Достаточно много терминов и определений создано в рамках
разссматриваемой в предыдущей статье концепции Совладающего Интеллекта.
Выписал авторские термины и определения и вынес в отдельную статью, поскольку объем действительно большой.
Концепция Совладающего Интеллекта представлена в книге "Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации".
Автор: Алена Владимировна Либина
https://www.litres.ru/alena-libina/sovladauschiy-intellekt-chelovek-v-slozhnoy-zhiznennoy-situacii/Термины и определения выписаны из указанной книги.
Глава 1 Разрешение повседневных жизненных трудностей.
Термин «психологическая защита» (psychological defense) возник в психоанализе для анализа базовых механизмов, описывающих различные формы борьбы Я (Ego) с темными силами Оно (Id) и с внешним миром, или Супер-эго (Superego).
Защитные механизмы согласно классическому психоанализу Зигмунда Фрейда возникают в результате борьбы Я (Ego) с невыносимыми мыслями и болезненными аффектами, сопровождающими переживаемый человеком неосознаваемый им внутренний конфликт.
Термин «свободная от конфликтов зона Я» (conflict free zone of ego) предложен Гансом Гартманом для анализа миролюбивых, «свободных от конфликтов» способов взаимодействия Я (Ego) с темными силами Оно (Id) и с внешним миром, или Супер-эго (Superego).
Термин «совладание» (coping) возник в психоанализе для описания способов мирного, бесконфликтного взаимодействия человека с внешней и внутренней реальностью.
Эго-ориентированный подход к защите и cовладанию рассматривает как защиту, так и совладание в качестве специфического эго-механизма, к которому человек прибегает с целью избавления от внутреннего напряжения.
Диспозиционально-ориентированный подход к совладанию рассматривает совладание в качестве относительно устойчивых личностных предпосылок или черт, предопределяющих реакцию человека на тот или иной стрессовый фактор.
Стрессо-ориентированный подход к совладанию определяет совладание в качестве динамического процесса взаимодействия человека со стрессом, зависящего как от специфики ситуации, фазы столкновения со стрессовым фактором, так и когнитивной оценки стрессора человеком.
Внутренний конфликт согласно классическому психоанализу возникает в результате борьбы Я (Ego) с темными силами Оно (Id), а также с внешним миром, или Супер-эго (Superego).
Биологическая функция Оно (Id) по определению Зигмунда Фрейда является сексуальной и агрессивной по своей природе и представляет собой противоположность сознательной структуры эго, или Я.
Структура Я (Ego) представляет собой сознательную сферу эго, или Я.
Структура Оно (Id) является вместилищем темных сил Оно (Id), представляющих собой примитивные биологические импульсы (primitive impulses) и влечения (drives).
Энергия Оно (Id) представляет собой примитивные биологические импульсы (primitive impulse) и влечения (drive), на пути которых стоят защитные механизмы.
Структура Супер-эго (Superego) является внутренним цензором сознательной сферы эго, или Я, и представляет собой социальные ограничения, налагаемые на человека обществом, запреты и табу
Глава 2 Эго-ориентированный подход к исследованию защиты и совладания.
Термин «защитный механизм» в классическом психоанализе обозначает различные способы неосознаваемого самозаблуждения и введения в заблуждение других.
Защитный механизм в эго-ориентированной теории считается симптомом невротического развития личности, свидетельствующим о противоречивом и незрелом процессе функционирования эго, или Я.
Механизм совладания в эго-ориентированной теории считается симптомом незащитного способа разрешения человеком возникающих на его жизненном пути трудностей и относится к наиболее зрелым процессам функционирования эго, или Я.
Развитие личности согласно классическому психоанализу осуществляется в результате ее активизации внутренними биологическими импульсами или энергией Оно (Id), на пути которой стоят защитные механизмы, препятствующие доступу энергии Оно (Id) к сознаваемой структуре Я (Ego).
Структура эго, или Я, в классическом психоанализе считается источником сексуальной и агрессивной энергии Оно (Id), имеющей отношение исключительно к защите.
Структура эго, или Я, в современной динамической теории рассматривается в качестве эго-энергии вообще (ego energy), имеющей отношение как непосредственно к защите, так и к совладанию.
Регресс является проявлением наиболее незрелого, так называемого психотического, уровня развития личности.
