Это интересно)

Nov 02, 2011 12:44

Прочитала статью про Толоконского и Юрченко, и, как любитель литературы, оценила и форму, и содержание. Довольно интересно написано:

Со сменой губернаторов в регионах, как ни меняй правила и законы, все равно получается криво. Если менять глав регионов часто - губернаторы чувствуют себя временщиками. Если позволять конкретному человеку занимать пост по десять и более лет, то при смене главы региона неизбежны масштабные обновления, которые затрагивают интересы «сложившихся элит». И совсем не повезло, если бывший губернатор-долгожитель не оставляет чрезмерного интереса к региону, в котором еще недавно был «хозяином».

О последнем обстоятельстве нынешний полпред президента в СФО, а еще год назад губернатор Новосибирской области, периодически забывает. При нем, как губернаторе в регионе происходили процессы, которые сейчас имеют развитие. А «наследство» Виктор Толоконский оставил неоднозначное.
Если внимательно отследить по блогам и комментариям к новостям на интернет порталах, как все эти годы новосибирцы реагировали на события в соседних регионах, рисуется интересная картина. Большинство новосибирцев пеняли местной власти на отличные автомагистрали в Кемеровской области. И вопрос, почему у нас не так, обычно тонул в расплывчатом и уклончивом ответе. Пеняли на дорогой бензин - достаточно пересечь границу Новосибирской области, как на первой же заправке в Алтайском крае сразу другие ценники. Новосибирцы обычно в Тальменке (первый населенный пункт после пересечения административной границы региона) заливают полный бак - бензин дешевле. Упрекали новосибирцы местные власти за проигрыш региона в борьбе за такие федеральные проекты как Особая экономическая зона (досталась томичам). Власти парировали в том ключе, что не очень то и нужна здесь ОЭЗ. Только в это никто почему-то не верит. Указывали на быстрые темпы роста стройиндустрии в Омской области и спрашивали, почему там «квадрат» жилья существенно дешевле? Спрашивали, почему в Томской области деревни связаны с большим городом гораздо более качественной сетью автодорог (хотя там север: климат и местность к хорошим дорогам не располагают). В Новосибирской же области в 100 километрах от «столицы региона» до некоторых сел только на внедорожнике… Почему третий новосибирский автомобильный мост через Обь, на теме строительства которого за последние 15 лет сделали себе «пиар» все местные политики, начали строить только недавно? При этом все понимают, что время упущено и, завершив третий, нынешнему губернатору сразу придется «пробивать» для областного центра четвертый мост.
Статус кво крупного мегаполиса с высокими ценами, но динамичной жизнью, оправдывал все издержки и позволял местным властям спокойно уходить от критики. На любой упрек тогдашний губернатор отвечал всегда витиевато, но по смыслу так: зато у нас регион больших возможностей, а дороговизна и другие проблемы - болезни роста и издержки статуса.
Такая модель взаимоотношений власти и общества работала в 90-е годы, но начала давать сбой в середине 2000-х. По мере построения государства с четко обозначенной вертикалью, резко возрос спрос на управленцев, способных защищать интересы региона на федеральном уровне. А там ценят четкость предложения, внятность программы, а главное реальную способность «регионалов» справиться с взятыми на себя обязательствами. А еще в цене инициатива и умение сделать что-то самим раньше, чем ресурсы даст федеральный центр. И пока новосибирская управленческая система «сбоила», регион начал копить проблемы.

