Еврипид. "Вакханки" - в пер. Анненского

Oct 30, 2011 00:22

В "Вакханках" мы видим культ Диониса, одновременно синтезом архаичного и более позднего культов. Дионис - внук основателя Фив Кадма, возвращается в свою родную землю после долгого скитания в Азии. Но в Фивах никто не признает его божественность, как нового бога и сына Зевса, а его мать обвиняют в порочности и лжи - за это Вакх лишает их рассудка и превращает в своих жриц - менад, которые уходят из своих домов в леса, бросая детей и хозяйство. Внук Кадма и царь Фив Пенфей насмехается над своим дедом и старцем Тиресием, которые собрались учавствовать в праздненствах Диониса, отрицает существование Бога-сводного брата, приказывает схватить и привести странника из Лидии, который руководит вакханалиями-оргиями покинувших город женщин. Дионис сам дает себя схватить и приходит к Пенфею. Легко ускользает от него, смутив его разум и заставив привязать быка вместо себя. Дионис пытается образумить Пенфея, заставить уважать нового бога - сына божьего, но безуспешно. Тогда, используя гнев Пенфея к Вакханкам, Бромий советует ему нарядится женщиной, чтобы проникнуть к менадам, идет на Киферон вместе с ним и там позволяет Агаве - своей кровной тетке и матери Панфея - голыми руками разорвать его на части. Агава в экстазе принимает сына за дикого льва, возвращается к Фивы, держа окровавленную голову перед собой и похваляясь своей догбычей перед жителями. Ошеломленнный отец проясняет ее разум и она в дикой истерике осознает, что была жестоко наказана Дионисом за свое неверие. Позже Дионис предстает перед нимимв своем божественном обличии - обрекает их род (отчасти и свой же род) на проклятие - Кадм вынужден уйти один, чтобы не навести беду на основанный им самим город, а Агава вместе с сестрами, также учавствовавшими в вакханалии, уходит на склоны Киферона, чтобы вымолить прощение за убийство сына и хулу на Селену - несправедливо поруганную мать Дифирамба.
Дионис считается младшим богом в греческом Пантоеоне, между тем его культ в Греции был очень распространен, как и за ее приделами. Дионис - страдающий бог, недоношенный матерью, сам обрекающий свой род на страдание, являющийся сыном бога и смертной и непризнанный в своем отечестве. Само явление вакханалий, придавание обряду оргий мистической сакральности, внутреннему самовысвобождению человеческой животной сущности сльно тяготеет как к работам Ф.Ницше (образ сверхчеловека - и в физическом, и в духовном аспекте), так и к работам З.Фрейда (Обнаружение сексуальных комплексов и реализация желаний) Двойственная идея безумства как божественного провидения, откровения и как проклятия за содеянные преступления более подходит для философии.Есть точка зрения, что христианство многое переняло из мифов фиванского цикла о Дионисе.
(читал "Вакханок" в пер. Анненского, слушал лекцию 29.10)

Еврипид, ДЗ

Previous post Next post
Up