Фрагментация в концепции Хаан и Кроубера считается наиболее патологичным способом функционирования Я, свидетельствующим о «распаде эго».
Модальностями эго-процесса в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера считаются совладание, защита и фрагментация, которые представляют собой три разновидности функционирования десяти базовых процессов эго, или Я.
Базовые эго-механизмы представляют собой десять классических механизмов функционирования эго, или Я, к которым относятся: различение; разотождествление; символизация смысла; отсроченные реакции; сензитивность; реверсия, или возврат во времени; избирательность сознания; отклонение; преобразование; наложение ограничений.
Глава 3 Эго-ориентированная классификация защитных механизмов Джорджа Вейлланта.
Под адаптивной функцией защиты в концепции Вейлланта подразумевается адаптивное значение процесса эго в жизни человека.
Адаптивными механизмами в концепции Вейлланта являются все защитные механизмы, которые, оставаясь, по сути, неосознанными и защитными, могут играть творческую и здоровую роль в процессе адаптации человека к жизни.
Адаптацией в концепции Вейлланта является процесс сохранения гомеостаза.
Модель психического здоровья в концепции Вейлланта создана по аналогии с физическим здоровьем и принципом гомеостаза, предполагающего сохранение человеком своих личностных затрат.
Концепция гомеостаза разработана Клодом Бернардом, согласно которому способные сохранять физиологическое равновесие индивиды имеют больше шансов на выживание.
Под принципом гомеостаза в теории адаптивной защиты Вейлланта подразумевается здоровый консерватизм человека, то есть характерное для человека свойство оценивать и сохранять свои собственные энергетические затраты, а именно сохранять свое физиологическое равновесие.
Глава 4 Эго-ориентированная классификация совладания, защиты и фрагментации Нормы Хаан.
Термин «нормативная модальность эго» введен Нормой Хаан для описания «рациональных, логических, продуктивных, разумных, цивилизованных, любящих, игровых и сензитивных аспектов проявления человеческого эго».
Модальностями эго в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера называются три разновидности эго-процесса, в качестве которых выступают: совладание, защита и фрагментация.
Нормативной модальностью в теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера считается совладание относительно двух других модальностей - защиты и фрагментации как проявление более высокого уровня развития эго.
Совладание в качестве нормативной модальности характеризует жизнь и деятельность человека в качестве открытой системы, базирующейся на самопознании, самоактуализации, расширении личного опыта и поиске новизны.
Совладание в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера не становится очередной ступенью развития человека, а является функциональным, продолжающимся и развивающимся процессом.
Процесс совладания в концепции Хаан и Кроубера представляет собой реалистичные и гибкие мысли и действия, направленные на разрешение проблемы и способствующие снижению стресса или внутреннего конфликта, воспринимаемого человеком в качестве тягостного эмоционального состояния.
Защитные тенденции в концепции Хаан и Кроубера отражаются в импульсивных реакциях и в ожидании устранения внутреннего беспокойства без непосредственного разрешения проблемной ситуации.
Согласованность поведения в теории Нормы Хаан относится к базовой характеристике поведения, согласно которой логику поступков того или иного человека можно найти даже на основе его планов, намерений и перспектив.
Эго-путями в концепции Хаан и Кроубера являются совладание, защита и фрагментация, относительно которых один и тот же импульс может проявиться вовне различными способами или путями, с различными целями и привести к различным результатам.
Утилитарная иерархия модальностей эго-процесса обусловлена наличием или отсутствием у человека возможности справиться с затруднением, в зависимости от чего он выбирает совладание, защиту или фрагментацию.
Открытая система в психологическом понятии характеризует жизнь и деятельность человека в качестве саморазвивающейся системы, проявляющейся в стремлении к самопознанию и самоактуализации, к расширению личного опыта и поиску новизны.
Самоактуализацией называется стремление человека стать тем, кем он может быть.
Глава 5 Стрессо-ориентированный подход к совладанию.
Совладание в когнитивной теории совладания со стрессом Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве независимой от эго-процесса категории, обусловленной субъективной когнитивной оценкой стрессового фактора.
Под совладающими способами в концепции Лазарус и Фолкман понимаются когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на взаимодействие с ситуацией, оцениваемой в качестве отягощающей или превышающей его личностные ресурсы.
