Русские народные промыслы - Золотое шитьё

Apr 28, 2022 15:08



В глубочайшую древность ведет нас драгоценная нить традиций церковного шитья. Искусство церковного лицевого шитья было воспринято от Византии православными балканскими государствами - Сербией, Болгарией, Молдавией и имело в них блестящее развитие. Уже в древности пришло это искусство и на русскую землю. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся шитые произведения еще домонгольского времени, так и постоянное упоминание прилежания к рукоделию и вышивке в числе женских добродетелей в сказаниях о святых женах Древней Руси.

Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.





Золотым шитьем украшали праздничные одежды, обувь, конский и ратный убор, ткани в интерьерах культовых и светских зданий. С X века, после официального принятия христианства, на Руси распространяется и сюжетное, так называемое лицевое шитье. Русские князья строят храмы, украшают их на свои средства росписями, иконами, книгами, необходимой церковной утварью, в том числе тканями и вышивками.




Мастерицы XVI века в своем стремлении достигнуть особой пышности и богатства в большом количестве употребляют золотые нити, жемчуг и различные драгоценные камни.



Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий - свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).



«Годуновская» и «строгановская» школы, определившие основные направления живописи конца XVI и начала XVII века, четко намечаются и в искусстве шитья этого времени. Основные черты произведений «годуновской школы» - роскошь, подчеркнутое богатство шитья, широкое использование жемчуга и драгоценных камней, витиеватая сложность узоров. Для шитья «строгановской школы» жемчужное низанье не характерно. Мастерицы «строгановской школы» предпочитают простой шов и тональное сочетание цветных шелков, с которыми сливается и золото.



В роскошных вышивках XVII века, сплошь покрывающих иногда целые одежды, обильно украшенных жемчугом, выполненных с высоким мастерством, доходящим до виртуозности, есть большая, своеобразная красота.



Красная индития. Фрагменты * 2006 г.





В боярских домах и при монастырях также существовали женские рукодельные мастерские, где выполнялись всевозможные отделки одежд, шитье золотной нитью, серебром и шелками, блестками и запонами, низанье жемчугом и камнями, плетенье золотного и серебряного кружева.



С древности церковная вышивка, младшая сестра иконописи, удел инокинь, в своих творческих методах следовала путем иконописцев, повторяя их сюжеты и композиции, нитью и иглой закрепляя данные святым отцам Откровения, утверждая их прозрения как традицию. Подобно иконе, предметы лицевого шитья - покровы, пелены, хоругви, покровцы, плащаницы - являются неотъемлемой частью православного богослужения. Ныне этот вид искусства возрождается из полного забвения.



















Русские народные промыслы - Золотое шитьё

image Click to view



Прялица
Ансамбль "Берёзка - 1960

Россия, танец, песня, русские народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, история

Previous post Next post
Up