Иерархии абстракций.

Jul 26, 2020 13:29


Богиня Венера мычит, а Бог на небе молчит, не слышит ее мычанья, и всюду стоит молчанье.
Фомин (просыпаясь) Это коровник какой-то, я лучше уйду.
Спустите мне, спустите сходни, пойду искать пути Господни.
/ Александр Иванович Введенский
Применение термина « абстрактность информационных объектов» к изучению песен МакSим позволило предположить наличие дерева уровней абстрактности информационных объектов.
К этому же предположению привело исследование образа христианского крестика, поднятого к более высокому уровню абстрактности.
Возникает вопрос о возможности существования независимых деревьев абстрактности и вопрос об абсолютно абстрактном «корне» дерева.
Пытаясь углядеть уровни абстракций в различных текстах, обнаружил текст очень высокого уровня абстрактности: «Евангелие от Фомы» из древнехристианских апокрифов.
Можно сказать, что нотки из этого текста присутствуют и в стихах Введенского и в песнях МакSим и в текстах Егора Летова (всегда считал что его стихи самоабстрактны - а нет).

Возникают вопросы:
1. Возможно ли альтернативное дерево абстрактности?
2. Может ли текст содержать и образы из обнаруженного дерева абстрактности и образы из альтернативного не обнаруженного?
3. Является ли дерево абстракций сетевой конструкцией с перекрестными зависимостями?

Для начала можно попробовать найти стройную и красивую теорию восходящей абстрактности информационных объектов.

Лестница Иакова.

Есть подозрение что «Лестница Иакова» именно это и есть.

Образа корабля и лестницы очень интересно перекликнулись у М. А. Кузмина, к творчеству которого привело исследование поэмы А. И. Введенского «Кругом возможно Бог» (цитата из которого в эпиграфе).

(Вестник литературоведения и языкознания 2014-2015 ВЫПУСК 32 Козюра Е. О. Об одной барочной параллели к драматической поэме А. И. Введенского «Кругом возможно Бог»
http://www.science.vsu.ru/resources/phylolog_zap/fz32_1.pdf
Стр 94.)

«Для Августа» (1927):
Земля и воздух - все другое.
Кругом народ, все видим мы,
И все-таки нас только двое,
И мы другие, как и все.
Какой чудесный день сегодня.
Как пьяно вывески твердят,
Что велика любовь Господня!
Поют опущенные сходни,
Танцуют краны, паруса

«Отдых» (1912-1913):
О, радость! в третий раз сегодня
Мне жизнь надежна и светла.
С ладьи небес спустились сходни,
И нежная рука Господня
Меня от бездны отвела .

«Радостный путник» (1907):
Мудро нас ведет рукою,
Кто послал на этот путь.
Что я скрою? что открою?
О вчерашнем дне забудь.
Будет завтра, есть сегодня,
Будет лето, есть весна.
С корабля опустят сходни,
И сойдет Любовь ясна

Срединное зеркало.

Еще одной теорией, содержащей нечто похожее на абстрактные информационные объекты, есть теория срединного и темного зеркал.
Саму теорию не помню. Как и не помню, откуда ее взял - в интернете находится все не то.
Суть теории в разрезе информационных объектов такова.
Есть абстрактные объекты. И есть эти же объекты, но выраженные в менее абстрактных образах, чем исходники.
Механизмом деабстрактизации является срединное зеркало - отражаясь через него объекты теряют от исходной меры абстрактности.
Но есть и черное зеркало. Оно то ли порождает абстракции, не содержащие никаких более абстрактных уровней. То ли отражает абстракции с искажением. В результате этого отражением черного зеркала являются фантомы.
И мы живем в мире отражений и фантомов. Образы и фантомы могут, в свою очередь, опять отражаться в срединном зеркале.
В идеале не должно быть ни срединного, ни черного зеркал. Наверное, теория содержала и метод их устранения.
Интересным моментом этой теории является то, что есть фантомные абстракции и есть отражения этих фантомов, имеющие меньшую меру абстрактности.

