В первой половине апреля тропцентр организовал комплексную экспедицию в национальный парк Чу Янг Син (Chu Yang Sin), который занимает северный кусок Аннамитских гор. Насколько я понимаю, туристам там всегда рады, а вот приехать и поисследовать что-либо группе биологов довольно сложно, но тропцентру это удалось. Мы сидели на горе Чу Фан Пан в двух лагерях на высоте 900 и 1700 м.
Хотя парк находится всего в 140 км от Кат Тиена, из-за высоты всё здесь совершенно по-другому. Всего мы отметили здесь около 130 видов птиц (сейчас допишу отчёт и будет понятно, сколько точно).
В Кат Тиене живут три вида рогоклювов, тут их всего два, но зато какие.
Длиннохвостый рогоклюв (Psarisomus dalhousiae) напоминает китайскую игрушку из дешёвого пластика.
Классический иволговый свист (разве что немного глуше, чем обычно) выдал собирающую в кронах насекомых иволгу с говорящим названием - кровавая (Oriolus traillii).
Один из самых многочисленных видов воробьиных, особенно выше 1,5 км, - большая нильтава (Niltava grandis). Действительно, огромная мухоловка размером с нормального дрозда.
Один из двух массовых видов бородастиков - золотогорлый (Megalaima franklinii). Этот относительно высоко, ниже его сменяет чернобровый бородастик (M. oorti).
Супер редкость - кроциас (Crocias langbianis). Краснокнижная тимелия, эндемик всего нескольких гор Вьетнама, описан только в 1939 г. Удалось записать его голос для фонотеки.
Он даже попался в сетку.
И ещё одна уникальная горная тимелия - короткохвостая (Jabouilleia danjoui). Про её биологию также почти ничего не известно, near threatened, весь её ареал также на территории Вьетнама (и небольшой кусочек в Лаосе). Её тоже записали.
Но вообще, по-настоящему короткохвостая тимелия там другая. Это такие мелкие безжопики, как их назвали наши териологи, которые ведут себя примерно как крапивник (и размер примерно тот же), но с большей тягой к буреломным завалам и кустам. Поведение почти как у мышей, прыгают такие яйца на ножках. Очень странная птичка - малая бесхвостая тимелия (Pnoepyga pusilla).
Вообще, тимелии там разнообразны и многочисленны. Постоянно встречались стайки черноухих кустарниц (Garrulax vassali).
Гималайская кривоклювая тимелия (Pomatorhinus schisticeps).
Как и предыдущая тимелия, серогорлый стахирис (Stachyris nigriceps) обнаружился только благодаря отловам сетками. Они оба держатся в нижнем ярусе леса с густым подлеском.
Несмотря на то, что туристов в парке, мягко говоря, немного (мы не встретили за 2 недели ни одного), от подножия горы до почти её вершины проложена отличная бетонная тропа около 1,5 м шириной и не меньше 20 км длиной. Тропа во многих местах построена на срытых крутых склонах и петляет серпантином, поднимаясь на двухкилометровую высоту. Страшно представить, сколько туда вбухали финансов при строительстве. Так вот благодаря обилию обрывов вдоль тропы держится довольно много синебородых ночных щурок (Nyctyornis athertoni), которые роют здесь глубокие полутораметровые норы.
Вокруг верхнего лагеря была какая-то бешеная концентрация небольших лягушек Raorchestes gryllus, которые орали по ночам, сидя на листиках (иногда на палатке). Орали как сверчки, чему соответствует их видовое название, только очень уж громко...
Высоко в небе серый дронго (Dicrurus leucophaeus) бесстрашно атакует большого подорлика (Aquila clanga), которого, кстати, раньше не отмечали не только в Чу Янг Сине, но и вообще в Аннаме.
Большую часть времени было довольно сыро, несмотря на сухой сезон. Все таскали вещи сушиться на бетонную тропу и прилегающие камни - на несколько тревожных переменно-солнечных часов...
А в конце мы погрузили лагерь на классический транспорт вьетнамской провинции - франкенштейны на колёсах, и уехали... Хотя было бы здорово провести там ещё пару недель.
Надеюсь, туда ещё будут экспедиции.