Спартак: идущие на смерть приветствуют тебя!

Feb 25, 2014 15:07

2013 год ознаменовался появлением под логотипом "Звезды" качественного русского издания настольной игры "Спартак. Кровь и песок" по мотивам известного телесериала. Сам сериал я не смотрел, а вот игра заняла достойное место на полках нашего клуба и стала одной из самых любимых для многих настольщиков.

Постараемся вместе разобраться, что из себя представляет "Спартак", чем он привлекает фанатов и какие недостатки кроются в игре.

Реализация и арт

В стандартной большой коробке из хорошего плотного картона лежат правила, складное поле, оформленное в виде арены для боев, и планшеты игроков, а под ними расположен удобный органайзер, в котором размещены карты, жетоны, фигурки гладиаторов.



Удобный органайзер

Плотно уложенные поверх органайзера планшеты предотвращают "перескакивание" жетонов с места на место. Сами жетоны (монетки, символы игровых домов, маркеры для гладиаторов, жетон распорядителя игр) выполнены из плотного картона и после первых десятков партий внешне не истрепались (хотя, может быть, это у нас такие аккуратные игроки? ;)
То же самое относится и к планшетам, выполненным стильно и функционально, разве что можно было бы сделать их поменьше.


Планшет игрока

Игровое поле в целом смотрится довольно неплохо:
- круглая арена, расчерченная на гексы, по которым будут бегать гладиаторы;
- большое пятно крови в самом центре, где сходятся в смертельном поединке сражающиеся;
- зрители по периметру и два "выхода", откуда появляются бойцы;
- по углам - зоны для ставок; любой спорт, а тем более кровавый, порождает азарт и тотализатор.

Хотя поле мне понравилось, я все же хочу отметить один его недостаток: размер. Нет функциональной необходимости в таком большом поле. Бог с ней, с ареной, но сектора для ставок и соответственно, общий периметр следовало сделать куда меньше.

Следующий компонент - фигурки гладиаторов. 4 разных пластиковых "солдатика", которые будут выставляться игроками на арену. Тут, пожалуй, подкачала детализация: уж кто-кто, а Звезда могла бы сделать их более красивыми. Хотя и в нынешнем исполнении они смотрятся довольно прилично. А если еще и раскрасить, игра станет в разы приятнее - жаль, что у нас никто не соберется это сделать...

Кубиков довольно много. Яркие, удобные, приятные на ощупь, они огорчают разве что своей не уникальностью: обычные d6, безо всяких изысков и стилистики игры.

Ну и, наконец, карты. В коробке их две колоды: Рынок (гладиаторы, рабы, вооружение) и Интриги. На всех картах гладиаторов и рабов вместо иллюстраций размещены кадры из сериала, изображающие каких-то его персонажей. В общем-то, получается атмосферно, дешево и сердито. В левой части таких карт расположены характеристики: показатели атаки, защиты и скорости, которые во время боя будут реализовываться соответствующим количеством кубиков красного, черного и синего цветов. Внизу на картах могут быть описаны особые способности персонажей, которые применяются в той или иной фазе игры.

Оружие применяется любым вашим бойцом во время поединка и иногда позволяет переломить его ход.

Интриги бывают трех типов:
- синие карты (заговоры) разыгрываются, чтобы прокачивать себя/других игроков или мешать оппонентам;
- красные (реакции) используются, когда произошло определенное событие: например, против вас сыграли заговор; они позволяют или нейтрализовать неприятный эффект, или подсластить пилюлю (например, если ваш гладиатор оказался никчемным, вы все равно сможете получить победное очко власти с помощью подходящей карты);
- стража дает 50%-ый шанс (по удачному броску кубика) "раскрыть заговор" - но в любом случае после применения она пойдет в сброс.


Карты Интриг

Карты - компонент, который мне больше всего не понравился (или, вернее, меньше всего понравился) в "Спартаке". Они постоянно в игре, колода Интриг вообще довольно часто прокручивается, но при этом недостаточно плотные. По качеству значительно лучше "Манчкина", но протекторы весьма и весьма желательны. Да и шрифт на картах больно уж простецкий, можно было бы хотя бы название (не несущее смысловой нагрузки, чисто декоративное) как-то стилизовать.

Подведу итоги под долгим разбором компонентов: все выполнено на хорошем уровне (не FFG, но для России - более чем достойно), "Звезда" постаралась. Но можно было бы сделать еще лучше - нет предела совершенству! ;)

Правила

Правила вызвали двоякое впечатление. С одной стороны, они замечательно структурированы, что позволяет легко и быстро вникнуть в игровой процесс (чему способствуют и памятки игроков, расписывающие фазы хода). С другой стороны, слишком уж много грамматических, пунктуационных, лексических ошибок. Редактор над правилами работал, похоже, спустя рукава - если вообще работал.

