Против иудеев
О Святителе Иоанне Златоусте (921;969;940;957;957;951;962; 959; 935;961;965;963;972;963;964;959;956;959;962;)
Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военоначальника, скончался 14 сентября 407 года
Дни памяти: Январь 30 (3 свт.), Ноябрь 13, Сентябрь 14, Январь 27
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский - один из трех Вселенских святителей, вместе о святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не начала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у идеальных философов и риторов, рано превратился к углубленному исследованию Священного Писания и молитвенному рассматриванию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической существовании, пресвитеров Флавиана и Диодор Тарсийского.
Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, какое называл достоверной философией. Вскоре святого Иоанна сочли почтенным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал Шесть слов о священстве, величайшее создание православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав Против вооружающихся на ищущих монашества и Сравнение администрации, богатства и преимуществ царских с подлинным и христианским любомудрием монашеской существовании. Два года святой соблюдал тотальное молчание, находясь в одинокой пещере. Для воссоздания здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Дальнейшие годы были посвящены сотворению новейших богословских созданий: О провидении, Книга о девстве, К юной вдове (два слова), Книга о святом Вавиле и супротив Юлиана и язычников.
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн выявился ярким проповедником, и за диковинный дар Боговдохновенного слова получил от паствы название Златоуст. Двенадцать лет святой, при стечении народа, просто дважды в неделю, а изредка каждодневно, проповедовал в храме, ошеломляя сердца слушателей.
В пастырской ревности о лучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн превратился к герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на немалые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и большинство бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (супротив аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о малоимущих: при нем Антиохийская Церковь питала всякий день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и страдающих. Слава прекрасного пастыря и проповедника росла.
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был призвав из Антиохии для доставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так неоднократно, как в Антиохии. Большинство дел ждало намерения святителя, он стал с ведущего - с духовного совершенствования священства. И здесь избранным примером был он сам. Средства, какие предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание немногих больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на обитателей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал разослания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал немного молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особо императорского двора, обнаружила в лице святителя нелицеприятного обличителя.
Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новейшей силой, когда недоброжелатели сказали ей, словно святитель в родном поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, вздумавший защищать личного пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки администрацией. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новейший донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года погибла Евдоксия. Даже язычники видели в этих действиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить личных духовных чад. В бесчисленных письмах (их сбереглось 245) епископам Азии, Африки, Европы и личным товарищам в Константинополе, он утешал больных, наставлял и поддерживал личных приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но лиходеи его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный заболеваниями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной делал свой минувший переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика (Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе), причастившись Святых Таин, всемирный святитель со словами Слава Богу за все! отошел ко Господу.
Святитель Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года, но, ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, память святителя перенесена на 13 ноября. 27 января совершается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь и 30 января - празднование Собору трех Вселенских Учителей и Святителей.
Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434-447), делая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти личного величайшего учителя, в каком сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также потерпевшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить личного слова, стал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особенных посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Обитатели Коман глубоко скорбели о том, что их лишают величайшего клада, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не сумели взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал разослание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Разослание это прочли у гроба святителя Иоанна, поместили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, воздушно подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и большинством народа вышел навстречу. Массовые клирики со свечами, кадилами и хоругвями приняли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна выявилось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ общими устами воскликнул: Прими престол свой, отче! - и Патриарх Прокл со немалыми, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес Мир всем!
В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и прочие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, какие и поныне поются Церковью в воспоминание этого действия.
Текст приводится по: Минея карьерная. Январь. Ч. 2.- Издание Московской Патриархии, 1983, с. 404-406.
Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-й:
Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети; не сребролюбия мирови клада сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.
Златоуст Иоанн - Против иудеев, Читать онлайн книгу, Страница 1