Стрессом в концепции Лазаруса и Фолкман называют специфические отношения между окружающей средой и человеком, которые оцениваются им как отягощающие или превышающие его внутренние ресурсы или представляющие угрозу его личному благополучию.
Стрессором является любой стрессовый фактор, в качестве которого может выступать внешний или внутренний раздражитель.
Когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве интуитивной реакции на любой внешний раздражитель, который человек автоматически воспринимает в качестве потенциально угрожающего фактора.
Первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман представляет собой первичную интуитивную оценочную реакцию человека, связанную с восприятием и интерпретацией стрессора в качестве угрозы, вреда или вызова.
Вторичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман представляет собой рефлексивные мысли человека, связанные с размышлением о доступных способах разрешения стрессовой ситуации, которые возникают после первичной интуитивной оценочной реакции.
Стрессовой когнитивной оценкой в концепции Лазаруса и Фолкман называется восприятие человеком стрессового фактора в качестве вреда, угрозы или вызова.
Оценка угрозы является результатом восприятия человеком стрессового фактора в качестве представляющего угрозу личному благополучию.
К личностным ресурсам относятся имеющиеся у человека для совладания со стрессором возможности, в качестве которых рассматриваются относительно устойчивые личностные и социальные переменные.
Глава 6 Стрессо-ориентированные классификации защитного и совладающего поведения.
Медиатором стрессовой реакции в концепции Ричарда Лазаруса и Сюзан Фолкман является когнитивная оценка.
Оценкой в когнитивной теории совладания со стрессом Лазаруса и Фолкман называется «универсальный процесс, благодаря которому люди (и животные) постоянно оценивают значимость всего того, что оказывает влияние на их личное благополучие».
Совладание в теории Лазаруса и Фолкман является непосредственным ответом человека на стрессовый фактор, под которым понимаются когнитивные и поведенческие усилия, направленные либо на изменение стрессовых обстоятельств, либо их реинтерпретацию для того, чтобы они казались более благоприятными.
Психологический стресс в концепции Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве неблагоприятных отношений между человеком и внешней средой и является в большей степени постоянно развивающимся процессом, а не статическим состоянием.
Совладанием со стрессом в концепции Лазаруса и Фолкман называется постоянно развивающийся процесс взаимодействия человека с внешним или внутренним стрессовым фактором.
Стрессовой ситуацией в концепции Лазаруса и Фолкман называются неблагоприятные отношения между человеком и внешней средой, оцениваемые им в качестве чрезмерных или подавляющих.
Стратегиями проблемно-ориентированного совладания в классификации Лазаруса и Фолкман являются направленные на разрешение ситуации когнитивные и поведенческие усилия, преобладающие в том случае, когда оценка говорит о том, что в данной ситуации что-то возможно
предпринять.
Стратегиями эмоционально-ориентированного совладания в классификации Лазаруса и Фолкман являются дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, принятие на себя ответственности и позитивная переоценка ситуации , направленные на сохранение самоконтроля в неразрешимой стрессовой ситуации и преобладающие в случае, когда оценка говорит о том, что стрессовую ситуацию невозможно изменить.
Контролируемой стрессовой ситуацией в концепции Лазаруса и Фолкман называется ситуация, воспринимаемая человеком в качестве разрешимой.
Неконтролируемой стрессовой ситуацией в концепции Лазарус и Фолкман называется ситуация, воспринимаемая человеком в качестве неразрешимой.
Тремя функциями совладания в классификации Чарльза Карвера являются традиционные проблемно- и эмоционально-ориентированные способы взаимодействия человека со стрессовым событием, а также дисфункциональное проявление эмоций, когнитивное, поведенческое, алкогольное устранение из стрессовой ситуации и обращение к религии.
Стратегии дисфункционального характера выделены в классификации Чарльза Карвера для описания неконструктивных способов взаимодействия человека со стрессом.
Глава 7 Совладающий Интеллект в контексте дифференциальной психологии.
Предметом дифференциальной психологии является всесторонее изучение индивидуального своеобразия каждого человека, а также природных, психологических и социальных предпосылок возникновения различий и сходства между людьми.
Интегральная индивидуальность является сложной психологической категорией и определяется В. С. Мерлиным в качестве «особого, выражающего индивидуальное своеобразие, характера связи между всеми свойствами человека».
