Золушка - теперь целиком.

Jan 31, 2006 02:38

Сегодня понедельник, а значит - законный выходной у театральных работников. Да не у всех - Янин настоял на проведении репетиции Золушки в понедельник. Как профорг, я не могу быть рад этому событию, но зато мне представилась возможность посетить готовящуюся премьеру спокойненько и без ущерба для дел.

Все, что я знал об этом балете, это его краткий сценарий, да пара просочившихся слухов. Плюс, как писалось ранее, я уже видел пролог и имел кое-какое свое впечатление. Поэтому настроился на весьма положительный лад заранее. Увиденное на сцене, хотя и не разочаровало, но заставило отзываться о балете чуть более сдержано. Правда, до премьеры еще три дня, да и другие обстоятельства были, мешавшие зайтись в щенячьем восторге от постановки. Нет желания облекать мои впечатления в художественную форму, поэтому, пройдусь лишь по основным топикам. Итак:

1. РАЗМЕЩЕНИЕ В ЗАЛЕ
Изначально, задумывалось пройти в партер, откуда и наблюдать за перепитиями. Но обстоятельства обернулись против меня и моей компании. На сегодняшний вечер, обозначенный в расписании, как оркестровая репетиция (а не генеральная, даже не прогон!) людям, в большей массе совершенно незнакомым, раздали билеты в партер. Количеством в четыреста. Пришлось лезть на балкон, где всемером мы успешно разместились - я и три мамы с детьми.

2. В ОРКЕСТРОВОЙ ЯМЕ
Удивило отсутствие за дирижерским пультом Ведерникова. Говорят, Главный приболел немного. Ну что же, скорейшего ему выздоровления, а пока на его престоле воцарился маэстро Дронов. Мы чуть в обморок не попадали от смеси смеха и ужаса, когда во время вступления ко второму акту на весь задник начали проэцировать его тревожную физиономию! То ли эта замена оказалась неожиданной и для оркестра, и для маэстро, то ли мотивацию Игорь Артурович не вызвал в сердцах и умах музыкантов, то ли (что скорее всего) они банально устали, но, при общем весьма продвинутом качественном уровне готовности, сегодняшнее исполнение время от времени "украшалось" ансамблевыми и интонационными "блошками". Думаю, это вопрос концентрации, и на премьере все будет замечательно.

3. СОЛИСТЫ
Таковыми сегодня были Яценко (Золушка), Гуданов (ПрЫнц), Меланьин (Сказочник), Волочкова1 (Мачеха). В роли дочек (если это кому-то интересно) были Лола Кочеткова и Таня Лазарева. Учитель танцев - Янин, а остальные партии не столь сольные, чтоб их тут описывать. Честно говоря, я бы оставил только Янина. Нет, я далек от неприязни к Андрею Меланьину, напротив, очень ценю его! Без него Театр обеднел бы в разы. В образ попал замечательно, но присутствие оного побудило меня к написанию следущего пункта, которого могло бы и не быть.
Готовлюсь быть пронзенным вашими стрелами, пропитанными духом справедливости и желания защитить своих любимцев, но... Оба - и Гуданов, и Яценко - не мои солисты! Их мне наиболее затруднительно воспринимать на сцене. Настя демострирует свою чувственность несколько холодно, как "балерина, исполняющая партию Золушки", а не "просто Золушка", а Гуданову не хватает, извините, мужественности. А еще глаза обоих лишены блеска, такого, как у Захаровой и Филина (чьим персональным поклоником я не являюсь, но Сергей - прирожденный принц). Кроме этого, у Насти было еще пока многовато брака в исполнении. Ох, ладно, к браку придираться пока еще некорректно, Настина премьера не завтра!

