Еще одна сказка Терри Джонса, на это раз про
Дьявол Доктора Боноколуса.
(Имя доктора состоит из двух латинских слов: превосходный и "прялка", в смысле, изящная, женская работа. Понятия не имею, имел это в виду автор или нет)
Доктор Боноколус был очень умным. Он жил давным-давно в одной далекой стране. Он очень гордился своими знаниями и обожал принимать участие в публичных дебатах, где неизменно демонстрировал свое интеллектуальное превосходство.
Как бы то ни было, однажды он решил продать душу дьяволу. В одной книге ему попались нужные старинные заклинания, и однажды поздней ночью он зажег в кабинете свечу, нарисовал на полу определенные линии и принялся вызвать Дьявола. Вспышка, клубы дыма, запах серы, на мгновение, ему показалось, что он слышит рев адского пламени. Не успел он испугаться, как перед ним появился невысокий джентльмен в сером, с заткнутым за ухо писчим пером.
- Это не дьявол! - вскричал доктор Боноколус.
- Что ж…нет, - ответил новоприбывший, - мессир сейчас ужасно занят. Я официально уполномочен представлять Его интересы, и если Вы готовы представить мне все необходимые детали вашего дела, мы можем немедленно приступить.
С этими словами джентльмен в сером открыл принесенную с собой большую книгу в кожаном переплете.
- Минуточку, - сказал доктор, - я предпочел бы иметь дело лично с дьяволом. Я не собираюсь продавать свою душу его ничтожному подручному.
- Мессир выражает сожаление. Глубочайшее, - возразил джентльмен, - но видите ли в чем дело. Если Вы не хотите иметь дело со мной (что вполне объяснимо), мы будем вынуждены отменить сделку, так как попросту завалены предложениями. На данный момент конъюнктуру рынка диктует покупатель.
В конце концов, доктор согласился продать свою душу уполномоченному дьявола на самых выгодных условиях. Ему было обещаны тридцать лет неисчислимого богатства, славы и волшебного дара. По истечении срока, доктор Боноколус будет обязан играть с дьяволом в нарды. Вечно.
Доктор сделал на руке надрез и был уже готов подписать контракт собственной кровью, как его гость, украдкой оглядевшись по сторонам, вдруг сказал:
- По совести говоря, в силу своего положения, я не должен этого говорить.…Вы уверены в своем решении?
- Абсолютно, - сказал доктор, - надеюсь, Вы не забыли, что я самый умный человек на свете? Я уже продумал, как именно распоряжусь своими тридцатью годами, и после этого дьявол может мучить меня, сколько ему пожелается. В математическом исчислении, сумма всей ожидаемой боли не сможет превысить массу наслаждения, которой я планирую предаться в предоставленные мне тридцать лет.
- Может статься, расплатой окажется не «пытка».
- Тем лучше, - ответил доктор.
- Возможно, это будет нечто худшее.
- Невозможно, - отрезал доктор Боноколус, - я подумал обо всех немыслимых мучениях, которым Ваш хозяин, способен меня предать, и не нашел ничего, к чему я не был бы готов.
Уполномоченный снова огляделся и сказал еще более тихим голосом:
- Нам известно, что Вы - самый умный человек в мире, я имею в виду на сегодняшний момент, но я обещаю - что бы Вы себе не вообразили, реальность превысит любые представления.
- Я попросту не нахожу это возможным, - сказал доктор, окунул перо в кровь, выступившую из надреза на руке, и не колеблясь расписался в книге, и на двух экземплярах контракта. Уполномоченному ничего не оставалось, как откланяться.
В течение тридцати лет доктор Боноколус не только укрепил свой статус умнейшего, но и заслуженно считался наибогатейшим, наиболее уважаемым и почитаемым человеком во всем мире. Естественно, он ни словом не обмолвился о сделке с Дьяволом, и посему считалось, что он заслужил славу своими непревзойденными качествами: блестящим интеллектом, остротой ума и глубиной мыслей. Он изучил все языки мира, не было отрасли знаний или области искусства, в которой он не стал бы экспертом.
Тем не менее, тридцать лет пролетели как один день, и настал срок предстать перед своим хозяином в аду. Нельзя сказать, что доктор не подготовился к встрече. Он изучил каждый существующий портрет Дьявола, представил себе все возможные картины уродства, ужаса и порока, с тем, чтобы облик Дьявола не смог бы его ошеломить.
И когда орда отвратительных мелких существ волокла его в преисподнюю, вцепившись в его волосы и одежду, он, как ни странно, находился в приподнятом расположении духа, уверенный в собственной готовности справиться с любым, приготовленным ему испытанием. Говоря по правде, он был даже горд собой. В течение тридцати лет он был хозяином мира, а теперь ему предстояло находиться в подчинении у самого Дьявола. Доктор тешил себя мыслью, что существо более значительное, чем он сам, сможет по достоинству оценить его ум и превосходный интеллект, и может быть, кто знает, даже найти его талантам достойное применение?
Наконец, доктор попал в зал для приема в аду. Пустующий трон оказался окружен толпой существ настолько ужасного вида, что ему стало немного не по себе. Чешуйчатый монстр с отвратительным тошнотворным запахом вытянул цепкую руку по направлению к доктору и заковылял к трону. Доктора неожиданно обуял ужас перед чем-то непредставимым.
- Доктор Боноколус, приготовься предстать перед самим Дьяволом, - прохрипел потусторонний голос.
Доктор ощутил слабость в коленках, его окатило приступом тревоги, ясно вспомнились слова уполномоченного, сказанные невероятно давно, тридцать лет назад: « что бы Вы себе не вообразили, реальность превысит… »
Ниоткуда возникла вспышка, трон заволокло клубами дыма. Доктор Боноколус собрался с духом. Вот он - тот момент! Он лицом к лицу с Дяволом во плоти, со своим будущим и вечным Господином… Доктор похолодел от неизъяснимого ужаса, у него бессильно отвисла челюсть. Его пронзило запоздалое понимание. Уполномоченный был абсолютно прав. Само собой…. Вещью, большей, чем любая самая страшная пытка, оказалось не вопиющее безобразие Дьявола, даже не холодная, беспощадная жестокость его черт, а несомненная, откровенная, безраздельная тупость, ясно проглядывающая в глазах.
- Разумеется! - возопил доктор Боноколус в отчаянии, - это же настолько очевидно!
Но было поздно.
Умник, считающий себя самым умным человеком во Вселенной, продал душу идиоту.
***
Судя по всему, я - человек не особенно высокого интеллекта (иначе я сразу бы ухватила смысл).
Поначалу наказание показалось мне не особенно впечатляющим. Ну, будешь ты играть в нарды с тупицей. Ну, скучно. Конечно, предаваться скуке Вечность - не пожелаешь никому, но что в этом такого уж особенно страшного?
Пока до меня не дошло, что для доктора особый смак представлял не сам по себе ум, а его - "плоды". Возможность этим самым умом блеснуть. Так, чтобы у остальных поотваливались челюсти и завистливо загорелись глаза.
И боже ж мой, какая это мука - метать искрометные "бисера" ума и находчивости перед непроходимым идиотом, неспособным их прочувствовать и оценить.
Ужас-ужас:-))))
Мораль басни такова: умнику цена - аудитория:-))
И вообще, зачем человеку превосходные качества, если их некому оценить:-))
Щедрому не по себе без нуждающихся?
Пробивному нечем похвалиться перед пофигистами?