Интегральная концепция Совладающего Интеллекта является междисциплинарной моделью для изучения успешных (совладающих) и неуспешных (защитных) способов взаимодействия человека с внешним и внутренним миром <даётся новое определение понятию Успех>.
Универсальная модель Совладающего Интеллекта создана на пересечении отечественных и зарубежных психологических традиций с целью системного изучения общих закономерностей динамического взаимодействия человека с окружающим миром и с другими людьми, а также всестороннего анализа индивидуальных способов и результатов этого взаимодействия.
Под психологическим благополучием понимается субъективное ощущение удовлетворенности жизнью, рассматриваемой в модели Совладающего Интеллекта в качестве интегрального результата динамического взаимодействия человека с миром.
Удовлетворенность жизнью в концепции Совладающего Интеллекта является базовым показателем субъективной оценки человеком качества собственной жизни.
Компетентность выступает в качестве меры обученности человека, включающей его способность применить приобретенные знания и навыки в различных сферах жизни и деятельности.
Индивидуальное своеобразие человека в концепции Совладающего Интеллекта рассматривается в качестве преимущества человека, а не его недостатка.
Под созидательной ролью человека в процессе взаимодействия с миром подразумевается его способность оказывать воздействие на любые личностные, межличностные, средовые или социальные факторы, изменяя их в благоприятную сторону.
Эффективными, или совладающими, являются такие способы взаимодействия с миром и разрешения встречающихся на жизненном пути трудностей, которые, максимально отражая индивидуальное своеобразие каждого человека, способствуют раскрытию его личного потенциала и наилучшему использованию имеющихся у него природных, социальных и психологических ресурсов.
Неэффективными, или защитными, являются такие способы взаимодействия человека с миром и разрешения жизненных трудностей, которые, искажают индивидуальное своеобразие человека, препятствуют раскрытию его личного потенциала и осложняют использование имеющихся у него
природных и социальных ресурсов.
Совладающим Интеллектом называется психологическая компетентность в разрешении жизненных трудностей с целью успешного достижения значимых целей, создания благоприятных взаимоотношений с окружающими и повышения психологического благополучия.
Психологическая компетентность в концепции Совладающего Интеллекта выступает в качестве меры обученности человека эффективным способам разрешения сложных повседневных проблем, а также их адекватному применению в различных сферах жизни и деятельности.
Глава 8 Жизненная ситуация в качестве универсальной единицы анализа взаимодействия человека с миром.
Ситуация выступает в качестве универсальной единицы изучения жизненного континуума или жизненного пути человека.
В ситуативном подходе ситуация рассматривается в качестве субъективного феномена, анализируемого с точки зрения ее восприятия человеком с позиции непосредственного участника происходящих событий.
Анализ ситуации в качестве субъективного феномена осуществляется с позиции восприятия ситуации самим человеком, что существенно отличается от изучения ситуации в качестве объективного события.
Термин психологической фрагментации введен в концепции Совладающего Интеллекта для выявления специфического когнитивного процесса вычленения из опыта человека конкретных проблемных ситуаций.
Фрагментацией жизненного пути называется условная раскадровка жизненного пространства человека на отдельные сюжеты или единичные ситуации.
Под психологической фрагментацией понимается когнитивный процесс дифференциации ситуаций настоящего, прошлого и будущего, их разведения между собой, а также вычленения в каждой единичной ситуации ее ключевых моментов - причины и следствия, изначального стимула и конечного результата, начала и конца.
Сложная жизненная ситуация в концепции Совладающего Интеллекта рассматривается в качестве обусловленного внутренними и/или внешними факторами фрагмента действительности, на субъективном уровне вызывающего ощущение психологического затруднения.
Понятие сложной жизненной ситуации является обобщающим, родовым понятием по отношению к таким болеее частным, видовым понятиям, как стрессовая, экстремальная, фрустрирующая, конфликтная, чрезвычайная или травматическая ситуация.
Феноменом социальной атрибуции называется приписывание ситуативным особенностям поведения человека личностных характеристик.
Совладанием в концепции Совладающего Интеллекта называется интегральный процесс взаимодействия человека с миром, вызванный внутренними или внешними факторами и направленный на успешное разрешение обусловленной этими факторами жизненной ситуации, субъективно воспринимаемой в качестве затруднительной или сложной.
