Как водится, в назначенный великим сакральным кланом маркетологов срок, все тайное становится явным. Такой час вновь пробил: умудренный светом, сотворившимся из тьмы, Ден Браун торжественно уложил последний кирпич в раскрытие тайны тайн из тайника таинственных масонов. Его очередной эпохальный труд «Утраченный символ» обещает сие вполне недвусмысленно. У каждого, кто откроет книгу, есть шанс убедиться в этом, у меня же ― ответить на очередные вопросы.
Всякий сведущий человек знает, что все болезни от нервов, а все беды - от масонов. На самом деле, зловещее слово масон означает не больше и не меньше как обычный, банальный каменщик. Масонов условно можно разделить на невольных, как то пресловутые рабы Рима, сработавшие водопровод, вошедший в наши дни, или также доблестные солдаты стройбата; добровольных - эти легко находятся в любом жилищно-строительном комбинате; и, наконец, вольных каменщиков, из-за которых уже пару веков разгорается сыр-бор.
Некоторые ошибочно делят последних на франкмасонов и жидо-масонов, но это заблуждение, поскольку франкмасоны, собственно, и переводятся, как вольные каменщики, а пресловутых жидо-масонов не существует вовсе. Ибо все уставы всех масонских лож почитают за гнусность и объект борьбы национальную и религиозную рознь.
К своему глубокому огорчению, масонство как широкое движение возникло лишь в конце XVII ― начале XVIII веков, но столь недавнее происхождение для основателей первых лож казалось недостойным и некуртуазным. Потому в ход пошли весьма специфические исследования давних давнин. Впрочем, в сравнении с Габсбургами, доведшими корни своего генеалогического древа непосредственно к Адаму, масоны показали себя настоящими скромнягами. По общепринятой версии, они берут своё начало от некоего Хирама, который совмещал должность царя города Тира с высоким призванием строителя. По просьбе старого приятеля царя Соломона он подрядился строить знаменитый храм имени вышеупомянутого царя и немало в том преуспел.
Поскольку существование храма не вызывает сомнений, можно предположить, что Хирам действительно обладал тайнами египетских и месопотамских технологий, которые возбудили нездоровый интерес у шайки отпетых негодяев. Злодеи похитили трудолюбивого царя и пытками хотели вытащить из него тайны геометрии, физики, математики и астрономии, которые современным ученикам средних школ почти с такими же пытками силятся вдолбить. Но Хирам проявил себя настоящим каменщиком светлого будущего и не выдал злым ворогам секреты механических погрузчиков и основы сопромата. Несговорчивый царь был убит тремя ударами в грудь. Впоследствии, эти ранения нашли символическое отражение в ритуале приёма новичков в масонские ложи.
Умирая, царь Тира прошептал нечто такое, что разобрать никто не смог, но все тут же поняли насколько важны его слова. Этот предсмертный шепот получил название «Утраченное Слово» .Именно его ищут масоны по сей день и даже утраченное, оно ведет за собой вольных каменщиков по тернистому пути самосовершенствования.
Наследники Хирама посоветовались и решили хранить в глубокой тайне и без того тайные секреты высшей геометрии, якобы унаследованной от жрецов, пифагорейцев, а то и непосредственно от Творца небесного - Великого архитектора Вселенной. Собственно говоря, на этом заканчивается иудейский период масонства, который и в те времена был уже не совсем иудейский.
Чтобы как-то притянуть за уши давным-давно почивших в бозе строителей древнего Иерусалимского храма к европейским реалиям, масонские историки загрузили по самые навершия шлемов мистическими знаниями орден тамплиеров, разгромленный в начале XIV века папой Климентом V с подачи короля Франции Филиппа Красивого.
Если бы только бедные вояки Христовы знали, как много они знали! Но в одном историки, несомненно, говорили правду. Во многом на деньги этого баснословно богатого рыцарского ордена в Европе развернулось строительство церквей нового готического стиля. По сути, ничто не даёт права утверждать, что готика является сколь-нибудь прямым продолжением архитектуры древней Иудеи. Однако, прекрасное знание геометрии и свойств камня, а также привезённая с Востока тяга к мистической символике в храмах, действительно, присутствует.
