Алексей Рыжов. Россия. Тольятти
Класс С-7. Модели, изготовленные из бумаги
и картона, выполненные из промышленных наборов
С Алексеем я знаком с весны 2016 года, с Чемпионата России. Вместе были на Чемпионате мира в том же году в Калининграде. Однако, представители разных классов на соревнованиях редко общаются, поскольку основная тусовка проходит рядом с моделями, а часто классы размещают по разным помещениям. И вот весной читаю блог Вадима Кодратьева с очередным выпуском про бумажные модели и вижу на фотографии медаль с ЧМ-2016. И тут до меня доходит, что я знаю героя поста, но как-то без привязки местожительства. У Алексея получилось еще смешнее. На ЧР-2017 в Москве я уже загрузил свою модель в машину, он подходит, видя 163 регион: «Ты что из Самары?»
На выходных был в Тольятти и заскочил к Алексею на дачу. У него там небольшая мастерская. Доделывается бумажный «Варяг», и уже почти готов «Полоцк» (деревянный кит).
Алексей, как ты попал в моделизм?
Было много заходов, все уж и не запомнишь. В 2008 году скачал журнал «Малый моделяж», «Юнкерс», распечатал и склеил. Мне так понравилось! И понеслось. Самолеты, танки. Первый танк был вообще одной из самых сложных моделей. Получилось изумительно, один дома стоит, один подарил.
Фото Вадима Кондратьева
Танчики, самолеты, это было в начале. Пока я не попробовал флот.
У меня же папа речник, вырос я на теплоходе, ходить научился на теплоходе, каждое лето там проводил. С детства я люблю корабли. Корабли - это красиво.
Фрагмент "Шарнхорста". Длина модели 1 метр! Фото Вадима Кондратьева
Флот - это самое сложное в моделизме, танки просто, самолеты вообще просто, деталей мало и очень быстро получается модель, хороший нормальный красивый результат, но быстро, с кораблями так не получается, возни больше. Выглядят интересно, богато, маленькие детальки. Когда есть с чем повозиться, это здорово, смотришь на объем журнала, листов 30, деталей под 50 тысяч, попробуй это все склей. Год плотной работы, вообще не спишь.
Первый оригинальный журнал у меня был «Гремящий».
Гвардейский эскадренный миноносец "Гремящий". Фото Вадима Кондратьева
С того момента покупаю чисто оригинальные журналы, порядка 20 кораблей я наклеил.
Да ты маньяк!
Ага, я бешенный.
Когда строил «Петра Великого» ложился спать в 4 утра.
Начало постройки "Петра Великого". Фото Вадима Кондратьева
Бился с ним до последнего, но это одна из тех редких моделей, которую я построил, и мне было жаль, что она кончилась.
Завершенная модель "Петр Великий". Фото Вадима Кондратьева
Откуда такая увлеченность?
А у тебя откуда?
Когда человек сколотит какую-нибудь табуретку и на нее уронит задницу, и скажет: «Блин, не падает», появляется азарт. Можно сколотить еще десять табуреток! Если сделал корабль, можно еще десять склеить. Видишь результат своего труда.
Рабочее место. Фото Вадима Кондратьева
В чем особенность моделирования из бумаги?
Бумагой занимаются люди с ограниченным бюджетом. Этот способ моделизма не требует станков. Нужна, конечно, куча инструмента всяких оправок, трубочек, ножей, пробойников, нету пыли такой как от деревяшек. Зато есть свои трудности.
Тяжелый крейсер Zara (Зара). Фото Вадима Кондратьева
В бумаге семь раз примерь, один приклей. Бумажка не позволяет ошибаться, ошибки очень плохо исправляются. Включаешь голову и стараешься представить, как ты все это согнешь, иногда смотришь на сборку коллег, если кто-то нормальный собирал, можно подглядеть, как оно должно получиться, и уже тогда к этому результату подводишь.
Нет второй попытки. Вторая попытка - это второй журнал.
Сухогруз "CAP SAN DIEGO". Фото Вадима Кондратьева
А в чем проблема?
Во-первых, хорошие журналы это не так уж и дешево, даже три тысячи отдавать за одну неудавшуюся трубу как-то жалко.
Есть еще такое понятие как разнотон. Даже в одном тираже, журналы могут отличаться по цвету. Купил другой журнал из-за этой трубы, а она светлее на тон. Потом скажут, откуда она вообще взялась?
Как ты попал на соревнования?
В интернете смотрел кто, что, как. Первым делом попал на сайт «only paper» (только бумага), начал свои картонки показывать, затем на сайте «Картонная армия», тогда еще конкурс проводился в Нижнем Новгороде. Танки, корабли, автотранспорт, чисто картон, ну и решил съездить. Поехал первый раз с «Гремящим» и занял 4 место, посмотрел как надо строить из картона, на следующий год уже получил золото.
Потом сына туда привез. С ним вообще интересная история. Детей отсудили, мне и говорят, у сына золото за танк «КВ-2». Награждение, сыну не дают медаль. Сын стоит, ревет, слезы градом. У него модель лучшая была, пацан 13 лет, построил офигенный танк.
Модель сына Алексея. Фото Вадима Кондратьева
Спрашиваю организаторов «что такое?», это, отвечают, ты делал, это не ребенка работа. Я говорю, слыш, там исключительно только подзатыльники были. Все-таки ему медаль дали, как бы тайком, это не выглядело торжественно.
На будущий год сын со мной не поехал, я его модели привожу, а там уже все более серьезно, тоненькие колеса с протектором 1 мм, он у него сошелся идеально. Опять такая же история, «не ребенка работа». Правда, в этот раз с боем, но за него медали прям на награждении получал. Говорю, задолбали, тут моя комната, тут ребенка, я у себя строю, он у себя, я туда и не захожу.