Стратегиями называются специфические способы взаимодействия человека со сложными жизненными ситуациями.
Совладающими стратегиями являются эффективные (с точки зрения результата), оптимальные (с точки зрения внутренних затрат) и конструктивные (с точки зрения целесообразности) способы взаимодействия человека со сложными жизненными ситуациями.
Защитными стратегиями называются неэффективные (с точки зрения результата), неоптимальные (с точки зрения внутренних затрат) и неконструктивные (с точки зрения целесообразности) способы взаимодействия человека со сложными жизненными ситуациями.
Под психологическим благополучием понимается субъективное ощущение удовлетворенности жизнью, которое рассматривается в качестве интегрального результата взаимодействия человека с миром.
Глава 9 Сложная функция эмоций в процессе разрешения человеком повседневных трудностей.
Эмоциями согласно П. К. Анохину являются «физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения».
Стереотипным представлением об эмоциях является линейное суждение об эмоциях и функции эмоций в жизни и деятельности человека, включающее представление об эмоциональной экспрессивности как о более примитивном, незрелом и дисфункциональном проявлении по сравнению с рациональными суждениями и поступками вне зависимости от их реального значения в конкретных ситуациях.
Под переосмыслением роли эмоций в концепции Совладающего Интеллекта понимается системный анализ эмоций в процессе взаимодействия человека с миром, учитывающий как организующее, диагностическое и терапевтическое значение эмоций, так и их дезорганизующее значение.
Субъективная функция эмоций позволяет раскрывать глубоко индивидуальные психологические потребности человека, выявлять наиболее скрытые причины испытываемых человеком затруднений и определять наиболее значимые для него цели.
Под конструктивной функцией эмоций понимается позитивное значение эмоций в жизни и деятельности человека, в достижении им поставленных целей и успешном совладании с повседневными трудностями.
Эмоции в качестве «абсолютного сигнала полезного и вредного воздействия» определяются П. К. Анохиным в качестве базового эволюционного механизма выживания, благодаря которому человек оказывается способным мгновенно отреагировать на любое внешнее воздействие или внутреннее изменение еще до того, как выяснятся их форма, характер, механизм и параметры.
Эмоциональный интеллект, согласно Майеру и Соловей, является способностью человека генерировать эмоции и адекватно их выражать, воспринимать и оценивать как собственные эмоциональные проявления, так и эмоции окружающих, а также регулировать эмоции с целью содействия эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Эмоциональная защита и эмоциональное совладание в концепции Совладающего Интеллекта являются двумя сторонами проявления эмоций в процессе взаимодействия человека с повседневными трудностями.
Эмоциональное совладание в концепции Совладающего Интеллекта базируется на функциональных и конструктивных эмоциях, способствующих эффективному разрешению человеком трудностей и успешному достижению желаемых целей.
Эмоциональная защита в концепции Совладающего Интеллекта базируется на дисфункциональных и неконструктивных эмоциях, препятствующих эффективному разрешению трудностей и затрудняющих достижение желаемых целей, а также усугубляющих испытываемое ощущение затруднения.
Эмоциональные совладающие стратегии в концепции Совладающего Интеллекта представляют собой эффективные (с точки зрения результата), оптимальные (с точки зрения внутренних затрат) и конструктивные (с точки зрения целесообразности) эмоциональные способы взаимодействия человека со сложными жизненными ситуациями.
Эмоциональные защитные стратегии в концепции Совладющего Интеллекта представляют собой неэффективные (с точки зрения результата), неоптимальные (с точки зрения внутренних затрат) и неконструктивные (с точки зрения целесообразности) эмоциональные способы взаимодействия человека со сложными жизненными ситуациями.
Учет организующей, сигнальной и диагностической роли эмоций открывает новые возможности для разработки универсальной классификации защитных и совладающих эмоциональных стратегий, адекватных диагностических инструментов для их выявления в индивидуальном поведении,
а также адекватного понимания эмоций в психологической консультации и терапевтической практике.
Глава 10 Создание универсальной классификации совладающих и защитных стратегий.
