Возвращаясь к спектаклю "Машенька" в ТАДТ

Apr 14, 2019 12:11

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ,
или Почти публицистическая пьеса
(О спектакле «Машенька» после второго просмотра)



ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ,
или Почти публицистическая пьеса
(О спектакле «Машенька» после второго просмотра)
Об этом спектакле я уже писал. Если кому интересно, можно посмотреть здесь:
https://vk.com/drugteatra?w=wall-172903894_606
И тогда еще хотел посмотреть его еще раз после того, как уляжется первое впечатление. Но, удивительно, после «Машеньки» дважды побывал на «Конях привередливых», посмотрел «33 счастья», «Смешанные чувства», еще что-то, а эта постановка все еще помнится.
И вот почему: это один из немногих спектаклей в репертуаре театра, обращенных к современности почти публицистически. Достаточно вспомнить основной конфликт сценической версии Родиона Овчинникова, услышать монологи главного героя академика Окаёмова, чтобы оценить это.
И что важно, второй раз смотреть это представление даже интереснее: открываются детали, не до конца понятые и оцененные при первом знакомстве.
В частности, вдруг особенно выпукло проявилась сюжетная линия Окаёмов - Леонид Борисович, в той части, где они спорят о судьбе академика Тарле. Помните? Леонид возмущен статьей в «Правде», Окаёмов успокаивает его, что это был просто «показательный урок», а в ответ на замечания собеседника произносит монолог, смысл которого в том, что настоящий честный ученый должен служить своей родине независимо от того, нравится ему власть или нет, потому что родина - выше. «Я служу земле, своей земле. Я не думаю, устраивает ли она меня. Я думаю, устраиваю ли её я". И даже произносит слово «патриотизм», ставшее сегодня в устах представителей «продвинутой либеральной интеллигенции» чуть ли не неприличным.
И горячий, вспыльчивый Леонид Борисович (лауреат Сталинской премии!) не находит, что возразить.
(Вот вам и актуальность, современность пьесы, достигнутая не за счет переодевания актеров в сегодняшние костюмы, как любят иные режиссеры, а при помощи современной проблематики произведения).
Это одна из кульминаций спектакля. Есть и другие «точки наивысшего напряжения», в частности, конфликт Машеньки с одноклассником, ее первая влюбленность, объяснение матери с Окаемовым… Можно продолжить, но и этого достаточно, чтобы держать зрителей в напряжении.
Интересно, как изменится впечатление от этой постановки, когда увижу ее в третий раз?
Нет сомнений, что вновь попаду под обаяние игры Бориса Заволокина и Ирины Федотовой, темперамента Юрия Богородицкого, замечательной пластики Ольги Бауриной и, конечно, Ларисы Киени, так ярко сыгравшей 15-летнюю девочку, о которой почему-то говорится, что ей 17, а потом и 18 лет…
Анатолий Филиппов

Родион Овчинников, "Машенька", Тульский театр

Previous post Next post
Up