современное общество кажется мне уже достаточно открытым для этого.

Текст: Анастасия Филимонова
Copyright: To4ka-Treff
Октябрь 2012

молодёжь, опрос, образование, школы, исламоведение, То4ka-Treff, Германия

Previous post Next post
Up