Еще один минус, который для кого-то может оказаться плюсом - обилие кадров из сериала, оформленных в качестве иллюстраций. Вот вам дом Глабр, вот вам Дом такой, вот вам дом этакий. Все это рассчитано на фанатов, а для простого любителя античности, Рима, гладиаторов фотографии актеров на каждой странице излишни. Да, одежда архитектура, оружие того времени на страницах правил уместны, но... к чему все эти знатные лица, повторяющиеся чуть ли не на всех страницах?

Игровой Процесс

Не буду подробно вдаваться в ход игры, рассмотрю только основные моменты с точки зрения увлекательности и баланса игрового процесса.
Итак, игра состоит из нескольких фаз.
1) Сначала мы получаем по монете за каждого раба и теряем - за каждого гладиатора.
2) Затем игроки добирают карты из колоды Интриг и по очереди их разыгрывают.
3) Фаза Рынка:
- пытаемся "впарить" другим игрокам то, что нам не нужно, а если не получится, то продаем лишних рабов и гладиаторов в банк;
- выкладываем взакрытую несколько карт из колоды Рынка; по очереди вскрываем одну из них и производим аукционные торги: каждый игрок зажимает в кулаке несколько монет, затем все одновременно вскрываются, и поставивший больше остальных сбрасывает деньги и забирает вожделенную карту; остальные полностью сохраняют свою ставку;
- в последней части этой фазы аналогично производятся торги на звание Распорядителя игр - это гарантированное победное очко, право первого хода до следующей фазы Рынка и возможность выбирать, чьи бойцы сойдутся на арене.


Пора сходить на рынок и прикупить оружие...

4) Собственно, бой на арене. Владелец победившего гладиатора получает победное очко и все, кто сделал правильные ставки, зарабатывают деньги.

Основная "соль" игры по мнению многих поклонников "Спартака" - фаза интриг. Именно здесь предполагается активное взаимодействие между игроками:

- для того, чтобы разыграть заговор, нужно обладать определенным значением по победному треку власти; но если у вас не хватает собственной власти. можно скооперироваться с другим игроком;
- при этом можно обманывать будущего союзника, чтобы заручиться его помощью; ничто не запрещает вам, например, разыграть с поддержкой соседа заговор против него самого; или можно пообещать что-нибудь, а потом не сдержать слово, но тогда больше вам уже не будут верить ни в этой, ни в других играх. =)

Опять же, подразумевается, что можно шантажировать оппонентов, вымогая деньги или помощь:

- Или плати мне 4 золотых динария, или я скину у тебя 2 очка влияния!

Но угрозы, увы, не очень хорошо работают (во всяком случае, против большинства хороших игроков). Почему?

1) Часто выгоднее продать карту заговора и получить за это монеты, чем напакостить соседу.

2) Если и пакостить, то лидеру или тому, кто может вскоре стать лидером. Тратить карту на кого-то более слабого не так уж интересно. А если стоит выбор: заработать пару монет или остановить победителя - очевидно, что в большинстве случае все равно нужно останавливать, даже если он и согласится заплатить.

3) Карты реакций могут полностью аннулировать действие вашего заговора. При этом, возможно, оппонент даже вообще ничего не потеряет (кроме самой карты реакции).

4) Стража портит вообще все. Даже если защитных реакций у вашей цели не будет, он может рискнуть скинуть стражу, и тут в силу вступит "этот чертов рандом". Очень обидно, когда хорошие заговоры обламываются из-за того, что кому-то всегда везет с кубиками.

Исключение: двум домам часто выгоднее копить стражу, чем тратить ее на попытку защититься. Но все зависит от того, насколько серьезна угроза.

Еще один недостаток - малая вариативность заговоров. По сути все они сводится к изменению влияния (увеличить свое, уменьшить у противников - нехитрая тактика) и получению золота. Нужно было сделать больше разнообразия (вроде "Отравленного вина", позволяющего на этот ход вывести гладиатора из игры и дающего шанс - пусть и небольшой - что он впоследствии умрет).

В общем, фаза интриг более интересна для неискушенных игроков, а опытные настольщики, привыкшие к агрессивным стратегическим играм с активной дипломатией ("Старкрафт", "Игра Престолов", "Цивилизация"), скорее найдут ее сырой и примитивной. Особенно хороша интригами "Игра Престолов", в которой прекрасно воплощен дух мира Джорджа Мартина: там дипломатия, обман и интриги - основная часть игрового процесса.