Беспокойное наследство

16 мая, всего через восемь месяцев после ухода Виктора Толоконского с должности губернатора в полпреды президента в СФО, в Новосибирске устроили шумный пикет обманутые дольщики одного из долгостроев. Классическая ситуация, если бы не одно «но». Протестующих граждан принял полпред. Как потом пояснил местным журналистам один из участников той встречи «мы вышли от полпреда «с лапшой на ушах». СМИ старательно процитировали все заявления полномочного представителя президента. В ответ интернет ленты взорвались комментариями. Вот только один пассаж:
Один из участников голодовки Сергей Коновалов заявил местному интернет-СМИ, что «С Виктором Толоконским мы действительно встречались… Если он говорит, что позвонил кому-то и сказал сделать что-то, то это не решение. Вопрос решен на словах - это одно, вопрос решен на бумаге - это другое. Техусловия так быстро никто не предоставит, вы же понимаете? Он нам говорит: „Если бы я был сейчас вашим губернатором, то я бы всё уже решил“. Мы говорим: „Виктор Александрович, мы же к вам год назад приходили, вы тогда были губернатором и ничего не решили“.
В этом смысле Виктору Толоконскому не повезло. Легко упрекать губернатора некоего региона, в котором сам не работал. И слова найдутся, и правоты в них будет на «все 100» и население поддержит и СМИ покажут - вот есть реальная управа на местную власть. С Новосибирском сложнее. Чего не коснись, всегда напомнят - так это же вы и сделали. Например. Досталось региону от полпреда за недостаточное внимание к малоэтажному строительству. Все кто на эту тему раньше общался с губернатором Виктором Толоконским удивились не на шутку. Все годы губернаторства Виктор Александрович был очень осторожен в вопросах малоэтажной застройки. Причем, как способ решения проблемы доступного жилья вообще отвергал. И аргументы приводил убедительные: инфраструктура «съест» всю экономию от дешевизны жилых «квадратов» и главный довод - городская квартира в 60 кв.м. - это жилье, а частный дом в 60 метров - курятник.

Откуда ветер дует?

С момента перехода Виктора Толоконского на должность полпреда, а Василия Юрченко в губернаторы прошел год. Поначалу их взаимоотношения почти напоминали столь модный теперь «тандем». В бытность первым вице-губернатором Юрченко занимался транспортной инфраструктурой, выстроил взаимоотношения в минтрансе РФ, в регион пошли серьезные вливания. То есть сделал то, чего не получалось у местной команды до его прихода. Сам он как-то рассказал журналистам, что знакомство с министром транспорта РФ Левитиным началось чуть ли не с ссоры, зато потом, когда разобрались, отношения стали очень уважительные и конструктивные. Просто поняли друг друга. Став губернатором, Юрченко плотно «насел» на завершение строительства Северного обхода и третьего моста через Обь, реконструкцию сети дорог в районах области. При губернаторе Юрченко запустили в эксплуатацию вторую взлетно-посадочную полосу аэропорта «Толмачево» - событие, значение которого трудно переоценить. С появлением ВПП-2, Новосибирск стал первым (и пока единственным) аэропортом по пути от Хабаровска до Москвы, где могут садиться такие большие машины как «Боинг-787» и «Аэробус-380». Путь для транзита иностранных бортов через Восток страны открыт - Новосибирск выполняет функцию запасного аэродрома. Сам аэропорт Толмачево преобразился - его пропускная способность приблизилась к уровню Внуково. На фоне всего этого, новый губернатор, перерезая ленточки на запуске то одного, то другого своих детищ, и думать не мог, что получит жесткий информационный и политический прессинг со стороны полпреда.
Внешне все началось с мелочи. Василий Юрченко поймал «за руку» местные транспортные компании, которые завышали себестоимость городских пассажирских перевозок, получая компенсацию за «льготников» из бюджета. Поднял он вопрос и о принципах формирования обязательств региона по обеспечению этих самых льгот. К слову он не был первооткрывателем. Тему поднимал еще прежний губернатор. Поначалу, в качестве мнения, полпред Виктор Толоконский высказался критично, но сдержанно, по сути, предложив губернатору ряд толковых поправок, что было услышано и воплощено. Но местным элитам, которые хорошо знают и Виктора Александровича и Василия Алексеевича был дан сигнал: «началось».
По мнению местных политологов началось все не с льгот… Ас нескольких едва заметных обывателю кадровых назначений, которые могли бы и потеряться среди множества других решений нового губернатора. И действительно. Кто из жителей, скажем, Красноярского края знает, как зовут начальника краевого Фонда обязательного медицинского страхования? Только те, кому это нужно по работе. То есть процентов пять населения. Новосибирск не исключение. Большинству людей вообще дела нет до персоны «главного медицинского казначея». Слишком трудноуловима связь между отдельными чиновниками и качеством медпомощи в районных поликлиниках. И станет ли переживать полпред президента в СФО, если с подобной должности уволят чиновника в другом регионе? Скорее всего, даже не обратит внимание. Вопрос в компетенции губернатора. Но Новосибирск - другое дело. Здесь семья (в основном медработники), связи, влияние. Влияние, которое распространяется даже на чиновников, которые продолжают работать в администрации региона и в районах области. Им есть что терять, когда до их столов доберется новый губернатор-технократ. И принцип - «чем хуже - тем лучше» взят на вооружение. Задача проста - дать понять всем кто берется что-то делать в регионе, что трогать интересы сложившихся «могучих кучек» не нужно, иначе подставят и «завалят». К слову, на местных форумах новосибирцы подобные догадки формулируют гораздо прямее…