Собственно говоря, именно в это время появляется сам термин франкмасон. Никакого отношения к своим «фанам» XVIII века эти вольные каменщики не имели. Франкмасонами в ту пору именовали специалистов, работавших с мягким камнем. То есть, не возводивших стены, а украшавших храм тончайшей резьбой, ажурными пилястрами, изящными колоннами и т. д. Каждая такая бригада жила в одном бараке, именовалась ложей, во главе её, как водится, стоял мастер.
Трагическая гибель ордена воинственных банкиров и уход в подполье его недобитых остатков, дал возможность масонским историкам заявлять о скрытой преемственности новых вольных каменщиков от мастеров эпохи крестовых походов. Последние якобы получили знания от рыцарей, а те в свою очередь, из рукописей найденных в тайниках Соломонова храма, среди развалин коего находилась иерусалимская резиденция богобоязненных воителей. Как бы то ни было, тамплиерская степень стала обязательным атрибутом всякой уважающей себя ложи. Впрочем Ден Браун в «Коде да Винчи» эту тему развил и довел до полного и безоговорочного апофеоза.
Не только Филипп Красивый и Климент V боролись со скрытыми тамплиерами. ОГПУ в России в 20-е годы прошлого века со всей пролетарской ненавистью громила тамплиерскую организацию, имевшую, впрочем, не большую связь с былыми героями крестовых походов, чем нынешние участники ролевого движения.
Как бы то ни было, основной пунктир передачи тайных знаний от небесного архитектора вольным каменщикам, никогда в жизни и простенькой стенки не сложившим, был набросан, и XVIII столетие без преувеличения можно назвать не эпохой Просвещения, а эпохой масонства. Впрочем, для адептов тайных лож, зачастую из высшей знати, лихо разгуливавших по европейским столицам в строительных фартуках, с циркулем и отвесом - это было практически одно и то же.
Таинственность лож являлась секретом Полишинеля. Скажем, в Пруссии времён Фридриха Великого тяжело было сыскать дворянина, начиная от государя и заканчивая самым захолустным херром, который не состоял бы в том или ином конспиративном строительном кооперативе. Как ни парадоксально, эти благородные клубы по интересам ставили задачей, ни много ни мало, новое - во многом республиканское - мироустройство. Постепенно мысль овладела массами со страшной силой, и похмелье на чужом пиру оказалось тяжелым. На исходе XVIII века масонский лозунг Свобода. Равенство. Братство стал девизом Французской революции и поныне красуется в национальной эмблеме Франции.
Впоследствии, чаще всего, масонские ложи представляли собой закамуфлированные флёром секретности - и оттого особо притягательные - кружки самообразования, обмена мнениями и взаимопомощи. Хотя бурлеж свободолюбивых идей здесь еще не утих, мировое переустройство отошло на второй план, но зато взаимопомощь порою зиждилась на таком широком проникновении в сферы власти предержащие, что этот факт создал масонам дурную славу. Таково по большей мере масонство XIX века.
В начале же XX-го масонство и вовсе ушло от своих изначальных целей и стало превращаться в самодовлеющую политическую силу. Во Франции со стороны левых социалистов послышались голоса о том, что масонство должно сомкнуть ряды с революционными пролетариями, и уже в 20-е годы было оглашено, что прежнее масонство, ставившее во главу угла просвещение и совершенствование личности, закончилось.
Во многом это правда: то, что мы видим сегодня, практически не имеет отношения ни к древним ложам, а уж тем паче - ни к тамплиерам, ни к строителям соломонова храма. И менее всего - к Архитектору Вселенной. То, чем нас пугают сегодня - наследие движения иллюминати или иллюминатов - о котором Браун подробно высказался в «Ангелах и демонах». Кстати, получив за это немалый гонорар в валюте, на которой горделиво красуется основная эмблема ордена иллюминатов: недостроенная пирамида и всевидящее око.