Универсальная классификация стратегий совладания и защиты создана на единых основаниях, в качестве которых рассматриваются характер организации стратегий относительно конечного результата (совладающий и защитный), их модальность (эмоциональная, когнитивная, поведенческая), направленность (на других, на предмет или дело, на себя) и степень интенсивности (активность - пассивность).
Базовым основанием универсальной классификации совладающих и защитных стратегий в модели Совладающего Интеллекта является специфика или характер организации усилий человека относительно конечного результата его взаимодействия с жизненным затруднением.
Вторичными компонентами универсальной классификации совладания и защиты являются модальность стратегий, их направленность и интенсивность.
Совладающими стратегиями в концепции Совладающего Интеллекта называются стратегии, сфокусированные на непосредственном разрешении затруднительной ситуации.
Защитными стратегиями в концепции Совладающего Интеллекта называются стратегии, отклоняющиеся от разрешения актуального затруднения.
Совладанием в концепции Совладающего Интеллекта называется интегральный психологический процесс, вызванный внутренними или внешними факторами и направленный на разрешение повседневной ситуации, субъективно воспринимаемой человеком в качестве затруднительной или сложной.
Защитой в концепции Совладающего Интеллекта называется отклонение от разрешения затруднительной ситуации за счет искажения смысла когнитивных, эмоциональных или поведенческих усилий или замещения актуальных в данной ситуации усилий неактуальными.
Стратегией в концепции Совладающего Интеллекта называется вектор когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий человека, направленных в случае совладания с разрешением жизненных ситуаций и отклоняющихся от разрешения актуального затруднения в случае защиты.
Эмоциональные совладающие стратегии включают в себя направленные на разрешение актуальной затруднительной ситуации усилия эмоционального характера.
Когнитивные совладающие стратегии включают в себя направленные на разрешение актуального затруднения усилия когнитивного характера.
Поведенческие совладающие стратегии включают направленные на разрешение актуальной затруднительной ситуации усилия регуляционно-волевого характера.
Эмоциональные защитные стратегии включают в себя отклоняющиеся от разрешения актуального затруднения усилия эмоционального характера.
Когнитивные защитные стратегии включают в себя усилия когнитивного характера, отклоняющиеся от разрешения актуального затруднения.
Поведенческие защитные стратегии включают отклоняющиеся от разрешения актуальной затруднительной ситуации усилия регуляционно-волевого характера.
Интегральным показателем эффективности или успешности динамического процесса совладания с жизненными трудностями является субъективная удовлетворенность человеком полученными результатами, жизнью, собой и взаимоотношениями с другими.
Содержательные характеристики стратегий раскрывают содержание и специфическую особенность усилий, представляющих собой сущность каждого из выделяемых с помощью универсальной классификации восемнадцати защитных и восемнадцати совладающих способов взаимодействия человека с жизненным затруднением.
Глава 11 Экспериментальное исследование Совладающего Интеллекта.
Темперамент характеризует формально-динамические или психомоторные особенности взаимодействия человека с социальной и предметной средой.
Диагностика репертуара защитных и совладающих стратегий осуществляется с помощью Методики диагностики стратегий совладания и защиты и Опросника Совладающего Интеллекта (Coping Intelligence Questionnaire, CIQ), измеряющих выраженность каждой из 18 защитных и 18 совладающих стратегий.
Диагностика субъективной оценки удовлетворенности жизнью осуществляется с помощью Шкалы субъективной оценки удовлетворенности жизнью (Subjective Life Satisfaction Scale SLS).
Индивидуальное предпочтение совладания - выраженность в индивидуальном поведении человека совладающих стратегий.
Индивидуальное предпочтение защиты - выраженность в индивидуальном поведении человека защитных стратегий.
Индекс активного совладания представляет собой количественный показатель активных совладающих стратегий трех модальностей - когнитивной, эмоциональной, поведенческой, каждая из которых в свою очередь имеет три вектора направленности - на себя, на других, на предмет (дело).
Измерение пассивного совладания осуществляется на основе количественного показателя девяти пассивных совладающих стратегий трех модальностей - когнитивной, эмоциональной, поведенческой, каждая из которых в свою очередь имеет три вектора направленности - на себя, на других, на предмет (дело).
Измерение активной защиты осуществляется на основе количественного показателя девяти активных защитных стратегий трех модальностей - когнитивной, эмоциональной, поведенческой, каждая из которых в свою очередь имеет три вектора направленности - на себя, на других, на предмет (дело).
