Дымковская игрушка Натальи Аникиной

Jul 14, 2018 16:47



Военный духовой оркестр - дымковская игрушка
Автор - Наталия Аникина

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV-XVI веках.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.





































Наталия Николаевна Аникина
Живёт и работает в городе Энгельс Саратовской области

Как и многое на свете все началось случайно. В 1990 году муж привез из Москвы глиняную игрушку, изготовленную его братом в стиле "дымково" и взятую у брата же подготовленную глину. Хотел вылепить что-нибудь сам, но быстро охладел к этому занятию (тем более, что был занят другими делами - писал диссертацию). У Наталии же, напротив было много свободного времени (в те тяжелые времена она осталась без работы) и желания заниматься лепкой - с детства она любила рисовать, позднее работала художником оформителем.

Все пришлось начинать с нуля. С дымковской игрушкой Наталия была знакома понаслышке, художественного образования не имела. И это наверно хорошо, потому, что незашореное примерами и правилами сознание позволило ей создавать оригинальные, ни на что не похожие произведения. Тесное знакомство с работами дымковских мастеров состоялось уже после того, как Наталия стала самостоятельным художником и создала десятки собственных работ. Увидев по телевизору фильм о Дымково, она стала собирать книги, альбомы, вырезки из газет и журналов и другие материалы по этому вопросу. Большое впечатление произвела на нее статуэтка знаменитого "мейссенского" фарфора, увиденная у знакомых. Воспоминание всплыло в памяти через много лет, когда она стала заниматься глиняной скульптурой, и это также отразилось на ее творчестве.

Технику работы пришлось осваивать практически вслепую. Глина - сложный материал. Использовать можно далеко не всякую и только после особой подготовки. Кое-что Наталия усвоила, работая на Энгельсском керамическом заводе, но в основном до всего доходила сама методом проб и ошибок. Обжиг готовых изделий является сложным технологическим процессом и производится при высоких температурах в муфельной печи. Малейшее нарушение технологии - и игрушка с треском раскалывается на мелкие части, сводя на нет усилия нескольких дней. Но, в конце концов, приемы работы были освоены и замечательные творения стали появляться на свет.

Наталия не только творит сама, но и делится своим опытом с окружающими. Долгое время она вела кружок лепки в Доме детского творчества. Сейчас она работает педагогом дополнительного образования в школе № 1 города Энгельса. Она говорит своим ученикам: "Вспомните самые светлые впечатления своей жизни и постарайтесь перенести их в глину".



Россия, дымковская игрушка, декоративно-прикладное искусство

Previous post Next post
Up