В фазе рынка, само собой, больше всех выигрывает тот, у кого толще кошелек. Поэтому деньги чрезвычайно важны.

Хотите побеждать на арене? Будьте добры приобрести самого крутого гладиатора, а желательно еще и экипировать дополнительным оружием.

Нужно больше золота? Раскошельтесь на рабов, чтобы они приносили вам доход.

Ну, и, наконец, самое главное: хотите получить халявное победное очко? Выбирать, кто выставляет гладиаторов на бой, при этом выбивая шантажом деньги с тех, кто хочет драться и с тех, кто не хочет? решать судьбы проигравших гладиаторов? Жетон Распорядителя Игр очень хорош, и обладание таким полезным титулом, можно весьма неплохо развиться и приблизиться к победе.

Последняя и самая увлекательная часть игры (здесь не все со мной согласятся, но "на вкус и цвет фломастеры разные") - собственно гладиаторские бои. Победивший получает очко влияния, проигравший рискует потерять гладиатора, сделавшие верную ставку могут неплохо заработать, а те, кто ошибся, останутся без денег.


Бой на арене - зрелище не для слабонервных

Бои на арене сильно зависят от характеристик бойцов и дополнительного снаряжения, но все равно "этот чертов рандом на кубиках" чрезвычайно силен и ярко проявляет себя в этой фазе. Да, у раба нет шансов накостылять профессиональному гладиатору, но даже самый крутой боец может облажаться, а какой-нибудь слабенький воин накостылять ему, тупо "задайсить".

Очень обидно проигрывать более слабому. При этом бой на кубиках иногда даже начинает бесить.

Очень весело выигрывать у заведомо сильнейшего.


Гладиатор на арене: фигурка, карта персонажа и кубики

И очень интересно делать ставки на тотализаторе, после чего наблюдать за боем и "болеть" за своего.

Если вам не чужд азарт, настоятельно рекомендую гладиаторские бои "Спартака"! Пусть победитель игры выявляется в основном за счет скучных накручивающих очки интриг плюс использование способностей дома, главное в этой настолке - именно бои. Недаром арена занимает столь значительное пространство на столе!

Ну и, наконец, пара слов о том, как выигрывать в Спартака.

Лучший способ - быть Глабром. Этот дом, во-первых, фармит стражу, во-вторых, еще и получает за это дополнительные карты интриг. Продавая лишние интриги, он получает золото, превращающееся в сильных гладиаторов и пост Распорядителя Игр. Бинго!

Второй способ - быть Туллием. Он "заточен" под рабов, которые приносят деньги, деньги приносят новых рабов и жетон Распорядителя... Затем сбрасываем кучу рабов и - бинго!

В-третьих, нужно копить деньги. А легче всего это делать, будучи... ну, вы сами поняли.

Ну и, в четвертых, хороший интриган с удачным рандомом карт и результатов на кубиках имеет достаточно реальные шансы на победу.

Балансом в игре и не пахнет. Впрочем, удовольствие от боев на арене это совершенно не портит. =)

Оценки
Реализация и арт: 10/10 (есть огрехи, но уровень очень высокий)
Правила: 7/10 (-3 балла за многочисленные ошибки в правилах и слишком большое количество ненужных кадров из сериала)
Игровой Процесс: 8/10 (ацкий рандом - зло, а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо)
Общие впечатления: 9/10 (одна из лучших игр года, которая могла бы стать шедевром, если бы не несколько "но")

Резюме
Настоятельно рекомендую игру фанатам сериала - полагаю, они будут в восторге.
Для простых смертных это довольно добротная, красивая, азартная игра. Длительность партии - 2-3 часа, так что новичков за нее лучше не сажать, а вот уже успевших полюбить настольные игры можно постепенно переводить с "Диксита" и "Билета на поезд" на "Спартака". Главное, чтобы людей не смущала необходимость играть ПРОТИВ кого-то)
Ну и под конец хочется развенчать миф, что "Спартак слишком рандомен и прост для гиков". Да, он слишком рандомен и прост. Однако в качестве своеобразного "филлера для гиков" между партиями в "Старкрафт" вполне, вполне... ;)

PS. Крик души:
... если бы интриги были разнообразнее и противостоять им было сложнее...
... если бы бои на арене были менее затяжными и рандомными...
... если бы не было вечного разделения на две пары союзников при игре вчетвером...

я бы, пожалуй, согласился с Сергеем Зуйковым, который назвал "Спартака" лучшей русскоязычной игрой 2013 года.

интриги, спартак, Звезда, сериал, обзор, гладиаторы

Previous post Next post
Up