Дмитрий Шевелев. Россия, Нижний Новгород.
Класс С1. Модели всех типов парусных судов,
а так же гребные суда, имеющие
такелаж с парусами или без них
Дмитрий Шевелев. О нем и его моделях можно написать книгу. Один из самых титулованных моделистов. Легенда и образец для подражания. Можно сказать, основоположник стиля моделей парусных кораблей из дерева без покраски с использованием патины для старения. Во всяком случае, многие это признают. Его законченную модель можно легко перепутать с простоявшей в музее не одну сотню лет. Плавность и четкость линий наряду с видимой ручной работой производят неизгладимое впечатление. Рассматривая модель, буквально погружаешься в нее, оторваться невозможно.
Его ветки форума являются отличным пособием для моделистов любого уровня, в первую очередь, конечно, для новичков. Дмитрий всегда готов ответить на любые вопросы. Наверное, половину того, что знаю и умею, я почерпнул из них, а позже из личных с ним бесед. Главное, чему он учит, на мой взгляд, подходу к проблеме, стилю мышления.
Дмитрий работает с деревом очень давно, по профессии модельщик.
Теперь вся его деятельность связана с моделизмом. Основная работа в настоящее время - это черновые корпуса, литье орудий и якорей и, конечно, постройка моделей кораблей (как правило, параллельно несколько). В мастерской у Дмитрия всегда есть что посмотреть и чему научиться.
Я впервые познакомился с ним лично на Чемпионате России в 2014 году. И летом того же года заказал у него корпус своей "Авроры". В августе ездил забирать и вот на эти майские праздники выбрался к нему в гости еще раз.
Дим, как ты пришел в моделизм?
Прочитал книжку «Робинзон Крузо». Увлекся морем. Тогда мне было 13 лет. Но еще раньше в 9 лет отец принес польский журнал «Малый моделяж», и мы втроем, с братом и отцом, склеили какой-то сухогруз. А потом весь 1979 год выписывали этот журнал. Машины, танки, корабли, их и клеили. Потом уже стал выписывать приложение к «Юному технику», там были выкройки парусников. Собирал каравеллы Колумба, каракку, галеон «Золотая лань». У меня дядя был моряк и кроме того судомоделист и однажды нарисовал мне схему, принцип действия парусной яхты, почему она плывет, дал пару книжек по судомоделизму 50-ых годов. Потом, классе в седьмом, пришел в судомодельный кружок. Руководитель был тогда чемпионом Союза… и, когда он спросил, что я буду делать, я ответил: «Только парусники!»
А почему парусники?
Вот что-то болел парусниками. Даже в кружке только я один их собирал. Информации было очень мало. Однажды нам принесли чертежи Хоккеля. В 1983 году казалось, что это космос какой-то по сравнению с теми чертежами, что издавались у нас.
Дмитрий в своей мастерской
Это сколько же ты лет в моделизме?
Сколько, почти 40…
На стапеле новейшая "Гермиона" по монографии "Ancre" и черновой корпус 74-ка в 48-м масштабе
А какая была первая деревянная модель?
«Голден Хинт». Сначала я модели просто красил.
Был у меня пятилетний перерыв. Армия, женитьба, дочь. Потом снова стал строить модели. Как раз тогда и сделал гросс-яхту, с которой впервые поехал на ЧР.
Первое соревнование, получается, был чемпионат России?
Да. Зашел как-то в судомодельный кружок, в котором раньше занимался, а они собираются на чемпионат. Выпросил у них приглашение. Денег было мало, но жене идея понравилась, говорит: «А что, езжай!» Занял денег и поехал на чемпионат. Это было в 2000 году. Чемпионат тогда проводился 8 дней. Помню, на седьмой день уже тошнило от этой Москвы (смеется).
Дмитрий показывает мне как будет выглядеть фрегат с орудиями
До соревнований думал, что я опытный моделист, не самый плохой, привез модель гросс-яхты в 50 масштабе, а там «Азов» Смирнова. По тем временам очень он меня поразил. Даже не представлял, что так модели можно делать.
Гросс-яхта. Фото автора
Как ты сделал шаг к пониманию стиля. Понятно, что столярка у тебя отличная, но сам образ корабля?
После первого чемпионата у меня и случился резкий скачок. Я просто вдруг понял, как их надо делать. Я был один в Нижнем, варился в собственном соку, делал по чертежам, как я понимал тогда. А после чемпионата я осознал, что модель можно делать вообще без краски. Информации то тогда было минимум.
Шаблон и гака-борт русского 110-пушечника "Император Александр I", масштаб 1:48
А когда ты почувствовал, что являешься законодателем стиля?
