Feb 03, 2019 20:39
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ТЕАТРАЛЬНОЙ КАССЫ
(не по Гоголю)
после спектакля «Белая акация»
Зачем люди ходят в театр? Зачем мы (я, вы, они) выключаем телевизор (200 каналов, на которых есть все, что душе угодно!), отрываемся от смартфона и компьютера (1000 информационно-развлекательных страниц!), ставим на полку любимую книгу (если есть в доме полки и книги!) и отправляемся в единственный в городе драмтеатр, минуя по пути несколько первоклассных кинотеатров? Что театр может предложить нам, ради чего мы жертвуем любым другим досугом? Развлечения? Этого добра и без спектаклей хватает… Адреналин? В спорте его намного больше («Зачем нужен спорт, если нельзя сделать ставку?») Эмоции? Что?
А ведь есть в театре нечто, заставляющее нас ходить на одни и те же спектакли, радоваться и огорчаться творческим удачам и провалам артистов, ждать новых постановок и возрождения старых? Что же это? Где ключ к пониманию этого странного явления, именуемого театром?
Прежде всего - наше, зрителей, присутствие при акте творчества. Ведь спектакль каждый раз заново рождается на наших глазах! Завтра это будет уже другой спектакль с тем же названием, а этот мы унесем с собой или забудем… «В одну и ту же воду нельзя войти дважды». Так и здесь.
Ухожу из театра после музыкальной комедии «Белая акация». Что уношу? Прежде всего, яркую, точную игру большинства актеров из ансамбля. Именно ансамбль был сегодня на сцене, со своими лидерами (Ян Воробьев - Яков Федорович Наконечников, Инна Тарада - веселая девушка Лариса, Мария Соловьева - Катя, Виктор Ананьин - гарпунер-наставник Чумаков, Наталья Савченко - Ольга Ивановна, Алексей Емельянов - театральный парикмахер…) и «аккомпаниаторами», чья игра показалась мне не столь выразительной. Что делать! Кто-нибудь другой рассудит иначе, тем более, что пьеса открывает широкий простор для актерского творчества, тут, мне кажется, всякий волен находить собственные выразительные средства и приемы, чтобы раскрыть характер персонажа. Тем более что характеры эти заданы раз и навсегда авторами пьесы и, по законам жанра, просто не могут развиваться…
Уношу с собой и воспоминание об ушедшей эпохе, где все было, как теперь кажется, просто и ясно, где пели веселые песни, беззаботно гуляли, беззаветно трудились, любили… и даже ловкачество (Яшка Буксир) было каким-то веселым и почти безвредным… Не так все это было, конечно, но ведь и так тоже! И авторы вместе с композитором создавали свою комедию по тем же законам, что и знаменитые их предшественники ХIХ века! Только вместо графов, баронов, князей и горничных на сцену выведены моряки, капитаны, их родственники и друзья. А в остальном - все по законам жанра.
И возникает вопрос: справился театр с этими законами? Думаю, да! На сцене воссоздана веселая легкая атмосфера, действие развивается бурно, интрига, какая ни есть, присутствует и добро в итоге побеждает. Но и только!
Именно в силу «законов жанра» в ходе этого спектакля просто не могло возникнуть то самое напряжение, та связь между актерами и зрителями, в результате которой и проскакивает искра между сценой и залом. И зрители становятся участниками театрального действия, даже если они этого не хотели. Кажется, это называется катарсисом (иначе - очищение души)?
Вот ради этого «очищения души» и выключаем мы двести развлекательных каналов, тысячу страниц интернета, закрываем книгу, минуем кинотеатры… Потому что катарсис - он только здесь, в театре! И пережив его однажды, мы уже никуда не уйдем от театра, вновь и вновь будем приходить сюда в надежде еще раз пережить это чудо. Мы будем боготворить актеров и режиссера, узнаем имена художника, музыкального редактора, других служителей искусства - только дайте нам вновь пережить это удивительное состояние, после которого мы долго еще будем, что называется, «жить спектаклем».
Так дайте же нам серьезную драму! Завоюйте сердца зрителей…
Анатолий Филиппов
Ян Воробьев,
Наталья Савченко,
Алексей Емельянов,
"Белая акация",
Инна Тарада,
Виктор Ананьин,
Тульский драмтеатр