Колокольня забирает не каждого/ Впечатление от фильма "Я тоже хочу", Алексей Балабанов, 2012

Apr 28, 2014 13:17

С гордостью и радостью могу сказать, что теперь я посмотрела все работы Алексея Балабанова, начиная от короткометражных зарисовок о свердловском рок-клубе, заканчивая последним его фильмом "Я тоже хочу", о котором сегодня и пойдёт речь.

Картина ориентирована на человека, который до этого видел и другие работы режиссёра, если этот фильм будет первым знакомством с творчеством Балабанова, то не факт, что знакомство это пройдёт успешно.

Сюжет довольно прост: бандит рассказывает своему знакомому музыканту, что где-то между Питером и Угличем есть колокольня, к которой все едут за счастьем. Колокольня забирает людей, но не всех. Герои отправляются за счастьем, позже к ним присоединяются люди, которые "тоже хотят" счастья. Кому-то суждено получить его, кому-то нет...

Сама идея картины напоминает сказку, не по всем её канонам, но по очертаниям. Вспоминается и "Теремок", в который все животные от мышки до волка набиваются в надежде на какое-то пристанище и счастье: "теремком" в картине служит чёрный джип, на котором герои едут за счастьем.

Счастье у каждого своё, никто не рассказывает детально, что именно подразумевает под этим понятием. Кому-то нужны деньги, кому-то любовь, кому-то работа - суть в том, что каждый человек хочет своего счастья. Мотив дороги - один из основных в сказочных сюжетах. Картина !Я тоже хочу" отсылает зрителя и к непростому пути героев сказки "Волшебник Изумрудного города": там персонажи идут к доброму волшебнику Гудвину, чтобы получить мозги, сердце,храбрость - одним словом, идут за персональным и таким необходимым каждому счастьем.
В картине в роли Гудвина выступает сама загадочная колокольня, которая манит к себе многих, но счастье даёт не всем, только тем, кто заслуживает быть счастливым.

Фильм похож на некое обобщение всего, что говорил Балабанов в своих картинах ранее: тут есть и трамвай из "Счастливых дней", и бандит из "Кочегара", и алкоголик, и проститутка, и музыкант - все те асоциальные субъекты, которые вполне гармонично существовали в художественных мирах, показанных Алексеем Балабановым.

Примечательно и то, что в фильме появляется Бог. Герои ведут о нём диалог у костра. Это не означает, что картина носит чисто религиозный подтекст. Скорее, это даёт зрителю ту самую надежду на светлое и прекрасное, которой он был лишён в случае с "Грузом 200".

Неслучайно в финале картины появляется сам режиссёр, который говорит, что он тоже хочет счастья. Но колокольня ему не даёт это счастье и он умирает. В каком-то смысле эта сцена стала пророческой, ведь картина эта - последняя, в определённом смысле итоговая.

Обобщение, о котором я упомянула выше, многое объясняет зрителю. Балабанова часто упрекали в том, что его фильмы беспросветные, в них нет счастья. Думаю, что эта картина наглядно продемонстрировала, что счастье есть. Есть и в жизни, есть и в прекрасных режиссёрских работах Алексея Балабанова. Просто оно не для всех, мало просто "тоже хотеть", нужно ещё его заслужить.

Понятно, что в реальности нет такой колокольни, которая была бы порталом между двумя мирами, прямой дорогой к счастью. Но любой человек всегда хочет быть счастливым, без этого жизнь теряет смысл. Все хотят. Я тоже хочу.


алексей балабанов, я тоже хочу, русское кино

Previous post Next post
Up