Joël Egloff, J'enquête

Aug 09, 2017 23:53



Про то, какое место в моём уме и сердце занимает  Жоэль Эглофф, можно прочитать в предыдущих постах, а я сразу перейду к этой книжке, выход которой я пропустила, и купила, её, случайно увидев уже карманное издание.

Герои романов Жоэля Эглоффа - странные, наивные или простоватые, не слишком удачливые люди, которые непремено оказываются в невероятных или нелепых ситуациях, оказываются случайно или сами себе их создают или придумывают, начиная заморачиваться какой-нибудь выеденного яйца не стоящей ерундой. Всё это происходит в провинции, в глубинке, в окраинной Франции (можно представить себе к примеру департамент Ля-Крёз), живущей в замедленном ритме, отмеченном мелкими событиями большого местного значения.
За всё это я Эглоффа и люблю, за это включён он в мой (короткий) список современных фанцузских писателей, за творчеством которых я слежу и виртуально по-читательски опекаю.

Холодный, снежный и ветреный декабрь. В маленький провинциальный город приезжает типичный эглоффский "маленький человек" - простодушный и не слишком далёкий, не видящий очевидных вещей, за что ни возьмётся, всё у него наперекосяк, и к тому же он человек стеснительный и с неадекватной самооценкой. Приезжает он не просто так, а по приглашению местного кюре. Приезжий (повествование ведётся от его имени) - частный детектив, кюре нанял его чтобы расследовать происшествие  "большого местного значения".  Детективом он стал недавно, про его предыдущую деятельность мы почти ничего не знаем, но у него очевидные серьёзные денежные проблемы.

Я написала выше, за что люблю Эглоффа, но надо сказать, что в этой книге он превзошёл самого себя . В отрицательном смысле - я имею в виду, что палку он перегнул. Если читатель ешё удерживается от того, чтобы предположить, что Эглофф пародирует самого себя, совершенно очевидно что мы имеем дело с длинным (и затянувшимся) упражнением в стиле. А ведь самые удачные упражнения в стиле всегда коротки! Если же упражнение в стиле называется "роман", в этом должен быть какой-то смысл или цель, какая-то завершённость.

Этот роман начинается очень даже неплохо (с литературной точки зрения, а не для главного героя), но слишком скоро повествовательный приём начинает повторяться, повторяться до бесконечности, никак при этом не изменяясь, не развиваясь и не усложняясь, а только мучая читателя. В какой-то момент догадываешься, что так оно и будет до конца, и начинает становиться почти скучно. В какой-то момент мне хотелось, чтобы книга скорее закончилась... чтобы мне от её избавиться и взяться за что-то другое. Закрываешь книгу, и ощущение, что роман так и не начался. Жаль - он мог бы начаься, не зациклись Элофф на своём упражнении в стиле.
Но в эффективности ему не откажешь - если к примеру, у вас давно не было депрессии, почитайте эту книгу! Вам гарантировано лёгкое депрессивное состояние, перемежаемое короткими приступами веселья! Вы можете также преподнести эту книгу в подарок людям, которые давно вас раздражают своим неизменно хорошм настроением. Нельзя не отметить несомненную привекательность обложки карманного издания.
На Гудридзах я поставила 1/5 - раз я люблю, должна сохранять объективность, хотя был  у меня потом соблазн исправить на 2/5 - есть там одна сцена, связанная с обувным магазином... ну вот жизнь как она есть! многое можно простить за эту сцену. Но в целом я всё же начала сомневаться, так уж ли хочется Элоффу оставаться в моём списке избраных...

joël egloff, книжки

Previous post Next post
Up