Измерение пассивной защиты осуществляется на основе количественного показателя девяти пассивных защитных стратегий трех модальностей - когнитивной, эмоциональной, поведенческой, каждая из которых в свою очередь имеет три вектора направленности - на себя, на других, на предмет (дело).
Глава 12 Возрастные особенности и половые различия в предпочтении защиты и совладания.
Репертуаром стратегий совладания и защиты называется характерный для человека (или группы людей) набор совладающих и защитных стратегий, а также их количественное и качественное соотношение между собой.
К возрастной динамике соотношения стратегий совладания и защиты относятся изменения в предпочтении стратегий совладания и защиты в процессе взросления, а также специфические особенности предпочтения разными возрастными группами людей способов взаимодействия с затруднительными ситуациями в повседневной жизни.
Индивидуальным репертуаром стратегий называется свойственный человеку на данный момент набор защитных и совладающих стратегий, используемых им в затруднительных ситуациях.
Половыми различиями в структуре совладания и защиты называются отличительные особенности предпочтения мужчинами и женщинами способов взаимодействия с затруднительными ситуациями в повседневной жизни.
Глава 13 Изучение влияния совладающих и защитных стратегий на академическую успешность и неуспешность.
Совладающий Интеллект в академической сфере, под которым понимается компетентность в разрешении жизненных проблем, не будучи связанным ни с одной специфической академической дисциплиной, играет ведущую роль в процессе обучения, способствуя лучшей успеваемости в предметной сфере, развитию личного потенциала и успешному проявлению личности в различных сферах жизни и деятельности.
Совладающий Интеллект как медиатор в достижении успеха в академической, социальной и личной сферах выступает в роли опосредующего психологического фактора между возможностями человека в достижении желаемого и достигнутыми результатами.
Психологической компетентностью в концепции Совладающего Интеллекта называется общая способность человека к обучению эффективным способам разрешения трудностей как в академической, так и в социальной и личной сферах.
Умственной, или когнитивной, мотивацией называется стремление или побуждение к умственному напряжению, рассматриваемое в качестве центрального компонента общих когнитивных процессов.
Готовность встретиться лицом к лицу с академическими трудностями является ведущей стратегией эффективного совладания с актуальными и будущими проблемами, которая может выступать в качестве индикатора способности к успешному продвижению к поставленным перед собой целям.
Способность не пасовать при столкновении с трудностями является характеристикой эффективной совладающей стратегии, выступающей в качестве индикатора мотивационной устойчивости, дающей о себе знать в настойчивом достижении желаемых целей вопреки возникшим барьерам и трудностям.
Настойчивость в совладании с академическими трудностями выступает в качестве индикатора способности к саморегуляции и является ключевым фактором достижения академической успешности.
Локус контроля связан с тенденцией человека полагаться на себя и собственные усилия (внутренний локус контроля) или же на других людей и внешние обстоятельства (внешний локус контроля), что оказывает существенное влияние на стремление человека к достижению успеха в различных сферах жизни и деятельности, включая академическую сферу.
Интернальный (внутренний) локус контроля предполагает веру человека себя, в достижение успеха благодаря собственным усилиям.
Экстернальный (внешний) локус контроля предполагает веру человека в благоприятное и неблагоприятное стечение обстоятельств, судьбу, злую долю и склонность полагаться в достижении желаемого на других людей.
ЧАСТЬ IV ТРЕНИНГ «СОВЛАДАЮЩИИ ИНТЕЛЛЕКТ»: ОСВОЕНИЕ УСПЕШНЫХ СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ С ЖИЗНЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ.
Далее идут ещё несколько глав с собственными базовыми понятиями, которые можно посмотреть в книге, а тут приводить не буду.
Глава 14 Изучение совладания и психологической защиты в медицинской и реабилитационной практике.
Глава 15 Совладающий Интеллект в клинической, консультативной и терапевтической практике.
Глава 16 Психологический тренинг развития Совладающего Интеллекта.
Глава 17 Совладающий Интеллект в психологическом консультировании.
Глава 18 Тренинг «Совладающий Интеллект™» (Сильная натура доказывает, что Фортуна над ней не властна. /Николо Макиавелли).