Фотонатюрморты с подстаканниками

Jun 26, 2024 17:22



История чаепития в России начинается с 1638 года. И эта история не обещала, что чай станет национальным русским напитком и будет иметь свои традиции, известные далеко за пределами страны. Просто однажды монгольский хан Алтын-хан прислал царю Михаилу Федоровичу необычный подарок: 4 пуда чайного листа. Царский посол удивился первым и даже немного обиделся: все-таки мы дарили соболей и золотые украшения, а тут - трава, с которой непонятно что делать. Но при дворе как-то быстро попробовали, поняли вкус и оценили. Однако, признаем, что и сегодня мех и благородные металлы имеют бОльшую цену, чем чай. Но без этих атрибутов роскоши прожить можно, а вот без чая нет.




Впрочем, прошло много времени, прежде чем колониальный товар, а именно чай, стал доступным напитком для всех. Его пьют в любое время года и дня, потому что без него как-то скучно и, простите, даже голодно. "Чай не пьёшь, где силы берёшь?", - говорят на Востоке. И, наверное, они правы. Как без чая вести разговор, хвалить пироги хозяйки, греться, освежаться, разговаривать по душам, строить глазки соседке напротив, да и просто, как говорят в России, "гонять чаи" от нечего делать.



Говорят, что на Востоке чайная церемония - это глубокая философия, имеющая древние корни. Но разве не имеет своей философии традиция пить чай в России?

Изображение настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта. В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай. А сколько романов началось "за чаем", сколько решилось проблем!

Коротким нашим летом, когда обеденный стол стоит на веранде или в саду, наступает особое время. В нем мы всегда чувствуем ушедшее в историю и оставшееся в литературе и на полотнах художников очарование русских усадеб. На столе даже может стоять самовар, свечи в старых подсвечниках, на огонек будут заходить гости. Ведутся разговоры, пробуется варенье "нового урожая", чай заваривается с мятой, листьями вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно горяч, как это любят в России. Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее. И вдруг появляется стакан в подстаканнике. Его обычно ставят мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. В общем-то, нет, сегодня и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебряном антикварном подстаканнике.



Сегодня подстаканник - вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах?

Но именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории. В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история, города, личности. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе - простом народе. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.



Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем.

Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты - даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки - например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма - польские мастера представили парные подстаканники "На двоих", что очень романтично.

Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры - Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.



После революции 1917 года подстаканник так и не признали классовым элементом, ведь пили из него и рабочие и крестьяне - не роскоши ради, а защищая руки от горячего стакана. Этот предмет быта остался.

А потом наступил НЭП. И люди вновь вспомнили о подстаканнике, он стал символом уюта. Полюбили подстаканник и чиновники. На столе, покрытом зеленым сукном, освещенный мягким светом лампы на столе управленца стоял подстаканник и обнимал прозрачное тело стеклянного стакана, иногда граненого - произведения художницы Веры Мухиной.



Наверное, первые производители подстаканников не догадывались, каким разнообразным будет его дизайн. Интересно, что в случае с подстаканником двигателем креатива стала идеология. Да и как было удержаться художнику от изображения на подстаканнике рабочих и крестьян, которые сражаются за революционные идеалы? А потом на подстаканнике появились мирные картины: первый трактор, выставка сельского хозяйства, дирижабль, серп и молот, колосья, труженики. Впрочем, был и танк - как символ военной мощи страны. И портреты вождей - Ленина и Сталина.

После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям - например, Суворову и Пушкину.

Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод "Северная чернь" делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказок А.С.Пушкина. Некоторые заводы - например, "Ленэмальер" - выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.



Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В хрущевское время подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.



Каждый человека в нашей бескрайней стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. У него, как это кажется всем и всегда, особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара - по 2 кусочка, а также подстаканника. Без него нельзя представить себе чаепитие в поезде. Вот проводница спрашивает: "Чай пить будете?" Все оживляются, шуршат своими пакетами с провиантом и радостно соглашаются. И она несет чай, держа в одной руке 2-3 стакана. Чудо как хорошо на душе от этого размеренного позвякивания металлических подстаканников и ложечек в стаканах!

Интересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. Так в 1924 году подстаканники для железной дороги выпускались в артели "Освобожденный труд металла". Но не только название артели было "говорящим". Подстаканники тоже назывались красиво и оптимистично - "Свободная дорога"!




А не организовать ли нам чайку? Да не в дежурной кружке китайского производства, а по всем правилам: в хрустальном стакане с серебряной ложечкой и ее старым другом - подстаканником, многие годы остающимися непреходящей ценностью нашего дома.














Фотонатюрморты с подстаканниками

Россия, искусство фотографии, чай, декоративно-прикладное искусство

Previous post Next post
Up