После первого 74-пушечника. Это первая модель, которая просто прогремела на питерском конкурсе. Состаривание уже делали, но битум никто не применял. Баранов его использовал на «Пантелеймон-Виктории», но мы как то параллельно, не зависимо друг от друга к этому пришли. В процессе его постройки я даже не знал каким он будет. Много смотрел фотографий модели этого же корабля французского моделиста (он ее 15 лет делал) и примерно хотел, чтобы было что-то похожее. Она тоже была как-то немного состарена. Оттуда взял стиль.
Первый 74-пушечник Дмитрия. Фото автора
Я с какого-то этапа понял, что я могу придумать как сделать все что угодно, поэтому никогда не спрашиваю, как моделист сделал то или иное. В итоге я делаю так, что это не похоже ни на кого. Мне нравится, как получается у меня. Зачем, например, мне спрашивать у Безверхнего, как он что-то делает, чтобы у меня получалось как у него?
Фрагмент второй модели 74-пушечника. Фото из архива автора
Что для тебя моделизм?
Тогда было хобби, конечно. Сейчас работа
Комплект еще не обработанного литья (пушки, якоря) на двухдечник. Около 2 кг
Но работа ведь по любви?
Конечно. Хотя сейчас кайф уже не тот. Приелось как-то. Раньше ноги сами бегут в мастерскую модель строить, сейчас идут спокойно. Когда начинаешь заниматься чем-то профессионально, кураж уходит.
Сверху под потолком материал для будущих корпусов. Липа
"Тяжелая" техника в мастерской
Откуда вдохновение?
Поездки, чемпионаты, дают что-то такое.
Я в шоке от корпуса. Длина 1300 мм.
Зачем участвовать? Ради этого?
Это кайф тусовки, общение с единомышленниками, соревнование, все равно всегда есть интрига в классе. Вот в этом году думал ну второе, третье место, дали первое, но это в С3Д. В прошлом году на «России» я был практически уверен, что будет 1-ое место. Тем более, как действующий судья, я же вижу какие модели привезли. Конкуренты, конечно, есть, но они мало вероятны... Безверхний, Нарим, если в С1 что-то сделает.
Чемпионат России в 2016 году. Дмитрий чемпион и обладатель Кубка Алешина за лучшую модель соревнований
Процент времени на хобби большой?
У меня всегда было заведено - половина времени работа, половина на модель. Раньше… да и сейчас примерно так же. Грубо 5-6 часов в день. Бывало и по 10-12.
Немного литейной кухни
В чем сложность класса С1?
В парусниках все сложно, такелаж сложен. Но основная сложность - сделать так, чтобы модель вызывала эмоции, чтобы можно было сказать только «ВАУ», если такого нет… Как сказал Саша Зайцев: «Есть модели, в которых не хочется искать недостатков». Вот мои модели, наверное, потому и выигрывают, что даже если в них есть «косяки», судьи не хотят их замечать. Чисто эмоциональная оценка.
Орудийные станки
Что бы ты сказал новичкам?
Думайте головой. Читайте судомодельные форумы. От корки до корки, как я в свое время делал, дает очень много. Ничего не спрашивайте, а просто читайте сначала. Там все уже есть. Иначе приходится объяснять двадцать раз одно и тоже.
Будущие пушки и якоря
Не надоедают вопросы?
Нет в общем то, хамить я не люблю. Но в темах по «
La Belle Poule», «
Гиацинту» все разжевано. Просто люди не ищут, а хотят получить мгновенный ответ.
В моделизме побеждает умный. Сначала думай, потом делай.
Спасибо, Дим, за беседу.
Список наград Дмитрия Шевелева (КУ - Кубок университетов в Санкт-Петербурге, ЧР - Чемпионат России, ЧЕ - Чемпионат Европы, ЧМ - Чемпионат мира)
Серебро. КУ-2008
Серебро. КУ-2009
Золото. ЧР-2010
Золото. КУ-2010
Серебро. КУ-2011
Серебро. КУ-2011
Серебро. ЧЕ-2011. Италия
Два золота. Кубок Киева-2013
Два золота. Чемпионат Франции-2014
Золото. ЧМ-2014. Болгария
Серебро. ЧР-2015
Золото. КУ-2015
Золото. ЧЕ-2015. Румыния
Золото. Кубок Цемесской бухты-2015
Серебро. Кубок Причерноморья-2015
Золото. ЧР-2016
Золото. ЧМ-2016. Калининград
Серебро. Польша. 2017
Золото. ЧР-2017
Два килограмма наград
Есть люди, к которым на хромой козе не подъедешь, а есть те, с которыми всегда легко.