Депрессивный реализм в кино// Впечатление от фильма "Груз 200", Алексей Балабанов (2007)

Feb 15, 2014 18:11

Что бывает, когда моё любопытство берёт верх над моими опасениями?.. Конечно же, вместо того, чтобы смотреть фильмы из списка, я начинаю смотреть те, которые вызывают большие сомнения и разного рода впечатления у моих знакомых, да и у зрителей в целом. А у меня такие фильмы вызывают живой интерес, потому что если есть общественное противоречие, то мне всегда важно составить своё собственное мнение о дискуссионном предмете.

В данном случае этим предметом стал фильм Алексея Балабанова "Груз 200".

Действие фильма разворачивается в 1984 году. Идёт Афганская война. Близится крах СССР.
В провинциальном городке Ленинске парень с девушкой встречаются на танцах. После молодые люди уезжают в поисках приключений и "продолжения банкета". Поиски приводят их в деревенский дом, хозяин которого торгует спиртным. В этот же самый дом поиски приводят и другого персонажа фильма - профессора научного атеизма Артёма. Только поиски профессора имеют несколько иной характер - у него сломалась машина и он просит помощи в ремонте у хозяина дома. Но конфликта,возможно, не случилось бы, не окажись в этом же доме ещё одного персонажа - капитана Журова...

Я уже говорила, что в картинах Алексея Балабанова отдельная роль отведена музыкальному сопровождению кадра.
Груз 200 не стал исключением. Первое появление Журова и его невербальное "знакомство" с будущей жертвой происходит под песню "Новый поворот" в исполнении группы ДК. Кричащие интонации и совершенно жуткая манера исполнения, сопряжённые с пустыми глазами персонажа Алексея Полуяна, не оставят зрителя равнодушным. Очень сильный эпизод, который вызывает "мороз по коже".

Помимо этого музыка постоянно сопровождает в дороге профессора атеизма, когда он едет на своём запорожце. У него в машине постоянно звучит беззаботная песня "В краю магнолий". Вполне очевидно, что внешне серьёзный, статусный и "правильный" профессор на самом деле довольно труслив и пустоват. Он понимает, что стал свидетелем преступления, однако предпочитает умалчивать этот факт, чтобы его безупречная репутация не пострадала. Несмотря на то, что он оказался очевидцем довольно чёрного и грязного дела, нельзя сказать, что это не даёт ему жить спокойно. Весёлые мотивы из его автомобиля продолжают звучать.

Символическим отражением безразличия и деградации общества в фильме является водка и телевизор - постоянные спутники матери Журова. Неважно, что передают по ящику - концерты с развесёлыми песнями или политические выступления - она смотрит всё подряд. И в эти минуты она совершенно не осознает, что происходит в мире и даже в соседней комнате. А если и осознаёт, то происходящее не задевает её.

Весь фильм пропитан болезненным ожиданием грядущих перемен.
Кто-то в этот период начинает задумываться, как лучше и доходнее обосноваться в этой жизни, а кто-то задумывается о том, как пользуясь безнаказанностью своего служебного положения, воплощать свои извращенные фантазии в жизнь.

Образ главного героя - маньяка Журова, воплощённый Алексеем Полуяном - отражение особой формы актёрского мастерства, когда за немногословностью персонажа видно полностью его характер, манеры и "особенности". Отдельно хочу отметить его взгляд. В нём нет ни ярости, ни злости, но в нём есть отрешённая пустота, это пугает куда сильнее. С таким человеком нельзя договориться, он видит действительность в искажённой призме своей больной идеи и своей извращённой фантазии.

Определённые отголоски образа Журова относят зрителя к серийному маньяку Андрею Чикатило, который, к слову, совершал свои жуткие и жесточайшие преступления примерно в то же время, которое описано в фильме. И первый, и второй были импотентами, оба вымещали на жертвах свою ущербность из-за неудовлетворённости в сексуальном плане. Оба,к слову, - рождённые в СССР, самой правильной и "линейной" стране. Такая вот горькая антитеза.

Игра молодой актрисы Агнии Кузнецовой тоже убедительна, мне не хочется называть существование в кадре, жизнь в кадре - игрой.
Образ её тоже довольно символичен, в какой-то степени она отражает саму страну и её положение в тот период времени. Не знаю, символичны ли красный туфли и её наряд в красных тонах - красный, как известно, цвет Советского союза, цвет флага, цвет коммунизма. И героиня, и красный цвет вместе с ней - оказываются в картине попранными.


Ещё одним моментом, который заставляет задуматься, является момент прибытия гроба из Афганистана (именно эти гробы и называют "грузом 200"). Только прибывший самолёт с телом мёртвого солдата, отдавшего свою жизнь за чьи-то идеи и интересы, которые часто пытаются прикрыть,оправдать, называя интересами страны, уже готов взять на свой борт новых солдат. И неизвестно, вернутся ли они домой на своих двоих или же грузом 200 прибудут обратно уже в деревянных костюмах.

Вполне понятен и объясним общественный резонанс и то возмущение общественности, которые вызвала картина. Зрителю всегда приятнее видеть на экране добро, позитив и гармонию, пусть даже в формате утопии, чем видеть отчаяние, хаос и беспросветность, пусть даже в самых реалистичных красках.
Балабановский реализм очень ценен. Не знаю, достоверна ли информация о том, что "Груз 200" основан на реальных событиях, но знаю, что те события, которые происходят в фильме, могут происходить и в жизни. И происходили. И происходят. Пусть не в Ленинске, а в городе Н., это мало что меняет...

image You can watch this video on www.livejournal.com

груз 200, про_кино, русское кино, балабанов

Previous post Next post
Up