Пиковая Дама inside

Oct 09, 2007 22:41

Итак, вчера мы покончили (временно) с "Пиковой Дамой". Впечатления еще не замылились, но эмоции улеглись - настала пора подводить итоги.

Повсюду, куда ни глянь, есть как плюсы, так и минусы, но общий градус впечатления от работы на "Пиковой" безусловно ближе к положительному, нежели наоборот. Плюсы и минусы есть даже персонально в моем присутствии на ВСЕХ без исключения репетициях постановки - с одной стороны, ничто не ушло от моего музыкального внимания, с другой стороны я не имею ни малейшего представления о том, что творится на сцене.

Итак, отсутствие визуальных впечатлений не позволяет мгне судить о работе одной из двух главных фигур постановки - Валерии Фокине. Судить можно лишь по его манере держаться на репетициях, но я не буду - фактов все равно недостает.

Те же из моих родственников и знакомых, которые посетили "Пиковую Даму", как зрители, являют собой столь несозвучный друг другу контрапункт мнений, что выводов методом "Рабинович напел" сделать не удается. Кто-то, конечно, ругался на чем свет стоит, разнеся в пух и прах всю концепцию, а вместе с ней и голоса солистов, и танцы, и сценографию. Кто-то напротив (может, очаровавшись фигурой режиссера-постановщика?) не мог сдержать восторга по поводу увиденного, считая фокинский "театр теней" прорывом. Кто-то, как к примеру, мои родители, постарались объективно и дилектично взглянуть на решение этой "Пиковой" и вынесли мнение, что хоть не особо тронуло, не что-то сверхгениальное, но с другой стороны видна работа режиссера, чувствуется выверенность и верность концепции, спектакль получился вполне целостным. Особенно радует всех, и меня лично, что эта постановка не встала в один ряд с провальными по моему мнению "Русланом и Людмилой", "Ромео и Джульетой" и "Волшебной Флейтой", что момента надругательства над автором, к счастью, нет.

Ну, довольно писать о том, чего не видел. Напишу теперь о том, о чем вправе высказать свое мнение. Итак, господа, я безмерно счастлив по поводу одного факта - если в общей массе нет однозначного мнения о сценографии, а вокальную составляющую чаще всего называли серой и безликой, то единогласно ВСЕ, с кем я говорил по поводу "Пиковой", хвалят оркестр, считают его главным героем постановки и называют его работу безупречной! Очень приятно слышать! Соглашусь с мнением - работа была проведена оркестром отличная. При этом никак не могу сказать, что это - исключительно заслуга Плетнева. Во-первых, у нас классный коллектив, который почему-то принято ругать и говорить, что всё "фальшиво, зато не вместе". Но хоть кто-нибудь может сказать, когда последний раз слышал симфонический концерт или театральную премьеру, чтоб исполнение было некачественным?! "Всё наговоры злые, всё недруги! И за что не любят?" :) Во-вторых, Плетнев - далеко не безупречный оперный дирижер и многое приходилось делать не "благодаря", а "вопреки".

Вообще, фигура Плетнёва - самое неоднозначное, что было на этой постановке.

С одной стороны, он становился очень открытым, когда непосредственно дирижировал - он был "общителен" с нами в такие моменты. С другой стороны, он замыкался в себе, становился неприступным и холодным в жизни. Я не представляю себе, что это за человек в повседневной жизни со своими близкими. Но если его поведение - не маска "сумрачного гения", как называет его dirijer, а он таков всегда, то им приходится нелегко. Впрочем, это не мое дело - каков маэстро (причем, любой) вне оркестра и сцены.

С одной стороны, Плетнев, как говорят, успел влюбиться в наш коллектив (а может быть иначе ;) ?). С другой стороны, очень неоднозначное интервью в "Известиях", которое, если будет время, я еще по косточкам разложу! Ох, разложу!

С одной стороны, Плетнев буквально поразил меня некоторыми музыкальными находками, при всей их новизне обоснованных. Понравились и его руки, ибо жест был всегда понятен, особых разночтений не вызывал. С другой стороны, как ни жаль, но певцам Плетнев оказался не помощник. Крайне трудно играть с ним речетативы - далеко не всегда ему удавалось понять, как именно споет солист, поэтому к спектаклям (и чем дальше, тем тенденция усиливалась) приходилось играть не по руке, а по солисту и по концертмейстеру. Не зря слушавший премьеру управляющий оркестром А.А.Шанин в восторженных тонах говорил именно о гибкости оркестра, о его способности подстроиться под ситуацию.

