Токайдо: на пути к прекрасному
Этот материал участвует в конкурсе блога "
Настолкомании" и магазина
Banz Games.
Любите ли вы путешествовать? Большинство ответит на этот вопрос согласием. Что может быть лучше, чем странствие по живописным местам, встречи и общение с новыми, интересными людьми, посещение достопримечательностей и покупка сувениров? Жители Японии, обладающие утонченным чувством прекрасного, в давние времена отправлялись из одного города в другой, пользуясь проторенными пешеходными трактами, и за время перехода успевали насладиться новыми впечатлениями. Поэты слагали хокку, художники рисовали потрясающие гравюры, слабые здоровьем японцы купались в целебных источниках...
Такое путешествие предстоит совершить и нам в настольной игре Токайдо, названной в честь одного из таких пешеходных путей. Размеренная, мягкая и, несомненно, прекрасная игра пропитана японским духом и настраивает на спокойный лад.
Дорога Токайдо и пожертвования в храме
Реализация и арт
Квадратная коробка стандартных размеров привлекает внимание иллюстрацией, выполненной в довольно-таки оригинальной манере. Надо отметить, что весь арт игры нарисован в едином "японском" стиле пстельных тонови смотрится великолепно даже на мой вкус, хотя я обычно предпочитаю яркие красочные изображения.
Внутри мы найдем игровое поле, на котором изображена та самая дорога Токайдо между городами Эдо и Киото, разнообразные карточки впечатлений, предметов и достижений, картонные монеты с отверстием в середине (очень, очень атмосферно!), фишки и маркеры игроков (которые, кстати, тоже выполнены в характерных для этой игры неярких цветах - забудьте про обычные темно-синий и красный оттенки!), плотные картонные карточки персонажей и правила.
Увы, в мире нет совершенства, и даже страна восходящего солнца в чем-то может разочаровать. В русском издании игровое поле просто ужасное: оно не ровное, а выпуклое (причем очень значительно!), и после партии иногда не хочет сгибаться в нужную сторону. Ума не приложу, зачем и почему это было сделано - говорят, некоторым такая особенность издания нравится, но мне о имоим знакомым кажется довольно неприятным недостатком.
Картонные монетки приятно держать в руках и пересыпать с места на место. Лично мне они понравились больше всех остальных компонентов, возникло стойкое желание заменить этими монетами деньги в других настолках.
Персонажи
Карточки персонажей тоже сделаны довольно оригинально: в них прорезано круглое отверстие, в которое вставляется картонный маркер цвета игрока. Способности у всех разные, относительно баланса ничего утверждать не могу, так как нет достаточно большого количества сыгранных партий со всеми героями. Но выглядят персонажи очень мило. *кавай*
Одним словом, если бы не подкачало злосчастное поле, можно было бы говорить о "японском качестве" этой игры. А так - только 9/10 за арт и реализацию.
Правила
Ни малейших нареканий к правилам у меня нет. Они написаны и оформлены в нужном стиле (даже шрифт подобран идеально), к переводу претензий тоже вроде бы нет, никаких неясностей не возникало. Кроме того, в правилах четко и понятно расписаны игровые ситуации, действие любых карточек и способности персонажей.
Лакомства в гостинице
Игровой Процесс
Итак, как же мы будем путешествовать по живописному японскому острову? Фишки всех игроков выстраиваются на стартовой локации (можно, кстати, двигаться как из Киото в Эдо, так и в противоположном напарвлении). Затем все по очереди совершают перемещение, выбирая, куда пойти:
- посетить храм - пожертвовать 1-3 монеты и получить столько же впечатлений (победных очков, далее - ПО); в конце партии будут начислены дополнительные ПО в зависимости от общего числа пожертвованных монет;
- подработать на ферме - взять 3 монеты;
- купить сувениры в деревенском магазине; при этом сувениры делятся на 4 вида, и выгодно собирать "сеты" - наборы из 4 предметов РАЗНЫХ типов, тогда каждая следующая покупка будет приносить на 2 ПО больше (1-3-5-7, итого - 16 ПО за полный сет);
- искупаться в целебном горячем источнике;
- остановиться, чтобы полюбоваться видами (рисовые поля, горы и море) - а может, и нарисовать собственную гравюру; каждый тип пейзажа состоит из нескольких карт (3, 4 и 5 соответственно), приносящих ПО; нельзя собирать два пейзажа одного вида (действительно, зачем вам 2 абсолютно одинаковых гравюры?);
- встретиться с другим путником - взять карту из соответствующей колоды и выполнить указанные действия; здесь может оказаться и начисление ПО, и получение денег, и созерцание пейзажей...