Гамбургский счет

Губернатор Юрченко оказался в непростой ситуации. Полпред, от месяца к месяцу нападает все прямее и в глаза, да прилюдно. При этом внимательность полпреда к делам новосибирским затмевает всю его активность по Сибири.
Когда в Хакассии рухнул железнодорожный мост, и под угрозой полной остановки оказалось бюджетообразующее для республики производство, полпред занимался новосибирскими дольщиками дома 84 по ул. Тульская (теми самыми, что приходили к нему еще как губернатору), а также критиковал новосибирские власти за их взаимоотношения с инвесторами. К слову правила игры для тех инвесторов, о которых шла речь, определялись еще при губернаторе Толоконском.
«Правительство Новосибирской области должно выполнить свои обязательства по вводу в эксплуатацию инфраструктуры и энергомощностей на площадке промышленно-логистического парка «Толмачево», потому что на таких важных инвестпроектах «власть не имеет права обманывать партнеров» - заявил полпред Интерфаксу в мае этого года.
При этом партнеров никто не обманывал. На следующий день после публикации заявлений полпреда исполнительный директор «УК ПЛП» Виктор Балала пояснил: «Могу ответственно заявить, парк функционирует». «Что касается энергомощностей, то они, есть в соответствии с обозначенными нам потребностями резидентов, если говорить об официальных запросах по предоставлению доступа к энергомощностям» - пояснил тогда Виктор Балала. И добавил что УК ПЛП планирует построить собственную подстанцию мощностью 40 МВт и стоимостью 1,2 млрд рублей. Также здесь должна появиться собственная электротепловая станция мощностью 3,6 МВт для удовлетворения первоочередных нужд резидентов.
Ранее министр экономического развития Новосибирской области Алексей Струков также заявил, что «вопрос обеспечения всех резидентов энергомощностямиреализуется». До конца 2011 года общая энергетическая мощность ПЛП должна увеличиться с 6 до 20 МВт. И не обманул. В середине сентября генеральный директор компании «Лиотех» Александр Ерохин, во время посещения новосибирского завода заявил, что корпорация благодарит администрацию региона за проделанную работу. «Мы благодарны как правительству, так и лично губернатору за содействие в подготовке производства к запуску».
К слову об инвесторах. За 2011 год в регион нацелили свои инвестиционные планы такие компании, «затащить» которые раньше и не снилось. И заявленные объемы инвестиций измеряются миллиардами рублей. Причем касается это всех отраслей экономики - транспорт, логистика, агропром, пищевая промышленность, высокотехнологичные производства и работа крупных госкомпаний. Ни разу не сказав это вслух, Юрченко дал понять, что на словесные нападки ответит конкретными результатами. Федеральный центр такой подход оценил, и как однажды обмолвился губернатор, в минтрансе РФ принято решение о софинансировании транспортных проектов в регионе опережающими темпами. Принцип прост - справились с объемами, заявленными до 2013 года уже в 2011 году - на два года раньше срока (речь о Северном объезде Новосибирска) - профинансируем адекватно. Также удалось получить на регион суммы по статье «здравоохранение» превышающие ранее обещанные.
А в это время на строящемся третьем автомобильном мосте через Обь строители начали укладку асфальта на первом участке… Новосибирск, погибающий в пробках, ждет этот мост уже минимум 15 лет. Строят его второй год. «Раздышалось» Советское шоссе. Идет реконструкция с расшивкой узких мест и увеличением пропускной способности дороги минимум в два раза. Перемены очевидны. Без федеральных денег и способности властей быстро и эффективно выполнять большие объемы работ по развитию инфраструктуры, ждать новосибирцам этих строек еще лет десять. Благо жителей региона, в том, что все руководители думают больше о тех самых стройках, а не о параде амбиций. Не пройдет и десяти лет, многие имена канут в историю, оставив после себя исключительно осязаемые вещи: дороги, мосты, дома. Вспоминать будут по этому списку.
Previous post Next post
Up