И опять за образом зеркала обратимся к тому же автору, от которого цитаты про корабль.
Михаил Кузмин - "Сети".
http://az.lib.ru/k/kuzmin_m_a/kuzmin1_1.shtml

61-67. ВОЖАТЫЙ
Victori Duci {*}
{* Виктору Вожатому (лат.). - Ред.}

...
4
Взойдя на ближнюю ступень,
Мне зеркало вручил Вожатый;
Там отражался он как тень,
И ясно золотели латы;
А из стекла того струился день.

Я дар его держал в руке,
Идя по темным коридорам.
К широкой выведен реке,
Пытливым вопрошал я взором,
В каком нам переехать челноке.

Сжав крепко руку мне, повел
Потоком быстрым и бурливым
Далеко от шумящих сел
К холмам спокойным и счастливым,
Где куст блаженных роз, алея, цвел.

Но ярости пугаясь вод,
Я не дерзал смотреть обратно;
Казалось, смерть в пучине ждет,
Казалось, гибель - неотвратна.
А все темнел вечерний небосвод.

Вожатый мне: "О друг, смотри -
Мы обрели страну другую.
Возврата нет. Я до зари
С тобою здесь переночую".
(О сердце мудрое, гори, гори!)

"Стекло хранит мои черты;
Оно не бьется, не тускнеет.
В него смотря, обрящешь ты
То, что спасти тебя сумеет
От диких волн и мертвой темноты".

И пред сиянием лица
Я пал, как набожный скиталец.
Минуты длились без конца.
С тех пор я перстень взял на палец,
А у него не видел я кольца.

5

Пусть сотней грех вонзался жал,
Пусть - недостоин,
Но светлый воин меня лобзал -
И я спокоен.

Напрасно бес твердит: "Приди:
Ведь риза - драна!"
Но как охрана горит в груди
Блаженства рана.

Лобзаний тех ничем не смыть,
Навеки в жилах;
Уж я не в силах как мертвый быть
В пустых могилах.

Воскресший дух неумертвим,
Соблазн напрасен.
Мой вождь прекрасен, как серафим,
И путь мой - ясен.

6

Одна нога - на облаке, другая на другом,
И радуга очерчена пылающим мечом.

Лицо его как молния, из уст его - огонь.
Внизу, к копью привязанный, храпит и бьется конь.

Одной волной взметнулася морская глубина,
Все небо загорелося, как Божья купина.

"Но кто ты, воин яростный? тебя ли вижу я?
Где взор твой, кроткий, сладостный, как тихая струя?

Смотри, ты дал мне зеркало, тебе я обручен,
Теперь же морем огненным с тобою разлучен".

Так я к нему, а он ко мне: "Смотри, смотри в стекле
В один сосуд грядущее и прошлое стекло".

А в зеркале по-прежнему знакомое лицо.
И с пальца не скатилося обетное кольцо.

И поднял я бестрепетно на небо ясный взор -
Не страшен, не слепителен был пламенный простор.

И лик уж не пугающий мне виделся в огне,
И клятвам верность прежняя вернулася ко мне.

7

С тех пор всегда я не один,
Мои шаги всегда двойные,
И знаки милости простые
Дает мне Вождь и Господин.
С тех пор всегда я не один.

Пускай не вижу блеска лат,
Всегда твой образ зреть не смею -
Я в зеркале его имею,
Он так же светел и крылат.
Пускай не вижу блеска лат.

Ты сам вручил мне этот дар,
И твой двойник не самозванен,
И жребий наш для нас не странен -
О ту броню скользнет удар.
Ты сам вручил мне этот дар.

Когда иду по строкам книг,
Когда тебе слагаю пенье,
Я знаю ясно, вне сомненья,
Что за спиною ты приник,
Когда иду по строкам книг.

На всякий день, на всякий час -
Тебя и дар твой сохраняю,
Двойной любовью я сгораю,
Но свет один из ваших глаз
На всякий день, на всякий час.

Январь 1908

Перехват дерева абстрактности.

Итак, поиск принес к творчеству М. А. Кузмина и надо подробнее изучить все это с целью поиска абстрактных понятий.
Допустим текст http://az.lib.ru/k/kuzmin_m_a/kuzmin1_1.shtml являет собой альтернативную вертикаль абстрактности.
Возможно ли теперь обнаружить "эти нотки" во всех произведениях Введенского, МакSим и Егора Летова?

Абстрактность

Previous post Next post
Up