Разговор с моделистом. Дмитрий Куличенко

Apr 18, 2018 18:20


Дмитрий Куличенко. Ставрополь
Класс С-5. Модели классов С1, С2, С3, построенные в бутылке,
ампуле или сосуде из стекла


Дмитрий моделист, пожалуй, одного из самых сложных классов, игрок на варгане и душа компании, ни на кого не похожий из судомодельной братии.
"Я лезу в бутылку, потому что там я строю вещи, которые приносят людям радость", - любит говорить Дмитрий.



Дим, ты как попал в моделизм? Как ты вообще начал заниматься этим делом?

Ой, где был я вчера - не найду, хоть убей!
Только помню, что стены - с обоями,
Помню - Клавка была, и подруга при ей, -
Целовался на куфне с обоими.

Вот так и попал в моделизм. С детства попал. Отец подсунул журнал “Малый моделяж”, который я не собрал. Потом он меня подписал на этот “Малый моделяж” и “Моделист-конструктор”. Ну и я чуть по чуть делал. Из картона.

А бутылки откуда взялись?

В одном из журналов “Моделяж” был фотоотчет о выставке, а там были корабли в бутылке. Посмотрел, понравилось, прикололо. Стал спрашивать у отца, как это делать. Он говорит, думай. Ну, я и начал строить первый корабль. Взял коньячную бутылку, прозрачную. Коньячная никак не получалась, перешел на молочную с широким горлышком. Ничего не получилось, я бросил. Прошло 17 лет, была армия, институт, робототехника и все остальное, а потом я построил бутылку и из бутылки вылезать не хо-чу.

А перед бутылками делал что-нибудь из дерева?

Я резьбой по дереву занимаюсь, мебелью…

Я про корабли

Нет, я сразу в бутылке стал строить.

Много у тебя работ?

Не знаю, работ 20. И во Франции, и в Штатах есть, по России много.

А вот эти две у тебя остались?

Ну, эти две, они крайние. Сейчас еще работы идут. Они не останавливаются. Были маленькие сначала бутылки, пол-литровые, потом на большие перешел. Большие интересно делать, там деталей больше в корабле и работа посложнее.



Две "крайние" бутылки

Я не представляю как это ты делаешь...

Руками. Все руками. Как говорил Владимир Семенович Высоцкий, «голове своей руками помогал».

А инструменты?

Если человек занимается пластиковыми моделями или бумажными моделями, то для них продается какой-то специальный инструмент. Пришел в магазин, купил и работаешь. У нас получается так: я строю модель - бутылку, вроде инструмент есть с прошлой бутылки, а получается, что надо такой инструмент придумать-сделать, который сейчас надо, и может получиться, что он больше вообще никогда не пригодится. Но его надо сделать конкретно сейчас, под эту работу. Под эту модель и под эту бутылку. Конечно, его потом переделываешь подо что-то другое, но он уже переделанный получается. Если бы были инструменты, как вот в хирургии показывают, манипуляторы какие-нибудь. Будь у меня такие, я был бы счастлив.

А помнишь ты рассказывал про не разбившуюся бутылку…

Я строил заказ срочный. Никак мачта вставать не хотела. Перебрал вообще все волшебные слова, которые знал. Не выставляется. И так, и сверху, и снизу. Не вставляется мачта и все. Я взял бутылку за горлышко, как шандарахнул ее об верстак! Корпус от кильблока не отлетел, кильблок от бутылки не отлетел, бутылка осталась целой. Я пошел, попил кофейка, покурил, успокоился, вставил мачты, и корабль был достроен.



Бутылки на одном из соревнований

После таких мучений как ты вообще созреваешь до следующей бутылки?

Очень просто. Смотришь чертежи корабля, нравится и все! Самое главное, чтоб тебе понравился корабль.

Это же про выбор прототипа. Я про вообще

Я там психанул, тут дернулся, а оно потом ночью лежишь, смотришь на эту бутылку, она уже собрана. Кайф такой... Спасибо мне, что я такой молодец. Сам себя не похвалишь, три дня как обосранный ходишь.

То есть тебе больше результат нравится?

Все вместе. Процесс, конечно. Но каждую свою работу я люблю, потому что я ее делаю. А делаю я ее в первую очередь для себя. Если она мне не нравится, как я ее буду делать.

То есть вдохновение больше из-за своего желания, а не чего-то внешнего?

Да, я эгоист. Я себя люблю и строю корабль для себя. Хороший, «вкусный» корабль, а потом показываю его людям, и если он нравится, мне приятно, а не нравится, но что ж поделаешь… Построил корабль, надо идти дальше. С каждым кораблем другие какие-то идеи приходят, новые технологии.