4. СОБСТВЕННО СОДЕРЖАНИЕ
Балет вместе с двумя антрактами занял чуть менее 1/8 части моего выходного (2ч50м). В этот время Юрий Посохов уместил немало - и развернутые сольные сцены, и массовые, и несколько характерных сцен. Великое множество юморных находок настраивает на благодушное настроение. Очень хорошо прописана Золушкина партия - образ целостный, движения ни где не противоречат ни сценирию, ни музыке. Принц, по всей видимости тоже, однако повторюсь, Гуданов мне не раскрыл всей сущности принца. Думаю, этой партии еще суждено предстать передо мной в более броском варианте. Другие важные персонажи сюжетной линии, Мачеха и Дочки - чистой воды характерные дела. Они не выделилсь ни в лучшую, ни в худшую сторону от общего уровня. Как ни странно, несмотря на частое их присутствие на сцене, их роль не так хорошо ложится в память, как роль "вспомогательных персонажей", принесенных видоизмененным сюжетом - воронов, друзей принца, всяких там растений и животных, а так же Сказочника и Учителя танцев. Вороны - удачная находка, лошадки сипатичные в третьем действии, но, с точки зрения сценической драматургии, лучшим изобретением режиссера (Юрий Борисов) и либреттиста (Николай Волков) стал образ Сказочника, который под разными личинами появляется на протяжении всего спектакля и с последними звуками исчезает в кратере своей планеты...
За что однозначно хвалю этот балет, так это за его многчисленные микроэпизоды-хохмы! Где-то "хохмит" сама хореография, где-то вспомогательные предметы, где-то срабатывает эффект неожиданности. Но кривляния "Дочек" и манерность "Учителя Танцев" очень хороши и к месту, обыгрывание элементов декораций (как, например, перила лестницы во втором действии) и сцена подготовки дочек к балу - зал в восторге, а когда к Принцу мерить туфельку приносят возмущенного Учителя танцев, так просто истерика! А Метла!? Метла-Лопаревич!? Сдохнуть со смеху можно! :))) Это все очень мило и здорово, когда весело. Но настало время поговорить о грустном.
Как и у любого явление в природе, у этого балета есть существенные отрицательные моменты. Общее их описание - наличие сцен с весьма низким коэффициентом "содержательность/протяженность", т.н. "водичка". В основном массовые сцены, но к "водичке", увы, принадлежит и дуэт главных героев в третьем действии. Скучновато. Сцена, где Прокофьевым задумывалось появление фей разных времен года, тоже странноватая - в ней участвуют подсолнухи, кузнечики, снигири, хотя и подобие фей наблюдается. Из этой сцены я запомнил со знаком "плюс" Катю Крысанову, которую, по стечению обстоятельств, раньше видел лишь из ямы. Умничка! Бал - на мой взгляд, самый неудачная сцена балета. Ну да, танцую себе. Шевелятся. А танец-то, строго говоря, так себе по содержанию. Эмоционального прилива не вызвала даже встреча Золушки с Принцем. А должна! Впрочем, допускаю мысль, что балетных тоже загоняли до полусмерти - мотивация не та (или солисты?). Пришлось постанвщикам прибегнуть и к звуковым эффектам, к счастью, лишь раз. Но когда не хватает выразительности лишь одной хореографии, то это, согласитесь, уже не в плюс любому балету.
А итог увиденного такой, что по танцам этот балет надо урезать - так все растянуто, но музыка... Музыка так хороша, так неприкосновенна, что - "Я тебе урежу!" :) Несоответствие количества музыкального и сценического содержания подобно несоответствию размеров туфельки-пуанта Золушки с ногами учителя танцев. Пришлось, с целью заполнения пустот, слишком много внимания отдать декорациям и артефактам, к примеру, циферблатам, выезжающим на сцену. На одних "На часах уже двенадцать без пяти", на других, почему-то, 20 минут одиннадцатого. Справедливости ради, замечу, что декорации, костюмы и прочие сценические артефакты в подавляющем большинстве очень удачны. Художнику - законное "БРАВО"! :) Чего только стоит "Панель Выбора Бальных Платьев" Мачехи и Дочек, и Золушкина Тыква-газенваген2! %)))

5. О СХОДСТВАХ
В специальную мини-главу вынес еще один момент, который был справедливо замечен и поддержан всей нашей компанией - наличие сходства с другими балетами. И если летающий Велосипедист-почтальон напомнил нам о Светлом Ручье, а Меланьину дал титул главного велосипедиста Большого Театра, то подавляющее большинство других ассоциаций связано с Анютой. Некоторые эпизоды бала, безусловно, ну а уж задумчивый Меланьин в длинном шарфе - так это просто один в один совпадение с Петром Леонтьичем! Впрочем, усиленный поиск этих совпадний да станет предметом Вашего пристального внимания, дорогие мои балетоманы!

P.S. Что же я такое смотрел сегодня? Комедию или сказку? Детскую или взрослую?
Мысль такая, что к выпуску готовится в целом все же очень симпатичная работа. Ну что делать, если все самое удачное в Театре за последние годы в той или иной степени ассоциируется со словом "капустник"? Ведь сказка про Золушку имеет право на веселую трактовку! А то, что она взрослых на некоторое время превращает в детей, меня укрепляет в мысли, что те, кто работал над постановкой, шли все-таки верным путем! Спасибо им.

___________________________________________
1 - Предвижу оживление умов тех, кто не знает, что в Театре есть Евгения Волочкова, а не Анастасия. :)))
2 - На самом деле, я чуть сгустил краски, дым снаружи тыквы, а не внутри! ;)

оркестр, ГАБТ, дирижеры, балет

Previous post Next post
Up