Живописные пейзажи
Наконец, есть еще и гостиницы - точки пути, в которых обязательно останавливаются все путники, ожидая отстающих. Здесь первый из них берет карточки различных японских вкусностей, платит указанную цену и получает новые впечатления (целых 6 ПО за 1 трапезу! покушать путешественники явно любят), после чего передает оставшиеся вкусности тому, кто приходит в гостиницу вторым, и так далее. Кому-то, увы, может не хватить денег, а последним и вовсе могут достаться те блюда, которые они уже пробовали в прошлых гостиницах - ни один уважающий себя японец не станет есть то, что недавно ему уже подавали на стол. Удивительно, но спорить с автором игры мы не станем.
Особенность игры заключается в том, что перемещение всегда начинает отстающий, то есть тот, кто находится дальше всех от конца пути. Таким образом, бывают ситуации, когда игрок ходит два или более раз подряд. И в одном месте могут находиться одновременно 1 или максимум 2 путушественника (исключение - гостиницы). Поэтому почти каждый раз, когда до вас дошла очередь, приходится выбирать: направиться в ближайшую свободную точку на карте (чтобы до вас раньше дошел следующий ход и чтобы посетить больше мест) или туда, где вы получите больше впечатлений. Или, может, туда, куда жизненно необходимо попасть вашему товарищу, чтобы помешать ему насладиться долгожданным видом и оставить без заветных ПО? Важно еще не забыть, что свойства персонажей привязаны к конкретным типам локаций: кому-то выгоднее скупать товары в магазинах, а кому-то - принимать горячие ванны...
Сувениры
Общие впечатления
Несмотря на некоторую конкуренцию за определенные виды впечатлений и возможность причинить легкое неудобство соседу, "Токайдо" - это практически не конфликтная игра. Спокойная, неторопливая, размеренная, очень атмосферная и великолепно оформленная. Хотите почувствовать себя древним японцем, странствующим среди живописных ландшафтов и вкушающим суси и мисосиро? Поверьте, стоит разложить "Токайдо", и эти впечатления вам гарантированы.
Игра идеально подходит в качестве семейной настолки для 3-5 человек (если, конечно, ваша семья не состоит из убежденных америтрэшеров), способствует почти медитативному расслаблению и радует дух и сердце любому любителю сакуры и коллекционеру нэцке.
При игре вдвоем вводится нейтральный третий путник, которым ходит тот, кто стоит ВПЕРЕДИ - ближе к конечной цели маршрута. Таким образом, баланс и некоторая "интрига" соблюдаются. Впрочем, если вы играете со своей девушкой, которая склонна обижаться в настольных играх (ох, в этом случае я вам не завидую...), можно обойтись и без нейтрала, хотя станет поскучнее.
Но... Все эти чудесные строки вовсе не означают, что я рекомендую "Токайдо" каждому читателю. Лично про себя могу скзаать следующее: при всех достоинствах игры я себе такую покупать не стал бы. Почему? Она слишком уж спокойная для любителя активного взаимодействия и конкуренции между игроками. Если вам по нраву военные стратегии или любые другие настолки с высоким уровнем противостояния, размеренное путешествие по Японии будет скучноватым несмотря на все ее пагоды и нэко.
Путники на Токайдо
Оценки
Реализация и арт: 9/10 (подкачало игровое поле, все остальное идеально)
Правила: 10/10
Игровой Процесс: 8/10 (не для любителей активных игр с ярко выраженной конкуренцией и противостоянием)
Общие впечатления: 9/10 (почти идеальная семейная настолка и игра для спокойной тихой компании)