Существует распространенный миф: чем раньше, тем лучше. Правда ли это? На самом деле двуязычие, которое иные родители стараются навязать своим детям с пеленок, едва ли приносит пользу. Иногда деткам «преподают» английский или другой иностранный с двух лет, когда кроха и на родном-то языке пару слов сложить не может. Детский сад с английским, школа с первого класса. Правильно ли это? Дело в том, что с языком у человека одновременно формируется и мышление. Язык и способность мыслить неразрывно связаны, поэтому, очень рискованным представляется обучать маленького человека сразу двум или более языкам. Каждый предмет должен иметь для него одно название, а не два, словосочетания (прообразы мыслей) должны быть построены по одним и тем же моделям. Если этого не происходит, с большой вероятностью маленький полиглот получит в результате не два языка, а задержку в развитии. Есть люди, которые готовы всегда оспаривать это мнение, теша себя прекрасной перспективой, которая, якобы, откроется перед их чадом, которого начинают мучить с малых лет. И речь, конечно, идёт о детях до 3-5 лет. Взрослые, которые, как правило, сами не владеют иностранным языком хотят, чтобы их ребенок успел то, на что у них самих времени не хватает.
То есть, срабатывает синдром вундеркинда. «А мой уже по-английски шпрехает!!!» И никто не задается вопросом, во что выльется подобный эксперимент над детским мышлением в будущем…
Другой миф, который следует из первого, «после школы учить языки уже поздно». Как раз наоборот, многие полиглоты и лингвисты овладели иностранными языками (да не одним!) именно в зрелом возрасте. Почему так? Дело в том, что для изучения иностранного языка необходимо сформировавшаяся логика. На нее уже нанизывается структура нового языка. Логика окончательно формируется годам к двенадцати. Вот и ранний предел для учебы!!! Но, что любопытно, верхнего предела не существует. Помню, была у нас в университете профессор (сейчас она работает в Чикагском университете), уже тогда ей было хорошо за восемьдесят. Она владела пятью европейскими языками и всегда была при ясной памяти. Более того, перед эмиграций в 85 выучила английским, на котором теперь преподает своим американским студентам. То есть, знание и изучение языков не только не мешает, но и способствует развитию памяти, помогает бороться со склерозом. Именно поэтому, мы утверждаем, что учить языки никогда не поздно, но … может быть рано.