10 вопросов Николаусу Катцеру

Jul 07, 2012 14:07



Профессор доктор Николаус Катцер - директор Немецкого исторического института в Москве, основанного в 2005 году. Деятельность института направлена на изучение истории Германии и России, а также укрепление сотрудничества ученых этих стран. Николаус Катцер в интервью То4ке-Treff рассказал о том, что считает историка и участника движения Сопротивления Марка Блока и писателя Антона Чехова своими кумирами, а также о том, что получение годовой российской визы стало для него главным событием прошлого года.

Чем вы занимались в последнее время?


Будущим прошлого: мне как историку хочется поддерживать интерес к истории, чтобы он никогда не угасал. Каждое поколение хочет, чтобы его снова и снова посвящали в тайны времени и пространства, становления и исчезновения культур, своеобразия стран и народов. То есть ежедневно я занимаюсь сизифовым трудом.

Кем вы мечтали стать в детстве?

О том, кем быть, мне - ребенку беженцев в послевоенной Германии - мечтать почти не приходилось, важнее было утвердиться в школе и в повседневной жизни. У меня это получалось в течение долгого времени благодаря тому, что я играл в футбол в местном клубе. Но именно поэтому профессиональным футболистом я быть не хотел - и, к счастью, не стал.

Какая книга лежит у вас на ночном столике?

Там всегда лежит книга, которую я «внимательно» читаю в данный момент. Как правило, это какой-нибудь роман, который требует продолжительного, последовательного прочтения. Только что я закончил читать роман Ойгена Руге «In Zeiten des abnehmenden Lichts» (раб. пер. - «В сумеречные времена») - историю нескольких поколений одной семьи, разворачивающуюся в Германском Рейхе, Советском Союзе, разделенной Германии и Мексике и довольно мрачно заканчивающуюся на рубеже XX и XXI столетий. Там же лежит стопка более или менее случайных книг, попавших туда в результате моего внезапного интереса. Я их читаю, когда есть время, и, как правило, только какой-нибудь отрывок. Сейчас это совершенно разноплановые и от этого особенно интересные: «Ортодоксия» Кийта Гилберта Честертона (1874-1936), в которой он оригинально анализирует самоуверенность современных людей, и подборка произведений немецкой литературы барокко, которая меня заинтересовала после прочтения стихотворения Андреаса Грифиуса (1616-1664). В нем он пытается сформулировать свое отношение к годам, «что время отнимают», и годам, «что жизнь мне обещают». Также на ночном столике у меня лежит «Добродетили и пороки. Сказки для детей изрядного возраста» почти забытого сегодня Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Нравственный взгляд этого писателя на отношения его эпохи делает XIX век не таким уж далеким прошлым.

Чему могли бы русские и немцы научиться друг у друга?


И те и другие по-своему испытали на себе, каково это - жить в диктатуре и возрождаться из руин. И те и другие могли бы извлечь определенные уроки из этого разного опыта друг друга. В этом также кроется объяснение, почему после того, как зарубцевались раны истории обеих стран, судьбы которых так плачевно переплелись в XX веке, у них остается большое желание сближаться, строить вместе будущее, и это желание продолжает расти. Программа Года Германии в России и Года России в Германии подтверждает эту заинтересованность идти навстречу друг другу в культуре и в экономике и тем самым, пожалуй, оказать положительное воздействие и на политические отношения этих двух стран. Существует бесчисленное количество возможностей для взаимного стимулирования особенно в области науки и в сфере профессионального образования, не говоря уже о вопросах демографических изменений и миграции, урбанизации и транспортного развития, экологии и энергоснабжения.

У вас есть пример для подражания?

В качестве неизменного стимула к гармоничному сочетанию работы и частной жизни для меня служит, если говорить о великих ученых XX века, Марк Блок (1886-1944) - историк, участник Первой и Второй мировых войн и борец движения Сопротивления. Примером такого же активного и умеренного образа жизни, а также уникального искусства емкого языка и создания неповторимого литературного и драматического мира со студенческих лет для меня всегда были жизнь и творчество врача и писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904).

Если бы у Вас был миллион, как бы вы им распорядились?


Отдал бы какому-нибудь социальному фонду, проекту. Например, по работе с инвалидами или беспризорниками.

Как вы отдыхаете после трудного дня?

В зависимости от того, чего больше хочется, - бывает, слушаю музыку, что-нибудь энергичное, бывает, наслаждаюсь абсолютной тишиной.

Где вы чувствуете себя как дома?

В пространстве моего детства: поскольку оно уже давно в прошлом и его нельзя вернуть, речь здесь может идти лишь о замещении и подручных средствах. Последнее возможно там, где я забываю о времени, а близость ближнего не является близостью физической.

Самое знаменательное событие прошлого года для вас?

Получение годовой российской визы.

Без чего или кого вы не можете жить?

Без того, кто мне доверяет.

Перевод: Марина Беляева

Copyright: To4ka-Treff
июнь 2012
оригинал (на немецком) здесь: http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/drj/ser/10f/de9544353.htm

Немецкий исторический институт в Москве, 10 вопросов, интервью, То4ka-Treff, история

Previous post Next post
Up