После награждения на ЧР-2018

А зачем ты ездишь на соревнования?

Посмотреть в лица своим любимым людям, моим друзьям. Посидеть, поговорить о том, о сем, пожаловаться, послушать их жалобы, поменяться чем-нибудь.

Это как в Калининграде ты центы выменял?

Да я кому-то и майку отдал

Мне (гогот)



Я справа в Диминой майке на ЧМ-2016 в Калининграде

Это жизнь. Говорят, он залез в бутылку, то есть он ни с кем не общается, бухает, туда-сюда, а я лезу в бутылку, потому что там я строю вещи, которые приносят людям радость.

Долго ты бутылку строишь?

Есть разные работы. Иногда, когда на воодушевлении… Но часто перебивает рутина, просто обычный быт. Надо деньги на поесть, на то, на се, значит, ты бутылку откладываешь, делаешь мебель, отдал людям, возвращаешься к бутылке, опять начинаешь вспоминать что ты там уже сделал, что надо сделать, опять это по новой. Был бы достаток хороший, честно, гораздо быстрей бутылки бы строились.

Сколько ты строил пароходо-фрегат?

Ну, я сразу три корпуса делал. У меня еще два лежат, все запчасти готовы. Если этот уйдет в коллекцию, остальные быстрей будут достраиваться.



Пароходо-фрегат "Владимир"

Так сколько по времени?

Года три строил. Но это же не каждый день, периодически. Возникли вопросы с фототравлениям. Решил. Но если бы это заказ месяцев за 8 я такой бы построил. А пока никто не покупает, я строю в своё удовольствие.

А медальки?

Да они сами приходят. Я за ними особо не гонюсь.



Награды Дмитрия. Фото из архива автора

Я смотрю и конкурентов у тебя так-то не много.

Есть ветка форума “Верфи на столе”, так вот, Павел, основатель этой ветки, везде давал клич, чтобы собутыльники собирались на этом форуме, и мы как-то, общаясь с ним по скайпу, пришли к выводу, что на всю страну нас человек 20.

То есть им собраться в одном месте сложно

Просто нереально. Кто-то устал, кто-то не хочет, у кого-то нет возможности, желания.

А в чем сложность класса С-5?

Основная сложность класса - это в судействе. Потому что судейские бригады, собирающиеся судить класс, формируются, безусловно, из уважаемых людей, это и мною уважаемые люди, они строят хорошие модели, но они никогда в бутылках не были, никогда там не лазили, никогда ничего там не строили.

Мало того, мне кажется, что немножко правила НАВИГовские не соответствуют действительности, потому что построить в бутылке один корабль на весь объем и другое поселить там четыре корабля. Диораму. Засыпал их как семечки, сморкнулся туда, где они прилипли, там и ладно. Все. А один корабль нужно по частям вставлять. А четыре корабля, оказывается, ценится выше, чем один. Даже два корабля. Разделить их на две части и один корабль разделить на восемь частей. Разница большая. У меня шхуна “Измаил” вошла в горлышко из 22 кусков. Корпус только 13 частей. А ты склей его внутри! Я его склеил, а у него трещина пошла по корпусу. И мне пришлось внутри делать тимберовку корпуса, замазывать щель, потом вышкребать стружку. Ну как так?



Шхуна "Измаил"

Ну, вообще это реально, нет?

Опять ситуация. Берем классы. С1 парусники. Все хорошо. Красивы. Замечательны. Они мне нравятся. Но если ты его построил в диораме, то это уже другой класс. Опаньки. Если из бумаги и в диораме - другой класс. Если из пластика и в диораме - другой класс. А в бутылках все в одном. Диорама, полнокорпусная модель, фрагмент корабля. Если в бутылке, то все С5. Для чего это?

Диорама это одно. Надо сделать море, сюжет там какой-нибудь создать, антураж. Это сложно. Я не говорю, что это легко, но диорама и полнокорпусная модель не хляют, потому что в диораме ватерлиния идет, по ватерлинию он поставил и корпус даже не делит.

Тоже самое в С2. Подводные лодки надо отделять. Допустим чувак служил на подводной лодке, он подводник, он порвет за подводную лодку всех… А ты возьми подводную лодку… Сосиска стоит, шпигаты и два пулемета… и эсминец стоит, у которого куча там всего. И как их судить вместе в одном классе? Должны быть подклассы.

Что скажешь новичкам?

Работать надо. Самое главное - подыскать правильную тару

А пока найдешь правильную тару, сколько нужно опорожнить…

Я и говорю, самое сложное найти правильную тару! Все.



Дмитрий после награждения на Чемпионате России 2018 года за 1 и 2 место в классе С5

моделизм, интервью

Previous post Next post
Up