Зачем им нужен миф о добре и зле для различения красоты?

Mar 03, 2024 10:40

Никто не знает, что я жив 
Кроме тебя одной
Я для других всего лишь миф
С петлёй над головой

/ Дельфин

По наводке посмотрел третью серию шестого сезона сериала «Тёмное зеркало». Там это называют «эпизод». Ну вернее как посмотрел - начал смотреть и посмотрел 20 минут - достаточно чтобы почуять дух. Дальше не смог, остальное прочитал: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/За_морем_(Чёрное_зеркало)

Сам сериал можно охарактеризовать как социальные ужасы, а этот эпизод можно считать особенно ужасным. И первой эмоцией была такая: «больные ублюдки!», касающаяся авторов эпизода. Потом пришла мысль, что-то вроде: «их цивилизацию надо остановить!». Иначе они сожрут всё вокруг. Ну или по крайней мере серьезно ограничить в правах транслировать свои психические болезни на весь мир.

Но зато затем пришло понимание того зачем именно им нужен миф о Господе Исусе Христосе. Они ведь действительно остро нуждаются в этом мифе, ибо для них он жизненно необходим. И кажется именно это показывали авторы эпизода. Без именно этого понимания мне оставалось действительно непонятным - зачем они возводят истории о приключениях Исуса в абсолют и таскаются с ними как дурень с писанной торбой, несмотря на очевидное извращение этих мифов относительно исходников.

Дело в том что они не способны сами различать «добро и зло»! То есть у них нет чувства меры красоты. Им нужен внешний сигнал модуляции - протез, без которого их социум обрушивается в лютый мрак.

Культура авторов не позволяет им заранее понять что представляемые ими алгоритмы заведомо омерзительны. Им надо попробовать. Движителем их проб и ошибок является идея выгодно продать эпизод. А потому надо стремится к заковыристости эпизодов. Но эта же идея денег, среди всего прочего (всего я насчитал 10 обособленных функций, сконцентрированных в деньгах), является и критерием выбора. В деньгах мерой является польза, вместо блага (Ефремов, Лезвие Бритвы). Потому если вдруг омерзительные алгоритмы несут выгоду - они будут поставлены на поток.

Меру красоты, применительно к социальным процессам, дает совесть. Я уже писал что понятие «Спаситель» в исходнике смысла - это сохраняющая предикция - сохраняющая социум от краха в будущем. На русском языке это понятие формализовано как СветоВесть. Это как бы интегрированная совесть - врожденное чувство связи всего со всем, позволяющее видеть красоту человеческих отношений, лежащих в основе социума.

Те, у кого эти чувства заблокированы, вынуждены довольствоваться догматами веры, порождая цитатно-догматические богословия/философии. Любой работающий догмат веры - это всегда формализованная чья-то СветоВесть. А СветоВесть - это предмет методологического богословия.

Но любой догмат веры никогда не полон и всегда устаревает уже в момент своей формализации. Более того, с течением времени догматы становятся конфликтными. И даже обратными исходнику - взять хотя бы недавний случай проявления социальных ужасов под ликом библейских святош. Тем не менее, не имея ничего более они с ужасом относятся к любой попытке попрать догмат веры и оспорить абсолютизм своих мифов. В том числе к любой правке мифов, справедливо опасаясь утерять свою веру в них и не имея источника веры в себе.

Вера, Религия, СветоВесть

Previous post Next post
Up