Взрослый обучает ребёнка всегда. Даже когда не собирается этого делать, а просто говорит. Даже когда молчит.
Ребёнок напрямую считывает алгоритмы поведения взрослого.
Системой обучения являются не один Ученик, и не пара (Учитель-Ученик), а Среда(Учитель-Ученик).
Есть знания утилитарные, прикладные, и есть знания системообразуюшие.
Передать утилитарные знания просто. Но без передачи системообразующих знаний прекратит своё существование сама система передачи знаний.
И новые носители утилитарных знаний их уже никуда передать не смогут.
Простая истина, но обнаруживающаяся не сразу:
(Цитата и комментарии отсюда
https://lex-kravetski.livejournal.com/678116.html):
Например, я прикинул, сколько времени надо, чтобы объяснить первокласснику весь смысл производных и интегралов. Внезапно, на это уйдёт не больше дня - если абстрагироваться от того, что ему надо будет как-то всё это время удерживать внимание, преодолевать страх, что «это - для умных взрослых, а я не пойму», и т.п.
- Не представляю первоклассника с таким страхом, а вот предвзятость взрослого о том же да - будет мешать взрослому объяснять.
- Вообще, очень многим детям такое начинают говорить с раннего детства, а дети, как правило, верят взрослым.
- Не верю что все так просто. Думаю что дело в Вас.
Вернее в том, что Вы (Мы) учились много, в том числе и абстрактным не нужным вещам.
То-есть тут нельзя рассматривать ребенка отдельно, а системой передачи знаний является пара Учитель-Ученик.
Хорошо, Вы запросто обучите чему надо кого угодно, быстро.
Но будет ли потом способен, обученный таким способом, на тоже самое по отношению к последующему поколению?