Сын Алексея Роман. Фото Вадима Кондратьева
Иногда только спрашивает, как делать? Я говорю, блин, ну возьми ножик, вот так накоцай, вырежи полоску, а там полоска шириной ну миллиметр...
А на Чемпионат России?
Думаю, Нижний кончился, а на соревнования надо ездить. Что тут ближайшее? Москва. Смотрю, бумажку как-то никто особо не представляет. На машину сел и поехал на свой страх и риск. Первый раз ездил в 2015 году. Соревнования, ну сам знаешь.
Даже не то, чтобы что-то выиграть, а приезжаешь по сути, чтобы пообщаться. Сдружился с Куличенко, так, в общем-то, туда езжу, чтобы с ним пообщаться.
Как успехи?
В 2015 году взял золото, серебро. В 2016 году золото, серебро, бронза. В 2016 серебро мира, было прикольно получить медаль, пускай не золото там какое-то, но призер Чемпионата мира все-таки.
В этом году вот серебро России, несправедливо, считаю.
Силу имеют построенные модели, на этом чемпионате так осудили, на следующий год приехал, так осудили. Оценка очень субъективная вещь.
Награды. Фото Вадима Кондратьева
Но по-чесноку «Картонная армия» была гораздо более серьезным конкурсом, и соревноваться там было гораздо сложнее. Я и сам там судил. Тяжелое это дело, скажу тебе. На ЧР судят бумагу люди, которые в ней по сути ничего не понимают.
Вот в этом году даже корпус не посмотрели как я сделал, сразу что ты сделал в дополнение? Так ты посмотри на основную работу, причем здесь дополнение?
А как оцениваются модели из картона? В смысле есть же много травленки, проволоки там всякие?
Это все идет как дополнения. На нормальном картонном конкурсе, например, на «Картонной армии», судят реальные картонщики, которые с бумагой умеют работать. Смотрят, в первую очередь, как ты сводишь стыки, это должно быть идеальнейше сведено, должен быть подбор краски на торцы. В первую очередь смотрят, как ты сделал бумажку, все остальное ерунда полная. Модель не должна казаться бумажной, в этом весь прикол.
Чем сейчас занимаешься?
«Варяг» строю. Ох, и мучаюсь я с ним.
"Варяг" на стапели
У бумаги есть волокна, и соответственно все детали должны печататься с учетом этого. Вот так она скрутится изумительно, а вот так, будет ломаться на сгибах. Здесь напечатано не по волокнам, вообще не гнется.
Разворот одного из журналов. Фото Вадима Кондратьева
Осталось немножко. Купить шприцов, сделать 47-мм артиллерию, мачты готовые, склеить, растянуть такелаж, ванты, мелочевка всякая.
Повезешь его на конкурс?
Если посчитаю нужным. Модель, в общем-то, для картонщика не победная. Есть модель «Варяга» белая, но мне не нравится, белый тяжело строить.
А зачем ты связываешься с так сказать с сомнительными производителями?
Именитые делают корабли немецкие, английские, японские, а отечественных нет. Приехал раз в Москву с немецким кораблем, а мне говорят: извините, у вас тут крест немецкий, до свиданья, а модель и красивая и хорошо сделана.
«Дом бумаги» нормальные печатают. Начинал их «Аврору» строить. Они вдруг решили сделать днище не красное, а с имитацией медной обшивки, ладно бы ее шпациями сделали. Там два больших куска, кормовой и носовой, очень трудно так свести бумагу, ее нельзя намазать всю клеем и прилепить, надо подгонять, она подвержена действию клея, она ползет, куча нюансов, бился-бился с этим днищем и так толком ничего не вышло. С бумагой так нельзя, надо сегменты поменьше.
Заполняешь шпации?
В правилах сказано: допускается использование материалов, способных улучшить вид модели. На большой модели без этого нереально. На шпангоутах шириной в 1 мм тебе нужно состыковать идеально два сегмента, да еще чтобы «дохлой лошади» не получилось, это нереально. Кто бы что не говорил, я этот пункт правил трактую только так. Даже на такую ерунду [болванку] очень сложно наклеить бумагу, чтобы не было видно стыков. Очень трудно бумаге придать тройную кривизну.
Для днища вот использую пастельную бумагу, красную по всей глубине, ее можно завальцевать, на «Богатыре» я сделал такую чУдную корму, которая из оригинала не получится никогда.
Крейсер первого ранга "Богатырь". Фото Вадима Кондратьева
Используешь какую-нибудь документацию?
Конечно, часто артиллерию дорабатываю.
Какая судьба у построенных моделей?
Есть в Тольятти дайвинг-клуб "Эпрон-про". Дайверы, ныряют в Керченском проливе, поднимают корабли, всякую военную ерунду, у них
небольшой музей находок и у меня там целый зал, там стоят мои корабли, я туда все увез, там хоть люди ходят, смотрят. Дома уже ставить некуда. Но они мне все равно дороги, иногда захожу, смотрю.
Себе пока оставил «Петра Великого». Витрины не использую, просто регулярно пыль кисточкой смахиваю.
Новичкам что можешь сказать?
Новичкам могу посоветовать, попробовать что-то и довести до конца, чтобы результат был. Получится, и оно пойдет. Это как наркомания, раз укололи и понеслось.
На стапели деревянный КИТ "Полоцк"
Про Алексея есть несколько постов у Вадима Кондрантьева (
chronograph). Там множество фотографий моделей Алексея, некоторыми я иллюстрировал этот пост.
Серия "Людям о людях": картонная армия Алексея Рыжова:
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5