Ни в коем случае не хочу "обвинять" Плетнева в этих наших обычных, в общем-то, рабочих моментах. Ибо солисты давали прикурить ему - будь здоров! Чего творил Бадри на первой премьере - не поддается описанию. Обуздать его было невозможно и на репетициях, ему просто было не до пожеланий Плетнева. Какие там пожелания, если даже текст не был выучен (не спроста же в суфлерской будке появился... Ведерников!) и за ошибкой следовала ошибка! То, что он пел первую премьеру, был риск, и в итоге, пара "заплывов" с его участием состоялась. Хотя Бадри, как никто, может считаться одним из наших лучших певцов - очень люблю его и в Тоске, и в Аиде. Но его "Герман" был сырой. Увы. Вот и вышло так, что оркестр спасал ситуацию, как мог в этих речетативах. Полагаю, мало кому из дирижеров придется по душе последняя фраза, но... увы, nobody's perfect, иногда вынуждены им подставлять дружеское плечо помощи. :) Михайло Васильич в подобной помощи нуждался нередко. Был очевиден дискомфорт и неуверенность, причиняемые ему сложностями с аккомпанементом певцам. Маэстро даже перестал просить нас играть строго вместе с рукой (я об этом в прошлом посте про "Пиковую" писал). А как играть вместе с рукой, если в таком случае звук от сцены долетит с заметным опозданием?! Неслучайно же в Большом выкристаллизовалась такая манера игры, и об этом специально просит, к примеру, Ведерников.

Зато какие блестящие музыкальные всплески и кульминации делал Плетнев! Как он "доставал" из нас все любовные темы! Как преображался он сам и как менялись мы в тот момент! Было явное чувство какого-то воспарения над реальностью! А потом начиналась "Пастораль" и он становился юморным, игривым, транслируя волю Петра Ильича дословно. Правда, по разговорам с коллегами, понял, что не всем нравится такое количество rubato и темповых вольностей. Трудно обсуждать такие вещи - все-таки это вопрос индивидуального вкуса каждого музыканта. Мне же в большинстве случаев плетневские идеи показались удачными. Хотя начало "Игорного дома" я бы хотел играть быстрей! :) Ладно, "мой номер восьмой". :) Ну а как же приятно, когда на репетициях с нас спрашивалось, нам предлагалось, с нами велось общение - и все это как с музыкантами, как СО ВЗРОСЛЫМИ МУЗЫКАНТАМИ, а не как со студентами! Ощущение, которое, признаться, оркестр начал уже подзабывать...

То ли высокая мотивация, то ли особенности личности маэстро, то ли еще что, но удивительным образом после и репетиций, и спектаклей было ощущение чудовищной вымотанности. Гораздо больше, чем обычно. И при этом, к следующему вечеру, когда нужно было снова играть этот же спектакль, совершенно не накапливалось утомление от этой музыки. Впрочем, секрет прост - "Пиковая Дама" не "Корсар", мягко говоря. :)

Жаль, что её партитуры и либретто коснулись ножницы и клей. Опера безусловно проиграла без "сарабанды", "песенки Томскаго" и с новым текстом (про целесообразность замены текста даже и говорить-то неприлично!). Если к замене старой, обожаемой мною постановки, новой фокинской можно (тяжело вздохнув) отнестись с пониманием, мотивируя это слоганами "нужно двигаться вперед", "нельзя превращаться в театр-музей" (с чем я несогласен), "необходимо дать высказаться современным режиссерам", то кромсание святой партитуры вызывает лишь грусть. В сущности, если оставаться бескомпромиссным, то и замена шедевральных постановок новыми суть практика порочная. Современным режиссерам да современные бы оперы! Или хотя бы не шедшие до того в Большом или крайне редко идущие в России. Но о наличии КЛАССНЫХ современных опер мы знаем мало, по крайней мере я никак не чувствую, что в театре могут появиться таковые. В итоге, Большой уже лишился легендарных Пиковой, Хованщины, Ромео и Джульетты, похоже что и Онегина с Борисом тоже. Спасибо, что "Царская" цела, да "Спартак" с "Легендой о любви" и "Раймондой" идут в классическом виде.

Зато, что осталось в классическом виде - так это Елена Васильевна Образцова в партии графини! :) Понятия не имею, что там она делает на сцене, но всяком случае всё та же жуть пробирает! :) Увы, но она - единственное по настоящему яркое событие по ту сторону рампы. Жалко только, что перестала петь (как иногда бывало раньше) "А я-то слышу шум! Ты бабушку ТРРРРЭВОЖИШЬ!" :)

Итог всего написанного - я очень рад, что участвовал в этой постановке. Многие вещи для себя открыл, о кое-чём обновил свое мнение, многое вызвало приступы тотального счастья. :)

Ну вот, "здесь песенке конец". :)))

работа, музыка, оркестр, опера, театр, дирижеры

Previous post Next post
Up